]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → → Бизнес
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Власть контроля или контроль над властью?

14:18 21.05.2002

Комиссия по щелочкам, Комиссия по дырочкам, По странному отверстию Для маленьких жучков. Даниил Хармс, "Сундучок" Вообразите следующую ситуацию. Вы

Комиссия по щелочкам,
Комиссия по дырочкам,
По странному отверстию
Для маленьких жучков.
Даниил Хармс, "Сундучок"

Вообразите следующую ситуацию. Вы возвращаетесь с работы в автобусе. Заходит контролер. Только он закончил проверку билетов, как следом за ним заходит другой, а за ним еще - и так до конечной остановки. И что характерно, каждый из них предъявляет удостоверение своего ведомства: один из городского управления транспорта, другой из налоговой инспекции и т.д., и т.п. "Абсурд!" - скажете вы. Нет, самая что ни есть реальность… "А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ"

Пример с автобусом наглядно демонстрирует картину, сложившуюся в среде бюджетных контролеров. Надо обладать недюжинным умищем, чтобы упомнить все структуры бюджетно-надзорной "пирамиды". Главная контрольная инспекция администрации президента - раз! Комитет финансового контроля Министерства финансов - два! Бюджетные департаменты министерств - пальцев на руках не хватит, чтобы сосчитать! А над всем этим высится Счетный комитет по надзору за исполнением республиканского бюджета, который подобен английской королеве: царствует, но не правит. Да, и еще не забыть бы различные структуры местного уровня, от областных до районных: органы, уполномоченные акимом, отделы бюджетного контроля финотделов, казначейство, территориальные подразделения Минфина, ревкомиссии маслихатов… Ситуация, уж извините за каламбур, выходит из-под контроля. Не помог даже новый закон "О контроле за исполнением республиканского и местного бюджетов". Похоже, что главная цель, стоявшая перед его инициаторами, была лишь в том, чтобы вывести из сферы контроля ряд важнейших финансовых объектов - Нацбанк, Нацфонд и др. Число служб, надзирающих за законностью использования казенных денег, множится в геометрической прогрессии. Они подменяют и дублируют друг друга, в буквальном смысле слова наступая на пятки. Президент страны неоднократно говорил об этом в своих выступлениях. Бесполезно! Система надзора продолжает жить и развиваться по чиновничьим законам, совершенно непостижимым для рядового налогоплательщика. Добро, если бы их количество оправдывалось результативностью проверок. Так нет же, цифры, приведенные в парламентском докладе председателя Счетного комитета Жаксыбека Кулекеева, свидетельствуют об обратном: в прошлом году органы финконтроля провели около 10 тысяч проверок и выявили недостачу в 7 млрд тенге. В бюджет же удалось возвратить только 1 млрд 400 млн тенге. Вообразите, куча народу ревизует бюджет госпредприятия, ставит навытяжку бухгалтеров и экономистов, отвлекает от работы персонал, а результат… пшик! А следом является другой, а за ним третий. За последние два года 14 министерств и 8 республиканских агентств проверялись 177 раз, то есть по 7-8 раз каждое. Зачем? Неужели лишь для того, чтобы констатировать факты нарушений? Любопытно, что наше законодательство, четко устанавливающее периодичность проверок в сфере бизнеса, совершенно не коснулось бюджетных учреждений.

Видимо, проблемы эти стали ощущать уже и сами контролеры… КОНТРОЛЕРЫ ВСЕХ ВЕДОМСТВ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Процесс пошел! На прошлой неделе представители всех контрольно-ревизионных служб собрались на совещании, созванном по инициативе Счетного комитета. Собрались, чтобы определить пути совершенствования и оптимизации своей деятельности. Открывая работу совещания, председатель Счетного комитета Жаксыбек Кулекеев вновь заговорил о главном - о пробелах в законодательстве.

