]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«ВВС России остаются вполне дееспособной силой»

15:43 12.08.2010
, Максим Хрусталев

Сегодня – день Военно-воздушных сил России

Сегодня – день Военно-воздушных сил России. 12 августа 1912 года приказом военного ведомства вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генштаба императорской армии. С 1997 года этот день официально утвержден в Российской Федерации как день Военно-воздушных сил.

Российской военной авиации уже через два года после своего официального рождения пришлось принять боевое крещение Первой мировой войной. На момент ее начала Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Он делился на авиационные отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в русской императорской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиация). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. Легендарный пилот Пётр Нестеров, который в 1913 году первым в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова), в 1914 году совершил первый воздушный таран.

К сожалению, как косность высшего командного состава императорской армии, так и сохранявшаяся индустриальная отсталость России от большинства европейских стран не позволили военной авиации России сохранить свое лидерство. Например, если во Франции за годы Первой мировой войны численность военной авиации выросла в 23 раза (превысив 3 тысячи самолетов), а в Германии - в 11 с лишним раз (составив свыше 2700 самолетов), то в России она выросла только в 2,2 раза (до 600 боевых самолетов). В то же время русские летчики сражались ничуть не хуже своих немецких и французских коллег. Из их среды вышла целая плеяда первых русских асов – Евграф Крутень (прозванный «русским витязем» - на его фюзеляже было изображение Ильи Муромца), Константин Арцеулов, Вячеслав Ткачев, Иван Смирнов, Павел Аргеев.

Однако революция 1917 года, сопровождаемая всеобщим развалом, тяжело отразилась на русской военной авиации. Большинство из ее героев погибли в последовавшей гражданской войне или эмигрировали из Советской России.

Военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-крестьянский красный воздушный флот. Грандиозная индустриализация советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от императорской России. К концу 30-х годов наладилось массовое производство таких самолетов, как истребители Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщики Туполева ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.

Одним из первых испытаний советских ВВС в действии стала гражданская война в Испании 1936-1939 гг., где отечественные самолеты противостояли (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе "Мессершмитту" Bf.109. За свои подвиги в испанском небе 25 наших летчиков заслужили звание Героев Советского Союза.

Затем последовали бои в районе Халхин-Гола, в которых японская авиация поначалу продемонстрировала свое превосходство над советской. В район боевых действий пришлось срочно направить группу опытных советских асов под командой комкора Смушкевича, Героя Советского Союза. Из 42 участников группы звание Героев имело более половины. Они быстро внесли перелом в ход воздушных боев – до конца конфликта японцы потеряли 353 самолета, а наша авиация – 131.

В 1939 г. авиация принимала участие в советско-финской войне, где провела более 100 000 самолето-вылетов. Существует мнение, что неумелая тактика советских ВВС приводила к большим потерям, но в среднем один самолет терялся на 166 боевых самолето-вылетов, что значительно лучше, чем потери советских ВВС в 1944-1945 гг., не говоря уже о 1941-1942 гг. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них только 40% было сбито в бою. Зато почти 50% было потеряно в результате аварий и катастроф или получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй.

К сожалению, потери такого рода стали подлинным бичом для нашей авиации. Наскоро обученные летчики и техники, в массовом порядке пополнявшие авиацию, часто разбивали самолеты. К тому же в годы войны в связи с резким ростом производства, зачастую в неприспособленных для того условиях, резко упало качество самих самолетов или их отдельных узлов, что неизбежно вело к дополнительным авариям.

А началась Великая Отечественная война для нашей военной авиации просто катастрофически. Только к 1943 году нашим летчикам удалось на равных противостоять немецким люфтваффе и их союзниками, а к 1944-1945 гг. завоевать решительное преимущество. Военный историк Олег Смыслов приводит следующие данные:

''«Если со стороны ВВС Красной армии на советско-германском фронте в боевых действиях участвовало 129 400 самолетов, которые произвели 3,8 млн самолето-вылетов (29 в среднем на один самолет), то со стороны ВВС Германии — 48 450, которые произвели 1,8 млн самолето-вылетов (37 в среднем на самолет).''

''За годы войны на советско-германском фронте соотношение потерь самолетов составило 1 к 1,15. Если боевые потери ВВС КА составили 46 100, а не боевые — 60 300, то ВВС Германии на советско-германском фронте потеряли 52 850 самолетов, а всего с 1941 г. – 85 650 самолетов на Восточном и Западном фронтах.''

''По данным самой Германии, потери в самолетах немецких ВВС, с учетом повреждений от 10% до полного уничтожения самолета, за всю Вторую мировую войну с 01.09.39 г. составляют 71 965.''

''Причем, если авиапромышленность СССР выпустила с 1941 по 1945 год всего 122 100 самолетов, то авиапромышленность Германии — 100 749. По другим данным — 113 514. Следовательно, мы можем говорить о большем количестве выпущенных самолетов и о меньшем количестве боевых потерь Советским Союзом.''

