]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Выбежало сердце из груди

14:43 26.02.2010

Побежало сердце по дорожке. Я ему: "Постой, не уходи". А оно в ответ: "Хочу к Сережке!"

'''Стишата - это Олеськины стихотворения. Они коротенькие, всего в несколько зарифмованных строк, их уже больше тысячи. Чтобы написать стишонок, не нужно ни ручки, ни бумаги, строчки складываются мгновенно и запоминаются на всю жизнь. Недавно Олеська прочитала мне новый "стишонок": "Выбежало сердце из груди, Побежало сердце по дорожке. Я ему: "Постой, не уходи". А оно в ответ: "Хочу к Сережке!" '''

В стишатах Олеськи нет ничего выдуманного. Даже имена героев настоящие. Рифмы появляются в тот момент, когда Олеська вспоминает о чем-нибудь. Сначала слышит музыку, а потом возникают строчки. Если есть в стихах Сережка, значит, был такой Сережка в Олеськиной жизни.

— Кто такой Сережка?

— Не Сережка, а Серго, — поправляет она меня. — Это грузинский мальчик, мы по соседству жили в Шексне. Сережка хороший, не дразнился, мы с ним в жмурки играли. Если я далеко уходила, он кричал мне: «Леска, Леска!»

— А где сейчас Серго?

Олеська берет со стола большую голубую кружку, допивает остывший чай, а потом втягивает в себя воздух и «присасывает» ее к лицу. Так, с опущенной головой и прилипшей синей кружкой, она сидит очень долго. Я успеваю удивиться, а потом вспомнить, что Олеська натренированная и может задерживать дыхание почти на минуту. А еще думаю о том, что так она похожа на слоника.

Кружка отлепляется. Олеська ставит ее на стол. На лице отпечатался красный круг, и все оно стало красным.

— Сережа утонул. Пошел с братьями на пруд и утонул. А через год их семья уехала. Все вещи соседям раздали, а мне пианино Сережино подарили. Мама рассказывала, что они его с собой увезли. В гробу.

'''* * *'''

Прохожие оглядываются на Олеську. Летние сандалеты надеты на шерстяной носок, ярко-оранжевые брюки. Бордовая куртка нуждается в чистке, вязаная мужская шапка Reebok спускается на нос. Олеська не тратит денег на одежду: все, что нужно, приносят друзья. Хотя Олеське всего 20 лет, она умеет выживать не хуже стариков-пенсионеров: одной тысячи рублей хватает, чтобы целый месяц жить в большом городе, вроде Архангельска или даже Москвы. Олеськино меню — вареное яйцо по утрам, каши из круп в обед и вечером. Поскольку на счету каждая копейка, мяса она не ест, оставаясь вынужденной вегетарианкой.

Впрочем, так бывает не всегда: с полгода назад, во время ее очередного пребывания в Москве, на сессии в МГУ, друзья, московские студенты, привели Олеську в отличное место, куда, по их словам, ходят все голодные студенты. В отличном месте она от пуза наелась нарезки из разных сортов салями, красной рыбы и бекона. Друзья строго-настрого запретили брать что-либо с собой. Попасть туда еще разок не удалось: с Олеськи взяли слово, что одна она в это место не придет. Позже выяснилось, что ее водили в огромный супермаркет, где нет камер слежения.

'''* * *'''

Олеську приходится постоянно ругать за то, как она переходит улицу. Она не признает ни светофоров, ни пешеходных переходов, перебегает где попало, прямо под носом у разъяренной стаи автомобилей. На ее счастье, водители успевают вовремя затормозить и пропустить бегущую девчонку в нелепом наряде городской сумасшедшей. Визг тормозов, сигналы клаксона, маты, несущиеся в спину: А она, чрезвычайно довольная собой, мчится на очередное прослушивание.

— Олеся, когда-нибудь ты так и останешься лежать на дороге, — в сердцах выговаривают попутчики. Но она не верит.

