«Угроза социальной стабильности пришла оттуда, откуда ее не ожидали»

Подводя итоги года, я бы выделил несколько ключевых, на мой взгляд, событий. Причем, все они достаточно противоречивы. Во-первых, Россия достаточно спокойно вышла из экономического кризиса. Мы даже в самый сложный его период сумели сохранить наши золотовалютные резервы на уровне $360 млрд. что было достаточно солидной «подушкой», во всяком случае, для краткосрочного кризиса (точнее говоря, острая фаза кризиса оказалась сравнительно краткосрочной). Поэтому накопленных денег хватило для того, чтобы пережить этот неприятный период.
К настоящему времени мы опять «вырастили» свои резервы до уровня $550 млрд. и опять заняли по этому параметру третье место в мире после США и Японии, существенно опередив Тайвань и Южную Корею. Мы также продемонстрировали рост ВВП на уровне 4,3% в год. Что, конечно, является не столь убедительной цифрой как до кризиса, когда мы развивались на 6-7% в год. Но все-таки это значительно лучше, чем то, что демонстрируют и Европа, и США (хотя и несравнимо с Китаем, у которого рост ВВП составляет 10% или такими странами как Сингапур, у которых 15%). Тем не менее, для европейской зоны это один из самых высоких показателей.
Острейшее недовольство людей было спровоцировано коррупцией в правоохранительных органах
В результате такого мягкого выхода из кризиса социальные волнения, которых все очень опасались накануне этого кризиса, не произошли. Но, тем не менее, год мы заканчиваем в очень тревожной обстановке. Потому что угроза социальной стабильности пришла оттуда, откуда ее не ожидали. Бытовало мнение, что главной проблемой может стать недовольство людей своим социально-экономическим положением. В то время как острейшее недовольство людей было спровоцировано не этим, а коррупцией в правоохранительных органах. И это показывает, что если в сфере экономики политика властей была относительно успешной, то с точки зрения выстраивания отношений между правоохранительными органами и обществом она воспринимается негативно. При этом усугубилось недоверие людей к правоохранительной системе, которая в ряде мест срослась с криминалом.
Во время открытых дискуссий на телевидении многие участники утверждают, что таких «кущевок» по всей России не одна и не две. Не исключено, что в каждом регионе есть своя «станица Кущевская». Просто до всех еще руки не дошли (а может быть, и не дойдут). Надо сказать, что вся эта история обнажила глубочайшую степень сращивания правоохранительных органов с организованной преступностью, что является миной замедленного действия. Впрочем, она уже рванула в Москве. Хотя это пока оказалась небольшая мина. Тем не менее, это взрыв, который о многом говорит.
Владимир Путин был абсолютно прав, когда сказал, что выступления болельщиков «Спартака» были спровоцированы даже не столько самой смертью Егора Свиридова (хотя это, безусловно, само по себе трагическое событие), а именно отсутствием правильной реакции со стороны правоохранительных органов - тем, что они отпустили соучастников того преступления, которое было совершено. Как мне кажется, это очень серьезный сигнал для власти о том, что в стране коррупция является фактором нарушения и подрыва стабильности. Впрочем, насколько этот факт осознается в наших властных структурах до сих пор остается вопросом. Потому что очень часто мы видим, как борются с последствиями (с выступлениями фанатов, с выходом людей на улицу, с последствиями беспорядков и т.д.), но я гораздо реже вижу готовность бороться с причиной. А причина состоит в том, что правоохранительные органы настолько коррумпированы, что у общества нет к ним никакого доверия. И это, на мой взгляд, сейчас самый опасный фактор для внутренней стабильности в России.
Мы стали лучше понимать перспективы наших отношений с Западом
Еще одним важным итогом этого года является то, что мы стали лучше понимать перспективы наших отношений с Западом. Вначале года наблюдался чрезмерный оптимизм по этому поводу. Казалось, что перезагрузка отношений с США ведет нас к удивительным высотам партнерства и даже чуть ли не союзнических отношений. Казалось, что еще чуть-чуть, и мы сумеем договориться с НАТО по всем тем вопросам, которые нас разделяют. Конец года показал, что это не так. Дмитрий Медведев приехал в сентябре на саммит альянса в Лиссабоне и сделал конкретное предложение относительно механизма создания совместной системы противоракетной обороны. И получил жесткий негативный ответ со стороны руководства НАТО, которое просто не приняло его предложение. Не было и принято предложение РФ о продвижении к новому договору о коллективной безопасности в Европе.
