В армейской дедовщине виноват Хрущев

Преобразования Российской армии, неформально называемые «реформой Сердюкова» (по фамилии министра обороны РФ), идут полным ходом. Как заявил сегодня замминистра обороны РФ генерал армии Николай Панков, корпус профессиональных сержантов в нашей будущей армии составит 250 тыс. человек. «Ежегодно в вузах будут готовить 15 тыс. сержантов-контрактников. С 1 февраля обучение сержантов-профессионалов начнется в 6 вузах, с 1 сентября – в 48», – цитирует его слова [http://www.rian.ru РИА «Новости»].
По мнению многих экспертов, Российская армия давно нуждается в укреплении сержантского состава. Снижение статуса сержанта, которое произошло у нас в послевоенные годы, вынудило офицеров задействовать неформальные, а правильнее сказать, неуставные методы управления солдатской массой, что в конечном итоге значительно усугубило известную проблему дедовщины. Кроме того, в качестве одной из причин дедовщины называют «реформы Хрущева», связанные с масштабным сокращением в армии, под которое подпадали и действительно профессиональные военнослужащие. Иными словами, проблемы в этой сфере копились годами, но решать их надо сейчас. Поэтому в последнее время неоднократно предлагалось вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя практике, при которой сержант обладает реальной властью и является связующим звеном между солдатом и офицерским корпусом. Однако, помимо полномочий, сержант должен обладать и соответствующей подготовкой. Как отметил член Общественного совета при Минобороны РФ Анатолий Цыганок, «наш сержант не обладает необходимым образованием. В сержантской школе сержанта готовят за 3 месяца, и потом он идет на службу в часть. А надо в военных академиях организовать факультет сержантов».
О путях укрепления сержантского корпуса и истоках дедовщины в нашей армии рассказывает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
– Когда были полковые сержантские школы, там каждый командир отбирал кандидатов, следил за ними, помогал в обучении и получал их к себе в роту. И сержанты, особенно когда служили 3 года, были профессионалами. Это было в 70-е годы. Плюс был институт сержантов, старшин, сверхсрочников. В целом это была достаточно профессиональная категория военнослужащих. А вот когда роль сверхсрочно служащих принизили и стали создавать окружные учебные центры для подготовки сержантов, то, во-первых, отбор там был чисто формальный, а во-вторых, командиры не могли отбирать сержантов к себе в части. И сержанты поступали в части разного уровня – как правило, слабые, потому что в общей массе их сложно было готовить. Вот тогда сержантский институт треснул. Это пошло с 80-х годов.
Сегодня же институт прапорщиков и мичманов устраняется, и одновременно пытаются где-то готовить сержантов. Мне кажется, это два противоречащих друг другу процесса. Зачем убирать прапорщиков и мичманов? Можно улучшить отбор, улучшить подготовку, и не только в школах прапорщиках и мичманов и в центрах подготовки, но и за счет повседневной практической подготовки. Безусловно, сержант должен быть помощником прапорщика, мичмана. Готовить их нужно серьезно, но методика подготовки сержанта в учебных заведениях (а их несколько на всю Россию), мне кажется, не выдерживает критики. Это опять будет нечто обезличенное. Мне кажется, что в рамках по крайней мере дивизии можно было организовать именно подготовку сержантского состава, чтобы командиры отбирали из тех солдат, которые пришли на службу, получали их согласие, интересовали подготовкой и т. д. Они были бы на виду, чтобы и командир полка знал, что эта группа будущих сержантов придет в полк, чтобы знал командир батальона, командир роты и т. д.
Хрущев, по сути дела, дискредитировал офицерский корпус, и отсюда пошла дедовщина. Как только престиж офицерской службы стал принижаться, то снижается и ответственность офицеров. Сокращение вооруженных сил на 1,2 млн человек, которое он провел, сопровождалось формированием негативного общественного мнения. В официальной печати рождались фельетоны. У Степана Олейника, известного советского поэта, лауреата премий и т. д., была поэма «Гиревик» – про то, как колхозник смотрит на соседа-офицера. И вот колхозник собирается на работу, бежит на поля, а в это время сосед его, офицер, качает гири, чаек попивает и прочее. В официальной печати, в газете «Правда» в том числе, стали писать про бывшего майора, про то, что он не нашел себя на службе, и вот он сфотографирован с поросенком на руках. Понимаете, когда офицерский корпус был дискредитирован, а сержантский корпус в это время ослаблялся, тогда в армии пошли негативные процессы. Была нарушена система. А это самое страшное – разрушить сложившуюся систему.
Комментарии читателей Оставить комментарий
22.01.2009 17:09Ося
Что если после предложенного тобой "всеобуча" солдат заключит контракт и попадет в казарму, где уже служат солдаты, окончившие "всеобуч" раньше него, скажем на год или два? Где гарантии , что и в этом случае не будет дедовщины?
Мне кажется, что надо прежде всего менять психологию солдата, а не систему его подготовки.Система подготовки контрактников уже существует. А вот как служат солдаты-контрактники после обучения, воплощая на практике все то, что в них вложили -большой вопрос.Я не уверен, что дедовщины не существует в коллективах, где все контрактники.Здесь вопрос не в подготовке.Ведь и в советские времена,когда солдаты учились в учебках по 6 мес. и были все одного призыва не предполагалось дедовщины. Однако этим занимались сержанты-их командиры-воспитатели. Это было.
Возвращаюсь к опыту США. Почему-то проигнорированному ГШ. Программа подготовки морского пехотинца занимает 16 недель. Через четыре месяца солдат должен быть готов к боевым действиям. Предлагалась Осей по всеобщему призыву готовить всех по подобной программе: только новобранцы и сержанты-инструкторы (контрактники-профессионалы) С утра до вечера учеба и подготовка. никакой дедовщины (нет дедов раннего призыва!) Это возможно. А после этого "всеобуча" при желании военнослужащий заключает контракт. Тогда имеем большое количество подготовленных резервистов+ сознательный выбор контрактников, которые становятся сержантами-специалистами после прохождения сержантских учебок.
22.01.2009 16:19Ося
То о чем я написал - гласит Устав ВС РФ -Закон, утвержденный ГД и Президентом РФ. Это не рассуждения.Я просто переложил одно из положений Устава на конкретный пример. Ну а что касается армии Израиля..? У нас своя армия и только она одна будет обеспечивать нашу безопасность от внешнего врага. Думаю, что ни армия Израиля, ни армия США здесь нам вряд ли помогут. А посему-их опыт можно и нужно учитывать, что и делается в ГШ,изучать их тактику,стратегию и готовиться к войне с вероятным противником.
Ещё раз: если дед-сержант приказывает молодому надраить егойные сержантовские сапоги - дедовщина натуральная, то нужно чтобы солдатик в справочник "внимание: дедовщина!" заглянул и сержанта проигнорировал.
topor. Это ты рассуждаешь как солдафон. А между прочим, в армии Израиля (одной из самых боеспособных в мире) имеем: «Рав Шломо Горен, постановил, что если приказ противоречит заповедям Торы, солдат обязан отказаться от выполнения приказа, ЕСЛИ ПРИКАЗ НЕ КАСАЕТСЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Он опубликовал это постановление в восьмистраничном журнале, который издавал тогда раввинат ЦАХАЛа. В этой брошюре в частности объяснялось, что приказ нарушить субботу вне прямой связи с оперативными действиями по безопасности, — является незаконным, и солдат обязан отказаться от его выполнения." И военным властям пришлось согласиться.--И Ося, бывший сержант срочной службы, согласен.