Взяточников будут «бить рублем»

Российское руководство продолжает разрабатывать и вносить в Думу законодательные инициативы в рамках президентского плана по борьбе с коррупцией. Очередной антикоррупционной акцией, с которой выступил глава государства, может стать принятие поправок в законодательство, предусматривающих наказание за коммерческий подкуп и взятки. С этой целью Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Если предельно кратко выразить суть предлагаемой инициативы, то она заключается в том, чтобы бить взяточников и мздоимцев рублем. Причем в 100-кратном размере, чтобы коррупционная «овчинка» теперь уже точно не стоила «выделки». Как следует из внесенного документа, Уголовный кодекс РФ планируется дополнить положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы от размеров противоправного «посула», но при этом не более 500 миллионов рублей.
Напомним, что по действующему УК, размер штрафа за взятку не превышает сейчас 200 тыс. рублей. Кроме того, существующее законодательство по этому составу преступления предполагает лишение свободы до трех лет. Таким образом, в чисто арифметическом выражении ужесточение меры наказания за взяточничество повышается в 2500 раз.
Однако если оценивать президентскую антикоррупционную инициативу, что называется, по «гамбургскому счету», то общественности придется несколько поумерить свои первые восторги по поводу «крутости» предложенной меры. Дело в том, что в последние годы представители экспертного сообщества неоднократно высказывали в пользу введения в российское законодательство института конфискации имущества. Что, по их мнению, является едва ли не единственным способом лишить потенциальных взяточников и коррупционеров рациональной мотивации для совершения такого рода преступлений. Сторонники этой меры небезосновательно указывали на то, что она уже доказала свою эффективность в международной практике противодействия коррупции. Причем речь идет именно о полной конфискации, а не просто «экспроприации награбленного» (то есть имущества, полученного незаконным путем). Поскольку только опасность потерять «все, что нажито непосильным трудом», может перевесить любые соблазны коррупционера. Очевидно, что гешефт отдельных взяточников-«тяжеловесов» может превосходить установленную верхнюю планку материального наказания в 500 млн рублей, что естественным образом не будет способствовать тому, чтобы навсегда отбить у них охоту «играть по-крупному». В этом смысле предложенная Дмитрием Медведевым мера при всей своей «исторической прогрессивности» на поверку оказывается не более чем полумерой.
Еще одним новшеством в российском УК должно стать выделение посредничества при даче взятки в отдельный состав преступления. Оказание такой специфической услуги на коррупционном рынке предлагается наказывать 30-40-кратным штрафом с лишением права занимать должность до трех лет. Либо лишением свободы на срок до пяти лет с взысканием штрафа, 20-кратного размеру взятки. Как отметила помощник президента, начальник Государственно-правового управления кремлевской администрации Лариса Брычева, в отдельный состав преступления предлагается также выделить не только непосредственно акт посредничества при получении взятки, но и обещание или предложение своих услуг в этом «пикантном» деле.
Законодательную инициативу президента комментирует Виктор Илюхин:
- Конечно, этот шаг сделан в правильном направлении. Но это все равно паллиатив. Ведь почему советские коррупционеры «чтили» тогдашний УК - он предусматривал конфискацию всего имущества, вне зависимости от размера полученной взятки. И это было очень действенно. А сейчас верхняя планка штрафа ограничивается в 500 млн рублей. При этом у Абрамовича состояние, допустим, $18 млрд… Так что по большому счету речь пока идет лишь об имитации борьбы с коррупцией. Наши власти никак не подступят к тем радикальным мерам, которые необходимы. То, что посредничество при даче-получении взятки выделяется в отдельный вид наказания, - это, наверное, неплохо. Но опять же, в этом нет ничего нового - оно всегда было наказуемо. Кто такой посредник? Это тот же пособник и соучастник преступления. А будет это выделено в отдельный состав или нет, это уже второй вопрос. Важно не это, а насколько последовательно будет реализовываться данное положение (и многие другие) в реальной уголовно-процессуальной практике.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Михаил Тверской. Согласен. Д.А.Медведеву - ему бы поддержку!!!
В фильме Ч.Чаплин на палубе корабля никак не может установить раскладушку. И так...и так...,но никак... Потом бросает его за борт и с чувством удовлетворения удаляется. Так вот у нас с государственным устройстваом, но никак... Нос выташишь-хвост завязнет,хвост выташишь-нос завязнет.
Очень печально, сразу понятно большая видимость работы
Ага, а еще лучше ввести налог на взятки... Дело в шляпе!
И коррупции нет, и пополнение бюджета... Грустно.
Если кто-то не сможет заплатить штраф ввиду отсутствия нужной суммы, Тогда пусть все кто пишет такие законы господа товарищи братки сбросятся и помогут бедолаге, а его в угол поставят как не умеющего управлять , либо на переподготовку, чтобы потом вернул всем все обратно с процентами.