''Однако нельзя забывать о том, что Германия воевала на двух фронтах: с 1939 г. — 64 месяца, а ее не боевые потери были в несколько раз меньше потерь ВВС КА, что может говорить в целом о высоком уровне авиатехники и не менее высоком уровне подготовки летного состава люфтваффе.''

''Если безвозвратные потери летного состава ВВС КА с 1941 по 1945 г. составили 48 158, в том числе 28 193 летчика-пилота (по другим данным, 27 600, из них: 11 874 летчика-истребителя, 7 837 летчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации – KM.RU), то Германия потеряла в этот же период убитыми и пропавшими без вести более 66 тыс. человек летного состава на двух фронтах».''

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьезно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских ВВС было до 10 тысяч самолетов, что делало их мощнейшими в мире.

Организационно они состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. В их составе также имелись специальные войска (специального назначения (спецназ)), части и учреждения тыла.

Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых Сил, не входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца.

После распада СССР в декабре 1991 года советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40% техники и 65% личного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипломатическим давлением США. 8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.

Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х годов.

В августе прошлого года РИА «Новости» сообщило, что ВВС России выходят на показатели советских времен по закупкам авиации. «Более 80 новых самолетов и вертолетов в этом году закупают ВВС России, такие показатели были только при Советском Союзе», - цитировало агентство заявление врио замглавкома по вооружению ВВС генерал-майора Олега Бармина на авиасалоне МАКС-2009.

По его словам, ВВС заключили долгосрочные шестилетние контракты на закупку самолетов Су-34, МиГ-29СМТ. Кроме того, на МАКСе уже заключены три контракта на закупку Су-35, Су-27СМ и Су-30, напомнил генерал. Новая закупаемая ВВС авиатехника позволяет осуществлять дозаправку в воздухе, что значительно расширяет диапазон ее применения, в том числе, в условиях военных действий, сообщил он.

Эти и ряд других данных дали основание многим экспертам полагать, что процесс перевооружения российской авиации начался. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется к 2013 году.

После того, как в 1990-е годы в структуру ВВС вошли и войска ПВО, этот род войск настолько усилился, что это были вынуждены признать и потенциальные противники России. Как сообщал «КоммерсантЪ», «согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, средства ПВО России достигли уровня, который фактически исключает возможность выживания авиации ВВС США в случае военного конфликта». По оценке Air Power Australia, противостоять российским ПВО не способны не только американские боевые самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения Joint Strike Fighter, также известный как F-35 Lightning II.

Как заявил 6 февраля 2009 года РИА «Новости» российский эксперт Руслан Пухов, превосходство российских ПВО над зарубежными, в частности, американскими самолетами, объясняется историческими факторами. По его словам, «в период "холодной войны" советские самолеты отставали от зарубежных аналогов по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ), поэтому уже тогда военное руководство СССР сделало акцент на развитие средств ПВО. Сегодня российские новейшие комплексы и системы ПВО значительно опережают зарубежные аналоги». По его словам, ярким примером тому могут служить российские зенитные ракетные системы С-300 и особенно С-400.

Как заключили эксперты Air Power Australia, единственным заслуживающим доверия многоцелевым истребителем ВВС США сегодня можно считать только F-22 Raptor. Впрочем, как уже сообщал КМ.RU, администрация Барака Обамы, экономя бюджетные средства, прекратила финансирование его производства.

Сейчас российские Военно-воздушные силы (как и вся армия) находятся в стадии реформирования. По адресу этой реформы было высказано немало критического, и нами в том числе. Однако, как утверждает главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин, целью реформы ВВС является концентрация наиболее боеспособных сил на ограниченном количестве аэродромов, что позволит интенсифицировать боевую подготовку и сэкономить бюджетные средства.

Сегодня, как говорит генерал Зелин, основу российской авиации составляют самолеты, оснащенные надежными средствами обнаружения противника и управления огнем, совершенной навигационной аппаратурой и ракетным вооружением. Обладая большой ударной мощью, российская авиация способна влиять на ход крупных операций как на сухопутных, так и на морских театрах военных действий.

По словам главкома, «ВВС остаются видом Вооруженных сил, их Главкомат продолжает функционировать, планируется передача четырех командований ВВС и ПВО в подчинение командующих новыми военными округами - Западным, Южным, Центральным и Восточным». Кроме того, Военно-воздушные силы РФ передают в подчинение командующих новыми военными округами фронтовую и армейскую авиацию. Дальняя авиация и военно-транспортная авиация, а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны останутся в непосредственном подчинении главнокомандующего ВВС России, передает ИТАР-ТАСС.

'''Сегодняшнее состояние дел в российской военной авиации комментирует руководитель аналитической службы агентства «Авиапром» Олег Пантелеев:'''

- Самое важное, что хотелось бы отметить – несмотря на все испытания, что пришлись на долю наших ВВС после событий начала 90-х годов, на сегодня они остаются вполне дееспособной боевой силой. Это находит свое подтверждение и на проходящих все чаще и чаще учениях, в том числе и международного характера.

