В Афганистане появились «русские талибы»

Россия нашла общий язык с некоторыми пуштунскими лидерами «Талибана» и сегодня контролирует одну из вооруженных группировок талибов в зоне афганско-пакистанского пограничья, сообщает [http://www.afghanistan.ru/doc/14815.html «Афганистан.ру»] со ссылкой на источники Центра изучения современного Афганистана в афганской столице. Правда, издание сразу же признает, что эта новость – хотя она и стала одной из самых обсуждаемых в Кабуле в мае 2009 года – пока обладает лишь статусом слуха.
Тем не менее, как сообщают источники издания, первые слухи о «русском следе» в пакистанских провинциях Северный и Южный Вазиристан появились несколько месяцев назад – после того, как боевики пакистанского крыла «Талибана» взорвали стратегически важный мост в Хайберской долине, через который осуществлялось снабжение сил западной коалиции в Афганистане.
Кстати, отмечает издание, это произошло практически одновременно с решением официального Бишкека закрыть на территории Киргизии американскую военную базу Манас. Тогда, кстати, совпадение по времени этих двух событий – закрытия базы Манас и атаки талибов на хайберский мост – привлекло внимание некоторых экспертов (в т. ч. и в России). Однако отсутствие каких-либо иных (помимо хронологических) достоверных и доступных признаков взаимосвязи между «сносом» Манаса и сносом моста в Хайбере не позволило связать эти два инцидента «русским узлом».
В мае эксперты в Кабуле уже более уверенно связывали между собой эти два события. Основанием для этого у них стали внезапно активизировавшиеся слухи о «русском присутствии» на территории пуштунских племен, которая контролируется движением «Талибан». Так, кабульские инсайдеры сообщают, что российские представители якобы сумели в последнее время наладить контакт с рядом командиров пакистанских талибов, действующих в вазиристанских провинциях и, в частности, в районе Хайберского перевала. В итоге этих сепаратных контактов в афганско-пакистанском пограничье (опять-таки якобы) даже возникла «пророссийская группировка» «Талибана», которая, фактически, сегодня контролируется Москвой. По данным других инсайдерских источников в афганской столице, в Вазиристане (Пуштунистане) действует уже несколько группировок «русских талибов».
Активизацию слухов о появлении некоего «кремлевского «Талибана», продолжает издание, можно объяснить не только реакцией на киргизско-хайберские события. Помимо этого, с конца апреля внимательные наблюдатели не могли не заметить растущего внимания Москвы к пуштунскому и в т. ч. «талибскому» фактору в афганской и пакистанской политической жизни.
В середине мая с санкции российского правительства и при непосредственном участии его представителей в Москве состоялся Российско-Афганский форум, на котором впервые были замечены не только многочисленные представители пуштунских элит, но и фигуры, связанные с «Талибаном». С российской стороны в работе форума, в частности, приняли участие вице-премьер Игорь Сечин, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, глава Государственного антинаркотического комитета Виктор Иванов. И вот в такой компании с афганской стороны среди гостей форума оказался афганский депутат от провинции Нангархар Мохаммад Хашим Ватанваль, ныне (по его же собственным словам, сказанным корреспонденту издания «Газета») – талиб.
Майский визит «умеренных талибов» и пуштунских лидеров в Москву не остался незамеченным в Пуштунистане, отмечает «Афганистан.ру». По словам ряда кабульских экспертов, Российско-Афганский форум был весьма позитивно встречен пуштунами в восточных провинциях Афганистана и – особенно – пакистанскими пуштунами. Очевидно, что в разгар санкционированной США операции пакистанских Вооруженных сил против тыловой инфраструктуры «Талибана» в долине реки Сват присутствие пуштунских представителей в Москве было воспринято как сигнал о готовности России поддержать пуштунов и талибов.
