«Украина сегодня похожа на СССР»

В прошлую пятницу разгорелся скандал вокруг изъятия видеоматериалов, отснятых на Украине специальным корреспондентом программы «Постскриптум» Артемом Широковым. Он получил от меня как от автора и ведущего программы задание подготовить материал о ситуации вокруг Украинской православной церкви. Это достаточно злободневная тема, поскольку на этой неделе на Украину прибывает Константинопольский патриарх Варфоломей, и те силы в Киевском патриархате, которые хотят раскола, чтобы уйти из-под РПЦ, ждут от Варфоломея признания каноничности своей церкви.
Усилия по отрыву Украинской православной церкви от Москвы поддерживает и президент Украины Виктор Ющенко. Тот факт, что он выступает за создание единой поместной православной церкви на Украине, не является секретом. По мнению как российских, так и украинских экспертов (которого придерживаюсь и я), действия Ющенко направлены на то, чтобы оторвать от России Украинскую православную церковь. Они хорошо вписываются в общую линию Ющенко по отрыву Украины от России в стратегическом плане (через втягивание ее в НАТО вопреки воле собственного народа), культурном плане (через отключение российских телеканалов на территории страны), в информационном плане (через глушение на территории Украины радио «Голос России», политическим обозревателем которого я являюсь).
== Ющенко глушит «вражеские голоса» лучше, чем КГБ СССР ==
Складывается такое впечатление, что мы имеем дело не с демократической Украиной, создание которой было провозглашено в 1991 году (да и сам Ющенко очень часто любит повторять это выражение, связав демократию на Украине со своей президентской деятельностью), а с Советским Союзом 1980-х годов, который самозабвенно глушил BBC, «Голос Америки» и другие западные радиостанции. Эта общая линия по разрыву исторических, культурных и политических связей с Украиной весьма характерна для Ющенко. Его политика в религиозных вопросах абсолютно точно вписывается в эту логику.
Материал, который готовил Артем Широков, был посвящен ситуации с православной церковью на Украине. Я не исключаю того, что украинские власти хотели воспрепятствовать выходу этого сюжета в эфир накануне приезда Варфоломея I на Украину. Надо сказать, что вся «оранжевая» команда (и сам Ющенко) очень долго готовила это событие. Речь идет об отделении Украинской православной церкви от Московского патриархата. Это выразилось, в частности в следующем. В четверг вечером, когда съемочная группа программы «Постскриптум» прибыла в аэропорт города Киева (Борисполь), таможенный контроль ей предложили пройти не в общем зале (где обычно проходят таможенный контроль съемочные группы, что само по себе является нормальной практикой), а в отдельной комнате. В ней заместитель начальника пассажирского отдела аэропорта (один из его руководящих сотрудников и старший инспектор) подвергли членов группы таможенному досмотру.
== Обращение к российскому консулу стало неожиданностью для таможенников ==
Украинские таможенники искали именно видеокассеты - старший инспектор, осматривая багаж съемочной группы, все время повторял: «Где эти кассеты, я их никак не могу найти. Их здесь нет...» На вопрос, где находятся кассеты, Артем сказал, что они в сумке, которую он собирался пронести как ручную кладь. После этого были изъяты пять кассет. Причем акт об изъятии нашему корреспонденту выдать отказались. Вместо этого ему предложили подписать бумагу, где говорилось о том, что он добровольно отдал эти кассеты на проверку. Артем Широков отказался это сделать и связался с российским консулом.
Тогда к нему подошел человек в штатском, представился сотрудником аэропорта (хотя он при этом не только не назвал свою фамилию, но и не предъявил никаких документов) и спросил, зачем Артем вызывает консула. На что спецкор «Постскриптума» ответил, что в таких конфликтных ситуациях он как гражданин Российской Федерации и сотрудник телекомпании (у которой вы изымаете собственность) требует, чтобы все это было зафиксировано. Тем более что ему было отказано в получении акта об изъятии. Это стало полной неожиданностью для этих людей (которых к тому времени, кстати сказать, прибавилось). И через некоторое время (когда приехал консул) начались долгие и тяжелые переговоры, в которых принимал участие Валерий Зубков (он возглавляет консульский отдел нашего посольства в Киеве). Российская сторона настаивала на выдаче акта об изъятии кассет.