Современное руководство ВВС в целом вполне четко представляет и задачи, стоящие перед нашей авиацией, и ее потенциальные возможности с учетом перспектив экономического развития страны. И поэтому вполне рационально выработаны цели и задачи для нашей авиации. Определен необходимый авиапарк воздушных судов. Все больше, хотя и не такими темпами, как хотелось бы, растет количество часов налета у наших летчиков. Сейчас постепенно начинается и увеличение оплаты персонала ВВС.

С начала десятилетия наметилась тенденция, которая в последние годы стала достаточно заметной, по оснащению наших ВВС самолетами новых образцов. Сделаны крупные заказы на Су-35, реализуются заказы на Су-34 и Як-130. Наконец пошли в реализацию и крупные заказы на оснащение авиации новыми вертолетами, в том числе и Ми-26 (крупнейшие вертолеты в мире).

Правда, надо признать, что ситуация с военно-транспортной авиацией гораздо хуже. Планы создания нового легкого транспортника на базе «Илюшина», на который возлагались большие надежды, сейчас свернуты. Программа создания на базе глубокой модификации Ил-76 новых самолетов Ил-476 продвигается с большим отставанием от графика. Фактически нет и контракта (есть только распоряжение президента РФ ускорить этот вопрос) на поставки самолетов Ант-124 («Руслан»). Большие надежды сейчас возлагают на создаваемое с индийцами совместное предприятие по МТА (многоцелевому транспортному самолету).

Что касается происходящих в ВВС, как и во всей армии, сокращении баз, аэродромов, училищ и так далее – это, конечно, очень печально. Впрочем, и инициаторы этих сокращений признают, что они ведут к снижению боеспособности ВВС. В то же время приходится признать, что это сокращение определено таким объективным фактором, как объемы финансирования, которые выделяются сейчас и могут быть выделены в перспективе. Сохранять на порядок более крупную инфраструктуру и штаты личного состава, зная, что средств для полноценного их содержания выделить неоткуда, было бы еще более безответственно.

Темы: Общественно-политическая жизнь в России, Праздничные дни и памятные даты в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 13.08.2010, 14:43
    Гость: сердитый

    13.08.2010 12:04прол
    /Андрей Николаевич Туполев говорил:"Некрасивые самолеты не летают."/
    Может быть поэтому из 64 "красавцев" F-117 шесть (почти 10%) рухнули на землю, не находясь и близко от зоны каких-нибудь боевых действий.
    И не надо здесь спекулировать Туполевым. Его АНТ-2 можно назвать красивым самолетом только находясь в недельном запое, однако ж он летал...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 13.08.2010, 13:42
    Гость: мимоходом

    "- Сестра, а, сестра, может - в реанимацию?... - Нет! Доктор сказал - в морг, значит, в морг."
    Вот чувствуется, что была какая-то очень-очень глубокая мысль по теме, а получилось только старые анекдоты цитировать.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 13.08.2010, 13:25
    Гость: Посохин

    Прол: "Так что ВВС если и не при смерти, то в очень плохом состоянии."
    - Сестра, а, сестра, может - в реанимацию?...
    - Нет! Доктор сказал - в морг, значит, в морг.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 13.08.2010, 13:11
    Гость: Посохин

    12.08.2010 18:38
    Прохожий2

    Прохожицй 2: "К сожалению, в случае не ядерной, но серьезной заварухи, ВВС РФ в зоне театра боевых действий и дня не продержатся. Дееспособная сила только для Грузии и аналогов. Данные ВВС РККА vs люфтваффе мягко говоря, спорны. С днем ВВС дорогие товарищи!"
    Это цирковой номер такой: облил из под купола всё и всех дерьмом, сам вышел "весь в белом" - "С праздником вас, дорогие товарищи!..."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.08.2010, 12:04
    Гость: прол

    На счет "красивости самолетов". Андрей Николаевич Туполев говорил:"Некрасивые самолеты не летают."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (27)
]]>
]]>
Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Выражения обеспокоенности продолжающимся наплывом в Россию мусульманских мигрантов политически резонируют с неослабевающей волной совершаемых ими преступлений»
Судебное заседание по МН17: новые шаги защиты
Экологические аспекты транспортных сервисов: влияние на рынок такси
ЙОРШ «Счастье! Конец» (мини-альбом)
Бранимир «Добрые песни. Часть 2»
«Ундервуд», 10 июля, Red Summer
Тренировки на дому: в чем преимущества и эффективны ли они?
«Горшенев» (песни брата), 19 июля, «Главклуб»
Банкам долги спишет государство, а с нас сдерут три шкуры коллекторы с Росгвардией
Манаби и Сатори «Невеста» (интернет-сингл)
Афганистан и Россия: воевать нельзя смириться
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.