А в США в июле разразился громкий шпионский скандал, который, кстати, бросил значительную тень на российско-американские отношения. Республиканцы начали критиковать Барака Обаму за то, что он якобы идет на неоправданные уступки России. То есть опять вернулся призрак РФ как противника США. И мы еще раз заметили это в ходе процесса ратификации договора СНВ-3 американским Сенатом. Тот факт, что этот договор был все же ратифицирован американской стороной за неделю до нового года, еще не означает, что нас ожидает безоблачное будущее. Барак Обама положил на весы весь свой политический авторитет, чтобы добиться этой ратификации. Потому что иначе он встретил бы новый год как президент, не одержавший в 2010 году практически ни одной победы внутри страны. При этом то, с каким трудом сенаторы согласились ратифицировать договор СНВ-3, говорит о том, что антироссийские настроения в США по-прежнему достаточно сильны, и что Барак Обама находится в очень большом отрыве от американского политического класса. Фактически можно сказать, что мы заключили договор с ним, а не с США.
Кстати говоря, две оговорки, которые были сделаны к этому договору американским Конгрессом, на самом деле до известной степени снижают его значение. Американцы оставили себе полную свободу рук в области создания системы противоракетной обороны и потребовали, чтобы были приняты долгосрочные финансовые программы относительно развития американского ядерного оружия. Так что этот договор был ратифицирован не без потерь для его содержания. В общем, я полагаю, что этот год показал, что перезагрузка отношений с РФ для США является скорее тактикой, чем стратегией. И нам нужно извлечь из этого соответствующие уроки.
Главным локомотивом мировой экономики постепенно становится Азия
Третий итог этого года заключается в том, что Азия постепенно становится главным локомотивом мировой экономики. Если на этот счет раньше еще были какие-то сомнения, то минувший год их полностью устранил. Европа находится в состоянии затяжного кризиса. Достаточно посмотреть на то, что происходит в Греции, Испании, Италии (под угрозой Португалия и Великобритания). А Ирландия собственно это уже фактически страна-банкрот. В США ситуация получше. Они вышли на 2,5% рост ВВП. Но вместе с тем последствия кризиса очень сильно дают о себе знать и здесь. Не случайно ФРС печатает доллары такими темпами, что сейчас вовсю обсуждается вопрос, когда рухнет доллар (или скажем так, когда он существенно обесцениться). Всех интересует, произойдет ли это в ближайшие три месяца, либо в ближайший год. Но, так или иначе, подобные разговоры не утихают. При этом в Азии царят совершенно другие настроения. Я совсем недавно побывал в Сингапуре по приглашению его создателя Ли Кван Ю. Сингапур сейчас демонстрирует 15% экономический рост и великолепные перспективы. Здесь сбалансированная экономика и социальный мир. Конечно, это характерно не для всех стран Азии. Но все-таки основное количество новых центров силы появляется именно здесь. Так что XXI век действительно становится веком Азии, что и подтверждает конец первого десятилетия этого столетия.
Отечественный футбол продолжает деградировать
Вместе с многочисленными трудностями и сложностями Россия в этом году познала и вкус побед. В частности, мы получили право на проведение футбольного чемпионата в 2018 году. Но здесь возникает один очень серьезный вопрос: с каким футболом мы придем на этот чемпионат? Судя по телерепортажам наших футбольных матчей внутреннего первенства, то в основном мы слышим такие фамилии как Вагнер, Веллитон, Кураньи и другие подобные. И вдруг иногда (удивительным образом) комментатор называет хотя бы одну российскую фамилию. После чего опять мы подряд слышим 5-7 иностранных фамилий.
Напомню, что наши футбольные власти уже публично заявили о том, что Россия должна выиграть домашний мундиаль. Однако не понятно, каким образом мы собираемся решать эту задачу, когда у нас фактически нет сильного национального футбола. Он, по сути, продолжает деградировать. Наши футбольные клубы добиваются успехов на европейской арене исключительно за счет зарубежных игроков. А наша футбольная сборная уже празднует как великую победу один гол, забитый в ворота сборной Македонии. При этом капитан нашей сборной, который частенько забивает голы в Арсенале, выступая за российскую национальную сборную, вообще перестает двигаться и ходить по полю. Так что как мне кажется, нам уже сегодня следует задуматься о том, с каким национальным футболом мы выйдем на чемпионат мира 2018 года.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Власть выбирал сам Российский НАРОД! Вы сами ВСЕ виноваты, что Россия - страна за чертой третьего мира. Ищите врагов в российском безмозглом обществе.
Академик РАН Евгений Примаков также подвел итоги прошедшего года. Согласно документу, машинного оборудования в РФ производится в 80 раз меньше, чем в Японии, и в 30 раз меньше, чем в Китае. Вложения в НИОКР ничтожны, основные фонды предприятий изношены, а банковская система полностью неконкурентоспособна. Что, собственно, и доказал кризис: внешний корпоративный долг составляет на сегодняшний день $500 миллиардов. Это означает, что все «длинные» деньги, полученные бизнесом в виде кредитов, пришли к нам из-за рубежа". Так что, мнение Пушкова о том, что в сфере экономики политика властей была относительно успешной, является, как минимум, неверной.
Это уже не угроза стабильности.Это крах национальной безопасности. Россия уже ОБРЕЧЕНА. И в этом виновата алчная и коррумпированная российская власть, а развращали эту власть наши заклятые западные "друзья"