Японцы спорят, как им называть Южные Курилы

Правительство Японии больше не будет пока открыто употреблять термин «незаконная оккупация» в отношении Южных Курил и контролируемых Сеулом островов Такэсима (Токто), чтобы не обострять отношения с Россией и Южной Кореей, сообщает ИТАР-ТАСС.
О том, что публичное употребление правительством подобных формулировок не только нецелесообразно, но и контрпродуктивно, дали понять на заседании бюджетной комиссии нижней палаты парламента глава МИД страны Сэйдзи Маэхара и генеральный секретарь кабинета министров Юкио Эдано. Дело в том, что представители японской оппозиции, в первую очередь Либерально-демократической партии (ЛДП), потребовали от правительства четкого ответа – считает ли оно, что острова Такэсима и Южные Курилы находятся под «незаконной оккупацией» иностранных держав, или нет?
В ответ глава японского МИД и генсек кабинета министров в четверг предложили свою формулу, определяющую статус спорных островов: «Эти территории находятся под господством, которое не имеет юридических оснований». Это определение не устроило Либерально-демократическую партию. «Мы посылаем неверный сигнал уже самим фактом того, что вводим табу на термин «незаконная оккупация»,- заявил депутат от ЛДП Хакубун Симомура.
К сожалению, Симомура далеко не прав. Именно это правительство (и его глава МИД Саэхара в первую очередь) и ввело в официальную терминологию тезис о «незаконной оккупации» островов. Более того, не так давно именно Саэхара даже публично отчитал бывшего премьер-министра (и своего шефа) Юкио Хатаяма, когда последний потребовал не обострять отношений с Россией подобными жесткими формулировками. Напомним также, что все тот же Саэхара недавно совершал провокационные облеты российских Курильских островов – правда, предусмотрительно избегая зоны действия российской ПВО.
Его недавний визит в Москву завершился тем, что предельно вежливый и корректный министр иностранных дел РФ Сергей Лавров публично объявил, что вообще не видит смысла обсуждать курильский вопрос из-за диаметрально противоположного подхода к нему. Вероятно, после этого Саэхара и предложил изменить терминологию – на иностранное «господство, не имеющее юридических оснований». В прочем, на интернет-сайте МИД Японии и сегодня по-прежнему утверждается, что Южно-Курильские острова находятся под «незаконной оккупацией» России.
А сам термин «незаконная оккупация» позволяет самые широкие толкования. Вплоть до права страны с оружием в руках изгнать «незаконных оккупантов» со своих «исконных земель». Так что нет ничего удивительного в появившихся в последнее время в российском медийном пространстве рассуждений о возможной попытке Японии силовым путем решить курильский вопрос.
На днях известный радиоведущий Сергей Стиллавин заявил в своем блоге в ЖЖ о том, что Япония готова объявить войну России. Блогер сослался на сообщение, полученное им от «личного знакомого». Цитируемое Стиллавиным сообщение звучит следующим образом:
«Работаю в японской компании. На неделе посол Японии вызвал всех глав представительств японских компаний в Москве (а у них очень все плотно с властью, в посольстве знают каждого работающего здесь джапа-экспата в лицо, туристы не в счет), так вот! Вызвал и заявил им, чтоб все были «на чемоданах», готовых в любую минуту к выезду на родину!
Ибо! «Правительство нашей страны, в настоящий момент, рассматривает возможность объявления войны России, с целью возврата северных территорий. Так как население Японии составляет 125 млн человек, а население России 140 млн — это вполне сопоставимые условия для ведения победоносных боевых действий, с учетом того, что ВС РФ в ущербном состоянии, а правительство в слабом состоянии перед мировой общественностью для того, что бы применить ядерное оружие». Джапы наготове. Так-то вот».
На сайте Движения за возрождение отечественной науки приводятся следующие рассуждения по данному вопросу. Как утверждают эксперты, существует целый ряд фактов, который позволяет говорить о том, что Токио с большой долей вероятности готовится развязать войну. «Япония - единственная страна в мире, которая пережила ядерную бомбежку. И только у нее есть уверенное психологическое чувство того, что, конечно, это страшно, но не смертельно, то есть это можно пережить. У японцев это чувство подкрепляется реальным историческим опытом», - сказал в беседе с РБК daily эксперт исследовательской группы «Конструирование будущего» Сергей Переслегин. Иными словами, в отличие от всех остальных держав, которые трясутся от одного упоминания о ядерной войне, для Японии это вовсе не является сдерживающим фактором для развязывания военных действий.