— Мы в интернате всегда так делали: на большой перемене бегали туда-сюда через дорогу, кто больше раз перебежит — тот и выиграл.

Трудно представить зрелище более страшное, чем игра со смертью слепых детей, перебегающих проезжую часть.

Олеська не всегда была слепой. Зрение стало ухудшаться после трагического случая, о котором она не любит рассказывать. Стала видеть так, будто на глаза положили несколько слоев марли, а потом и вовсе перестала различать предметы. Олеську отдали в Грязовецкий интернат. Слепых детей там учили не только чтению и письму, но и игре на духовых инструментах. Так Олеська стала трубачкой. Легенду об Арсении она впервые услышала в первом классе.

— Арсений очень хорошо играл на трубе, — рассказывает Олеська. — Учась в начальной школе, он подрабатывал игрой на улице. Ему бросали много-много денег, а когда он окончил школу, их хватило, чтобы уехать в Германию. Арсений играл там на улицах. Однажды его услышала женщина с очень красивым голосом. Она поселила Арсения у себя в замке и привела к нему лучших немецких врачей. Арсению сделали операцию, и он стал видеть. А потом женщина вышла за него замуж.

'''* * *'''

С момента поступления в интернат Олеська обзавелась привычкой экономить на всем, откладывать пенсию по инвалидности, из уличных заработков и жить по минимуму.

Два года назад она поступила в Архангельское музыкальное училище, на отделение трубы. Большая часть здешних учеников — слепые или слабовидящие дети.

— У тебя большие способности, Олеся, — сказала слепой трубачке ее новая преподавательница по специальности.

— Как у Арсения? — обрадовалась студентка.

Олесина учительница — молодая слабовидящая женщина, выпускница того же самого интерната, где жила Олеся. Ей ли не знать об Арсении?

— Ну, может, даже лучше, если будешь хорошо заниматься, добьешься большего.

Олеська не халтурит: не расстается с трубой почти целый день. Из общежития выходит полшестого, за час добирается до училища и играет на трубе полтора часа. Потом идет на занятия. Отучившись, забирается в пустой класс и отрабатывает пьесы до позднего вечера.

'''* * *'''

После занятий мы спускаемся в подземный переход под Красной площадью. Здесь постоянно играет маленький оркестр: скрипка, виолончель, контрабас, две трубы. Музыканты — хорошо одетые люди, исполняют «Шторм» Вивальди. Чехлы от инструментов раскрыты и выложены в ряд, образовав вокруг музыкантов небольшой ров. В нем, как осенние листья, лежат десяти— и сторублевые купюры. Прохожие останавливаются, чтобы послушать. Мы тоже останавливаемся, но позади всех: не хотим привлекать внимание, потому что денег класть не собираемся. Тянем Олеську за рукав: «Олеся, уже поздно, пойдем», но у той очередной припадок вредности. Она передергивает плечами, вырывает руки и не двигается с места. Это раздражает. Одна из девочек наклоняется к Олесе и говорит противным голосом: «Олеся, раз ты такая умная, мы уходим без тебя. Доберешься сама». Не реагирует. Нужно придумать что-то пострашнее. «Олеся, а ты знаешь, что метро через час закрывают? Не успеешь приехать — останешься на улице. А там люди всякие ходят. Р-раз — и утащат твою трубу».

Подействовало. Олеська делает шаг. Расталкивает прохожих. Идет на звук. От толпы отделяется ее фигурка. Нашарив твердый чехол инструмента, наклоняется и кладет туда деньги. Возвращается. Прохожие расступаются перед ней. Музыканты, не переставая играть, удивленно глядят ей в спину: слепая, нищая девочка подала им 30 рублей. Олеська не разговаривает с нами всю обратную дорогу.

'''* * *'''

Олесе сказали: чтобы поступить в московскую консерваторию, надо ходить на прослушивания. Если понравишься педагогу — он тебя возьмет. Но для этого нужен собственный инструмент, и не самый плохой. А стоимость его — тысяч 45. Плюс посчитай, во сколько выльются путешествия в Москву. А жить где будешь? Однокомнатная квартира на месяц обойдется в 30 тысяч. Самая дешевая гостиница — от полутора тысяч в сутки. Так что сиди, Олеся, в Архангельске и не дергайся.