Ну а в конце мая Москву посетил с «частным» визитом экс-президент Пакистана Первез Мушарраф, у которого, как сообщили некоторые российские СМИ, была запланирована неофициальная встреча с Владимиром Путиным. Можно не сомневаться, отмечает издание, что прием в Москве генерала Мушаррафа (который был одним из военно-политических архитекторов «Талибана» и успешно контролировал талибские группировки в районе Хайберского перевала) приведет к новой волне слухов о связях России с афганскими и пакистанскими «яростными муллами». Вероятно, некоторые российские политики хотели бы использовать фигуру обиженного на американцев Первеза Мушаррафа в качестве генерального посредника для выстраивания новых политических коммуникаций как с влиятельными пакистанскими силовыми структурами, так и с пуштунскими лидерами «Талибана».
Сегодня вряд ли кто-то сможет точно предсказать, насколько успешной окажется новая политическая интрига России в афганско-пакистанском пограничье, резюмирует «Афганистан.ру». По мнению издания, российская игра с талибами, пуштунскими лидерами и такими персонажами, как генерал Мушарраф, весьма рискованна и может обернуться стратегическим поражением Кремля в регионе Центральной и Южной Азии. В пользу такого вывода, считает автор публикации, есть несколько серьезных аргументов.
1. Россия никогда не была сильным игроком на пуштунском политическом поле. Традиционно Кремль опирался в Афганском регионе на таджиков и узбеков («Северный альянс»). Пуштуны же столетиями относились к западной, прежде всего, британской сфере влияния. Последние 20-25 лет в игре на пуштунском поле активно участвуют американцы. Чтобы сломать сложившуюся за десятилетия региональную политическую архитектуру, Москве мало одного Российско-Афганского форума и частного визита генерала Мушаррафа. Для этого необходимы специальная политическая и финансовая инфраструктура в регионе, многочисленные и преданные лоббистские группы в Кабуле, Кандагаре, Исламабаде, Пешаваре, Равалпинди. А этого у Москвы нет.
2. В ответ на попытку проникновения на пуштунское политическое пространство в отношении России могут быть предприняты жесткие санкции со стороны США. Центральноазиатские режимы (Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Казахстан) и так все плотнее встраиваются в систему атлантического взаимодействия (в т. ч. и через участие в «афганском проекте» США и НАТО). В случае действительного появления «русского следа» в Пуштунистане американцы вполне могут сформулировать «асимметричный ответ» Кремлю, активизировавшись на центральноазиатском направлении, в традиционной сфере влияния РФ. И неизвестно, чье проникновение в чужую сферу интересов окажется эффективнее.
3. Заигрывание Москвы с пуштунскими элитами наверняка не понравится до сих пор традиционным партнерам России в Афганистане – таджикам и узбекам. Лидеры «Северного альянса» вполне могут расценить это как предательство со стороны северного соседа и также начать искать нового политического счастья с американцами и их партнерами по НАТО. В итоге российское правительство при малейшей политической ошибке способно потерять «старых друзей» в Афганистане и Центральной Азии, а вот приобретет ли новых – еще большой вопрос.
4. Наконец, поиск Кремлем политических партнеров в Пуштунистане через прямые контакты с племенными и религиозными пуштунскими вождями (включая «умеренных талибов»), а также заигрывание с такими одиозными политиками, как генерал Мушарраф, неизбежно приведет к охлаждению отношений между Москвой и официальными Кабулом и Исламабадом. В перспективе это также способно привести к напряженности в отношениях и с Нью-Дели. Сомнительно, что такие перспективы устраивают ответственных российских политиков, резюмирует издание.
Выходит, что Москва ошиблась, начав новую политическую игру в Афганистане и Пакистане? На наш взгляд, это все же не так. Ведь все эти годы Россия фактически следовала в фарватере политики, которую проводила здесь международная «антитеррористическая» коалиция, т. е., по сути, США. И продолжение такого курса привело бы к тому, что Америка фактически стала бы руками той же России реализовывать свои, антироссийские, по сути, планы в этом регионе.