Япония реально оценивает этот свой самый главный козырь, и потому, несмотря на законодательно закрепленный в конституции страны принцип «пацифизма», уже на протяжении многих лет ведет внутреннюю подготовку к войне. Еще с начала 1990-х годов правительство страны стало наращивать финансирование обороны, а японские реформаторы пытаются сейчас добиться принятия поправки к конституции 1947 года, которая позволит расширить полномочия сил обороны. Уже сейчас японский флот является самым мощным тихоокеанским флотом, не говоря уже о том, что страна обладает двумя морскими авианосцами, один из которых по мощности превосходит американские. Кроме того, участвуя в миротворческих программах ООН, японские военные получают хороший практический опыт. «Японское общество сегодня мобилизовано, а армия хорошо обучена», - отметил в беседе с РБК daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.
И если авианосцы, миротворцы и корабли японского флота неискушенным наблюдателям могут быть и правда не заметны, чтобы судить о нарастающей милитаризации Японии, достаточно просто оценить агрессивный характер популярных во всем мире японских аниме-культуры и кинематографа. «Активная и агрессивно настроенная японская молодежь, которая сейчас жестко выдавливается на социальное дно, плюс агрессивная аниме-культура - еще один верный признак того, что взрывоопасной ситуации не избежать», - сказал Сергей Переслегин.
Иными словами, как считают эксперты, дорога Японии ведет ее прямым путем к войне. Причина же тому банальна - нехватка ресурсов, которая с каждым годом будет становиться все острее. С этой точки зрения военные действия могут быть развязаны Токио в трех направлениях. «Самое главное из них - это Австралия. Второе по значимости - Северный Китай и наш Дальний Восток (Южная Якутия, Амурская область, Приморский край, а также Восточный Байкал). И третье направление - Латинская Америка», - отмечает Александр Собянин.
Причем, вероятность того, что Япония покусится в первую очередь на российские территории, подкрепляется несколькими факторами. Во-первых, отсутствием юридически закрепленного статуса мира между нашими странами. «Япония может начать войну с Россией в любой момент. Даже если к этому времени какие-то мирные соглашения и будут заключены, это в принципе также не сможет помешать японской агрессии в нашу сторону. В мировой практике уже был соответствующий прецедент нападения на страну в обход международной юрисдикции - вторжение США в Ирак в 2003 году», - говорит Переслегин. Поэтому спор о Курилах в качестве причины начала военных действий Японии против России не сыграет здесь никакой роли, как об этом принято думать.
Во-вторых, российские дальневосточные территории - одни из самых незащищенных и малонаселенных, что уже делает их уязвимыми для внешнего вмешательства. «Зонтик» российской ПРО развернут только над Москвой и над небольшой частью Сибири, на которую японцы не претендуют», - добавляет Собянин. Вместе с тем в Южной Якутии и Восточном Забайкалье имеются все ресурсы, в которых сейчас так нуждается Япония - нефть, газ и уран.
На Сахалине и Курилах есть только нефть, поэтому, по словам экспертов, конечной целью японской агрессии они являться не будут. Как считает Собянин, японская армия сможет продвинуться на несколько тысяч километров вглубь российских территорий. В том, что такая маленькая война Токио необходима, практически никто не сомневается. «Закончится ли она победой или поражением Японии, уже неважно. Война нужна этой стране - если она даже не получит необходимые ресурсы, начатая ей агрессия позволит выплеснуть накопившийся внутри за последние годы агрессивный военный потенциал», - добавил Переслегин. Кроме того, это позволит Токио инициировать глобальный передел ресурсов и пересмотр итогов Второй мировой войны в своих интересах.