Так Олеся рассталась с мечтами об операции в Германии. Учительница помогла выбрать неплохой инструмент. Накопленных денег чуть-чуть не хватило, поэтому дали взаймы преподаватели училища. Всю зиму Олеська стритовала — играла на улицах Архангельска. Для новой трубы заказала в ателье теплый чехол с вышивкой. Пальчиком водит по узору: красивый, должно быть.

Летом Олеська поехала поступать на заочное отделение в Москву, в МГУ. Была уверена, что поступит: у нее все-таки льготы, да и стихи с детства пишет.

Поступила, только чтобы бесплатно в общежитии жить и на прослушивания в консерваторию ходить.

'''* * *'''

Олеська прислала мне письмо. Видимо, попросила кого-нибудь из своих многочисленных знакомых, чтобы ей помогли.

«С сентября я буду учиться в консерватории», — пишет Олеська.

— Наверное, твои родственники гордятся тобой? — спросила я однажды.

— Не знаю, может, гордятся, а может, даже завидуют, — ответила она. — Моя пенсия и уличные заработки больше, чем вся папина зарплата, если бы даже он ее не пропивал, а приносил целиком. Мои сестры никогда не были в Москве и никогда не видели музеев. Старшая, Марина, — продавец, и ее бьет муж, а средняя, Надежда, — сварщица, теряет зрение. Как-то раз я зашла к Наде, а она мне и говорит: «Везет тебе, Олеська, с голоду не пропадешь, на трубе играть умеешь, а я ослепну — и по миру пойду». Я тогда впервые подумала: как же мне повезло, что все так вышло и теперь я музыкант.

В конце письма Олеська разместила новый стишонок, начинающийся строчкой: «Я буду жить в Москве, как в яблоке червяк».

Олеськины земляки, студенты МГУ, рассказали мне то, что постеснялась сказать сама Олеська: теперь в Грязовецком интернате появилась новая легенда. «В этом интернате училась Олеся Береговая. Она виртуозно играла на трубе и сочиняла стихи. Олеся играла на улицах, и прохожие бросали ей много-много денег. Она накопила их столько, что могла бы сделать себе операцию, чтобы вернуть зрение. Но вместо этого Олеся купила дорогой инструмент с прекрасным звуком и поступила в Московскую консерваторию».

Евгения Коробкова

Темы: Русская душа, Искусство и культура, Общественно-политическая жизнь в России, Социальные проблемы в России
Источник: «Русский репортер»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 03.04.2010, 12:53
    Гость: марин

    Действительно, замечательные стихи. Такие только по наитию можно написать. На язык ложатся идеально - хочется перекатывать слова, словно леденцы за щекой. .... Где он, на каких небесах, тот Серёжка?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
В Госдуму внесен законопроект о круглогодичном призыве в армию
© KM.RU, Алексей Белкин
Баку передал СК России доказательства убийства азербайджанцев на Урале
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Армен Григорян «Грезы скотного двора (балет)»
«На Украине может быть расположено свыше девятисот предприятий, где наши "денежные мешки" находятся в той или иной доле собственности»
«Мировой прокуратор разворачивает ситуацию в обратную сторону?»
«Приключения Электроников» апробировали верное средство от деменции
ОГЭ убивает наших детей
До конституционного признания животных в России — один шаг?
«Борьбу с русофобией, которую как системное и несущее угрозу России явление Кремль решился-таки признать, следует начинать, сущностно меняя страну изнутри»
Алина Делисс бросила жизни вызов в своем романе о музыкальном мире «86 400 секунд счастья»
Стереозвук «Вопреки» (интернет-сингл)
Виталий Аверьянов «Николин день. Четвертый час песен»
Группировка Свердловск «ХДД» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.