== Изъяв кассеты ТВЦ, «оранжевые» еще раз обозначили свое отношение к Юрию Лужкову ==
Украинские таможенники очень долго отказывались это делать. Получить акт удалось только после длительных согласований и телефонных звонков в районе полуночи. То есть вся эта операция заняла около четырех часов. При этом никаких причин, по которым изымаются видеоматериалы, со стороны украинской таможенной службы названо не было. Было лишь сказано, что есть претензии к содержанию кассет. Мы прекрасно понимаем, что таможня не могла иметь ни малейшего представления об их содержании. Значит, информация, что на них может быть что-то нежелательное для украинских властей, пришла на таможню из других органов. По всей вероятности, деятельность съемочной группы находилась под наблюдением с самого момента ее приезда на Украину.
Нужно сказать, что до сих пор таких ситуаций не было. Программа «Постскриптум» за последние четыре года направляла своих корреспондентов на территорию Украины раз 20. И никогда со стороны украинских властей не было никаких попыток воспрепятствовать деятельности программы и помешать работе нашей съемочной группы. Из этого я делаю вывод, что украинские власти хотели: а) не допустить выхода в эфире программы «Постскриптум» в субботу соответствующего сюжета, b) послать мне как ее автору, руководителю и ведущему некий сигнал о том, что теперь это программа нон грата на Украине, с) возможно, еще раз выразить свое отношение к правительству Москвы, которое возглавляет Юрий Лужков (как известно, столичный мэр является персоной нон грата на Украине).
== Проверять видеоматериалы по два месяца может только «демократ» Ющенко ==
При этом было совершенно очевидно, что речь идет не о проверке кассет, а о политическом (весьма недружественном) действии в отношении важнейшего российского телеканала. Когда Широков попытался выяснить время, когда кассеты могут быть возвращены, ему предложили позвонить в пятницу по одному телефону (по которому ему должны были дать ответ на этот вопрос). Однако ему не удалось получить соответствующей информации по той причине, что телефон этот глухо молчал. Кстати говоря, этот же телефон украинская таможня предоставила и российским СМИ. Несколько интернет-изданий пытались по нему дозвониться. Но им также не удалось получить никакого ответа по этому телефону. Видимо, номер был просто фиктивным.
Кроме того, Артем Широков предложил ознакомиться с содержанием видеокассет прямо в аэропорту. Как известно, все телекамеры оснащены дисплеями для просмотра отснятого материала. Однако ему было отказано и в этом. То есть кассеты были именно изъяты. После чего нашей группе было сообщено, что проверка может проходить до двух месяцев. Можете себе представить, как может работать СМИ, если его видеоматериалы будут проверять до двух месяцев. Если такое происходит, то это должно быть связано с какими-то очень серьезными подозрениями по поводу содержания видеоматериалов.
== Действия украинских властей нарушают российско-украинское соглашение ==
Однако наши материалы носили абсолютно открытый характер. Это съемки в Киево-Печерской лавре, интервью с церковными иерархами на Украине и с представителями разных крыльев Православной церкви в этой стране. А также с экспертами, которых мы уже неоднократно снимали для программы «Постскриптум». В такой ситуации совершенно очевидно, что речь идет именно о политической акции. И о стремлении нанести удар по программе, а также по российским СМИ. Неслучайно российский МИД очень резко отреагировал на этот инцидент. В частности, было опубликовано заявление внешнеполитического ведомства, в котором этот шаг называется «вопиющим нарушением демократических принципов общения со СМИ». И говорится о том, что действия украинских властей нарушают российско-украинское соглашение о сотрудничестве в информационной сфере от 1998 года.
Кроме того, посольство России на Украине обратилось с нотой к МИД Украины, в которой потребовало «объяснить причины изъятия кассет и незамедлительно вернуть видеоматериалы». Единственным ответом со стороны Украины было невнятное заявление от руководителя пресс-службы Министерства иностранных дел Украины Василия Кирилича о том, что «Широков не имел права заниматься журналистской деятельностью, поскольку не обращался за аккредитацией в МИД Украины». Однако даже газета «Коммерсантъ-Украина» в сегодняшнем номере назвала заявления господина Кирилича «удивительными». Дело в том, что пункт 5.2 положения об аккредитации сотрудников иностранных СМИ разрешает работу на Украине журналистам, не получившим аккредитации. Согласно данному документу, в этом случае «представители СМИ осуществляют свою деятельность как работники иностранных юридических лиц. Таким образом, ссылки на отсутствие аккредитации (которые, видимо, казались украинским властям абсолютно «железными») рассыпаются при первом же соприкосновении с реальностью.
Комментарии читателей Оставить комментарий
мне стыдно за свою страну