Накануне апрельского саммита НАТО KM.RU уже [http://news.km.ru/pered_rossiej_zamayachil_vtoroj_ писал] об этом. Кстати, тогда наш портал приводил очень показательные в этом смысле слова российского постпреда при НАТО Дмитрия Рогозина: «Если НАТО потерпит фиаско, России и ее партнерам придется воевать против экстремистов в Афганистане». Из этих слов волей-неволей напрашивается вывод, что России не остается ничего иного, как активно поддерживать стратегию Альянса в Афганистане. Иначе – неминуемый «второй Афган». Вот такая «радужная» перспектива…
«Для США эта многострадальная страна является в целом безразличной для них территорией, – считает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Но на ней крайне удобно под предлогом борьбы с терроризмом иметь мощный военный кулак. На сегодня там 28 баз США и НАТО, из них 13 авиабаз и 2 особо сверхкрупные. Этот своего рода сухопутный мегаавианосец позволяет из идеального места контролировать все главные страны Евразии, прежде всего – Россию, Китай, Иран и Индию. А также охранять «бензоколонку» США на территории стран Персидского залива и Каспийского моря. Из этих районов, между прочим, США к 2025 году будут получать до 60% импортируемой нефти. И это делает стабильность поставок отсюда критической проблемой национальной безопасности США».
Кроме того, назначенный недавно новым полпредом США в НАТО г-н Иво Даалдер проталкивает среди союзников по НАТО идею превращения этого блока в некую альтернативу «отжившей свой век» ООН – за счет присоединения к Альянсу Австралии, Японии, Южной Кореи, возможно, и Индии. И, как уже писал уже KM.RU, главным плацдармом для перехода НАТО в такую глобальную организацию призван стать именно Афганистан – в случае реализации там новой стратегии США, озвученной недавно Бараком Обамой.
При всем этом, отмечает Крупнов, никакого особого вреда из своего присутствия в Афганистане США пока не имеют – и рассчитывают не иметь в будущем. За 7 лет военного присутствия в Афганистане, поясняет эксперт, американцы потеряли там не более 700 человек, т. е. в 5 раз меньше, чем за 4 года войны в Ираке, и в 15 раз меньше, чем за тот же период СССР. Афганского героина в расчете на человека в США поступает в 3 раза меньше, чем в Западную Европу, и примерно в 20 раз меньше, чем в Россию. «Так что – сплошные плюсы, – резюмирует эксперт. – Отстраивай себе базы, а героиновые потоки еще и непрерывно подрывают мощь соседних стран, особенно России. Мягкое подбрюшье там наше (российское), а стратегия – американская».
И Россия должна поддержать такую стратегию? Нет уж, увольте. И в этом смысле поиск Москвой новых точек опор в Афганистане и Пакистане можно только приветствовать – если, конечно, этот курс будет проводиться грамотно и осторожно.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пиндосы за что боролись на то и напоролись....А винить можно и марсин...
Домыслы!Я слежу саиты антитерора.Например The long war journale.Индусы пропоганду гонит на Пакистан по хлеше Гебельса.Нигде ничего подобного не читал.Иранскии след обнаружен,киатцы возмушялись,что аятола транзитом оружия их подставил.Там на столько полтная агентурная и техническая разведка,что русскии след давно бы обнаружили и на весь мир раструбили.Да и не в интересах России такие игры.
04.06.2009 12:38zum
Во имя аллаха милостивого, милосердного! Пиндосы, хищники-захватчики, опаснее любых фанатиков, как в своё время для Руси сброд со всей Европы псы-рыцари и немцы были опаснее татар. Аллах акбар! Слава живому который не умирает! Нет бога кроме бога и Мухаммед пророк его. Символ веры, для атеиста, совсем мало значит.
04.06.2009 08:26Конрад
В своих проповедях не сокрщай пожалуста твою любимую фразу что Алах велик!:)))
Пиндосы в Афганистане в миллион раз опаснее для России и для всего мира, чем все талибы и исламские фундаменталисты планеты вместе взятые. У России не никакого подбрюшья ни на юге ни на севере и с Азией мы всегда договоримся, а пиндосы это раковая опухоль планеты в поисках новых дешёвых источников углеводородов, надо выжигать все метастазы пока не поздно, пока они не перекинулись ещё ближе к нашим границам.