Свою позицию по данному вопросу для КМ.RU высказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов:
- Рассуждения подобного толка я могу оценивать как в лучшем случае несерьезные, а в худшем – провокационные. Да, сейчас страсти в Японии очень накалены. Причем, Либерально-демократическая партия, которая несколько десятилетий была у власти и лишь полтора года назад уступила бразды правления Демократической партии, и так использует любой повод, чтобы покритиковать действующее правительство. А оно откровенно не справляется с внутриэкономическими проблемами, у него сейчас рейтинг упал до рекордно низкого уровня, и оно, чтобы избежать еще большего его падения, пытается проявить твердость хотя бы на международной арене. А там у него тоже один провал за другим. Предвыборные обещания вывести американские базы с Окинавы выполнить оказалось невозможным. В конфликте с Китаем из-за островов Сенкаку правительство, как считают многие японцы, продемонстрировало слабость. С корейцами скандал из-за островов Такэсима тоже вспыхивает едва ли не ежемесячно. А теперь еще и Россия заговорила с Японией на таком языке, которого последние двадцать лет от нее никто не ждал.
И, тем не менее, в Японии вряд ли найдется хоть один мало-мальски влиятельный политик, который рискнул бы решить курильскую проблему вооруженным путем. Более того, хотя, конечно, японское общество в целом настроено весьма патриотично, и там все считают Курильские острова своими незаконно отторгнутыми территориями, войны на самом деле никто не хочет. Тем более с ядерной державой. Приведенные рассуждения о том, что японцы не боятся атомного оружия, потому что пережили его в 1945-м, звучат как насмешка. Наоборот, память о ядерных бомбардировках вызывает в обществе особую аллергию к атомному оружию. Более того, японское общество после шестидесятипятилетней «вестернизации» очень изменилось. В отличие от конца XIX – первой половины ХХ века здесь нет многомиллионных масс, бредящих воинским подвигами. Все эти легенды о самураях, кодексе «бусидо», и т. п. – уже только достояние истории. Успешная карьера в крупной корпорации стоит в числе социальных приоритетов неизмеримо выше, чем любые достижения на воинской службе. Да, у Японии под видом сил самообороны действительно созданы достаточно мощные, особенно с точки зрения технической оснащенности, армия и флот. И служба там очень хорошо оплачивается. Но иногда возникает чувство, что ее так хорошо оплачивают только потому, что иначе никто бы не пошел туда служить. Воинская служба – это сейчас вовсе не честь и долг, как было до 1945 года, а просто хорошо оплачиваемая работа с достаточно высоким социальным статусом. Но мечтаний рваться до Енисея, Австралии, или через Тихий Океан – там нет и в помине даже у самых горячих патриотов.
К тому же им это не позволят все те же американцы. Японское правительство слишком тесно связано с США целым комплексом военно-политических обязательств. Да, американцы делали заявления, что считают справедливой японскую позицию по Курильскому вопросу. Но к подобным заявлениям их вынуждают союзнические обязательства. В то же время они подчеркивают, что Курильские острова не входят в сферу действия американо-японского договора о совместной безопасности 1960 года. То есть, они поддерживать гипотетические планы по силовому возвращению островов Японией не намерены. И это весьма показательно, по сравнению с ситуацией с островами Сенкаку. Как известно, на них претендует Китай, прошлой осенью произошел шумный инцидент с задержанием в районе этих островов китайского траулера. Япония тогда постаралась этот конфликт поскорее загладить, но необходимо отметить, что тогда же Хилари Клинтон публично подтвердила, что эти острова входят в сферу действия договора о безопасности и, соответственно, США будут поддерживать Японию, если Китай попытается овладеть этими островами силой.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Очевидно, то, что в Сан-Францисском договоре отсутствует пункт о принадлежности Курил Советскому Союзу, явилось следствием Корейской войны. Американцы тогда еще не возлюбили японцев, память о войне еще была свежа, но заложили бомбу замедленного действия под Россию.
А чей оригинал этого марша, всё-таки: СССР или гитлеровская Германия (см. фильм "Триумф воли").
Пусть называют их Острова Утраченной Надежды...
Сакуры цвет облетел.
Хабомаи остались чужими.
Время сепукку свершить
Самураю.
Не понял, японцы относятся к браконьерам или к объектам уничтожения (...по уничтожению крабов и ...японцев надо думать)?