В чем заключается экологическая политика России?

Несколько неожиданный приоритет обозначил сегодня перед отечественным бизнесом президент России, который провел в подмосковном Внуково выездное совещание Госсовета, посвященное экологии.
Бизнес сегодня должен признать основным приоритетом в хозяйствовании сохранение окружающей среды, заявил Дмитрий Медведев. По его мнению, предприятия должны перестать скрывать данные о реальном ущербе, который они наносят окружающей среде, встать и честно сказать, куда и сколько они вылили вредных веществ.
«Исполнение экологического законодательства должно стать нормой поведения. На данном переходном этапе важно, чтобы бизнес не опасался немедленного наказания и не скрывал данные о реальном уровне воздействия на окружающую среду», – считает президент. Но что это за переходный период, откуда и куда?
Дело в том, что еще в апреле этого года Минприроды провело презентацию пакета законопроектов, направленных на «снижение негативного воздействия на окружающую среду». В пакет, в частности, входит проект федерального закона об экологическом ущербе, наносимом вредными выбросами и сбросами в окружающую среду. Сегодня, как поясняют в Минприроды, понятия ущерба в законодательстве нет, и это мешает предъявлять иски и получать с хозяйствующих субъектов компенсацию за воздействие на окружающую среду. Ведомство предлагает создать к 2016 году реестр наилучших существующих природоохранных технологий, развернуть широкое информирование о них и одновременно начать резко повышать платежи за сверхнормативное воздействие на окружающую среду: сначала – в 5, а к 2016 году – в 20 раз.
При этом для предприятий, модернизирующих производство, предусмотрены различные меры экономического поощрения. По данным Минприроды, сегодня общий объем выплат в качестве штрафов за загрязнение окружающей среды составляет всего 16 млрд руб., т. е. сотую долю процента прибыли предприятий.
Сейчас эти документы проходят межведомственное согласование. По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, данный пакет «не только предъявляет новые требования к охране окружающей среды, но и создает стимулы для модернизации российской экономики».
Поручение разработать такой законопроект Дмитрий Медведев дал весной 2008 года в ходе точно такого же заседания Госсовета по экологии. Повторив сегодня свои тезисы из того выступления, Медведев предложил активнее стимулировать внедрение природоохранных технологий и потребовал прекратить экологический нигилизм. По большому счету, призыв «покончить уже с экологическим нигилизмом» стал едва ли не единственным новым тезисом, привнесенным Дмитрием Анатольевичем в обсуждение данной проблемы на Госсовете.
'''Какие актуальные экологические проблемы стоят сегодня перед промышленностью России? Этот вопрос мы адресовали генеральному директору Юридического центра промышленной экологии Дмитрию Мишукову:'''
– Если рассматривать нигилизм в общем понимании – как отрицание или незнание законодательных норм в области экологии, – то в последнее время он сходит на нет. Ответственные природопользователи, предприятия сегодня в большинстве своем знакомы с требованиями законодательства и стараются их соблюдать. Другое дело, что состояние экологического законодательства таково, что там – огромное количество пробелов и противоречий. Это приводит к тому, что даже законопослушные предприятия иногда не могут соответствовать всем установленным требованиям.
Серьезной проблемой является постоянное реформирование органов госуправления в экологической сфере – это приводит к оттоку квалифицированных специалистов. В результате должности инспекторов и даже руководителей зачастую занимают люди, которые не имеют достаточного опыта, либо в принципе имеют весьма косвенное отношение к экологии. Это серьезно сказывается на качестве проектов нормативно-правовых актов, которые они подготавливают, качестве проверок и т. п.
– ''Актуальным ли является вопрос об усилении ответственности?''
– Что касается усиления ответственности, то вряд ли на данном этапе ее можно рассматривать как позитивную меру, т. к., по большому счету, это – не всегда обоснованное усиление финансовой нагрузки на предприятия. Повторюсь: многие нормативные механизмы сегодня не отработаны, и предприятия часто просто не могут исполнить требования госорганов. А тут их предлагается наказывать еще сильнее, притом, что сегодня у нас отсутствует система экономического стимулирования природопользователей, рассчитанная на то, чтобы они разрабатывали и внедряли новые природоохранные технологии. Следовательно, сегодня гораздо важнее не усилить ответственность, а провести полноценную реформу системы управления и подготовить принципиально новую систему законодательного регулирования. Необходимо наконец сформулировать, в чем заключается экологическая политика России. На этот вопрос, к сожалению, не могут ответить даже в Департаменте госполитики и регулирования в сфере экологии.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Vivingane. «Чтобы оценить степень ущерба достаточно отойти в ближайшую лесополосу.»
Окружающая среда - это то, что окружает человека и начинается она с квартиры и рабочего места. В СанПиНах прописаны почти все ПДК и ПДУ, и чаще всего есть и приборы, и методики, МУКи. Но реально уровень ЭМ-полей, автомобильных выбросов, мусора и т.д. вырос в десятки раз за 20 лет. Кто-нибудь отвечает за цифры ПДК и ПДУ и во сколько раз они занижены? Для этого необходимы многолетние медицинские исследования. Реальный вред того или иного воздействия иногда известен весьма приблизительно. Это необходимо уточнять, иначе всем в итоге надо будет платить налог на экологию, как сейчас мы платим за ЖКХ и дороги и не имеем их в нормальном виде.
основным источником загрязнения сейчас становится не юрлица, а мы , граждане, с нащими пакетами, банками,ытылками и машинами. Чтобы оценить степень ущерба достаточно отойти в ближайшую лесополосу.
Экологическая проблема-это не только промышленная,но и социально-бытовая:в городах уплотнительная застройка, лишающая жителей зеленых островков для отдыха,шум на улицах и в домах в жилищах с тонкими стенами,тоже не способствуют здоровью и отдыху. В загородной зоне незаконно захватываются участки по берегам водоемов,иногда многие гектары, лишающие людей доступа к воде. Раньше была норма 60 метров,откуда-то взялась цифра 20 метров,которая тоже не соблюдается. Поэтому нечего удивляться,что в РФ самая высокая заболеваемость сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями,человеку просто негде отдохнуть. Здесь правители разбирают технические проблемы экологии-загрязнение окружающей среды,а для современного человека гораздо важнее чистота социально-психологической среда.
Доходы у водоканализационных (подчёркиваю не ЖКХ) предприятий бывают только на бумаге, а на самом деле они еле сводят концы с концами. Выставляя счёт на услуги, предприятие автоматически должно заплатить налог, а фактически оплату можно не получить вообще. Хотя бы поддержать то, что есть, а хотелось бы многого. Идей много.
Качество проектов напрямую зависит от Федерального классификационного каталога отходов.Он неполный, т.е. не всем отходам присвоен код. Это нарушает единство в определении класса опасности. Деньги за разработку проекта берут немалые. По каждому отходу необходимы единые справочные данные (плотность отхода кг/кв.м, и т.д). Этого тоже нет. По каждому источнику, образующему отходы, должен быть узаконенный перечень этих отходов.