Оказалось, что в нашем "самом совершенном на сегодняшний день" Налоговом кодексе (по утверждению министра госдоходов Какимжанова) не отражены 58 (!) видов неналоговых поступлений. А раз их нет в кодексе, то и нет контроля за полнотой их сборов и поступлением в бюджет. В результате в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях выявлены "лишние" миллионы, не перечисленные в республиканский бюджет. 18 госпредприятий Карагандинской области по-своему распорядились 88 миллионами, выделенными на другие цели. Что говорить, если даже правительство не служит примером финансовой дисциплины: выборочные проверки использования средств правительственного резервного фонда показали нецелевое расходование 9 млн тенге. А еще 95 млн выделено правительством на размещение госзаказа с грубейшими нарушениями законодательства. Среди нарушителей даже Фонд содействия борьбе с преступностью и правонарушениями. Его Восточно-Казахстанское отделение вопреки закону "О бюджете" финансировало… полицию и суд.

По мнению Ж.Кулекеева, по-прежнему острым остается вопрос законодательной базы, на которую опирается деятельность органов финконтроля. Разобщенность, нездоровая конкуренция при выборе объектов проверок, бессистемность, а зачастую отсутствие результативности ревизий - вот далеко не полный перечень болячек, порожденных отсутствием четких норм закона.

Тема была продолжена заместителем главной контрольной инспекции администрации президента РК Талгатом Байзатовым. В самом начале выступления он разъяснил, что инспекция была создана с целью координации всех структур финконтроля и выработки общих подходов к реализации правительственной концепции совершенствования работы этих органов. Большие проблемы видятся в несовершенстве законодательства об акционерных обществах с государственным участием и госпредприятиях:

- Приходится констатировать, что на сегодня практически не удалось установить должного контроля за сохранностью и использованием государственной собственности, - считает Талгат Байзатов. - Многие финансовые потоки бюджетного происхождения на сегодняшний день остаются практически бесконтрольными.

Серьезнейшей проблемой стал вопрос взаимодействия финансовых контролеров с их коллегами из правоохранительных органов. Зачастую контролеры испытывают давление со стороны правоохранительных органов, требующих предоставления конфиденциальной информации о деятельности бюджетного учреждения или госпредприятия. Не редкость, когда "силовики", не получив достаточных оснований для своей проверки или в обход прокуратуры, склоняют к этому руководителей территориальных органов финконтроля.

Недостатки законодательной базы были отмечены и вице-министром финансов Натальей Коржовой:

- Многие дела вообще рассыпаются во время следствия, потому что те нормы, которые имеются в законе, не позволяют вернуть утраченные средства в бюджет в тех же суммах и быстро.

По словам вице-министра, Минфин ставит своей задачей упреждать возможные нарушения еще на стадии планирования. По задумке Министерства финансов, введение так называемых "паспортов административных программ", в которых подробно расписываются затраты и период бюджетного финансирования, положит начало процессу повсеместного укрепления финансовой дисциплины в регионах. Акимы уже не смогут бесконтрольно манипулировать средствами местных бюджетов: для того чтобы перебросить деньги с одной статьи расходов на другую, потребуется высочайшее одобрение бюджетной комиссии при правительстве. А введение новой информационной системы Казначейства, позволяющей в режиме реального времени получать сведения о перемещении бюджетных средств, вообще сделает казнокрадство анахронизмом. Г-жа Коржова искренне верит, что углубление процесса "бюджетного разделизма" вкупе с внедрением прогрессивных информационных технологий снимет многие острые вопросы ревизорской службы:

- У нас воруют из бюджета почему? Потому что сам процесс не зарегламентирован… Необходимо более четко поделить функции между центром и территориями.

Был отмечен и еще один немаловажный момент. Нередко представители бюджетного контроля во время проверок руководствуются устаревшими нормативами (ввиду отсутствия новых):

- Приходят, допустим, в школу и, опираясь на нормы отпуска топлива 1980 года, обнаруживают нецелевое расходование. Все это требует уточнения. ОБМЕН ОПЫТОМ: СТАНДАРТЫ ПРОТИВ ГЛАСНОСТИ

На совещании приоткрылась завеса глубокой тайны: стала известна численность сотрудников комитета финконтроля Министерства финансов. Председатель комитета Федор Сутулов сообщил, что в аппарате его ведомства (вместе с территориальными подразделениями) насчитывается не более полутора тысяч ревизоров. С начала нынешнего года ими было проведено около 1900 проверок и около полутора миллиардов тенге доначислено в бюджет. Патрон республиканских контролеров заявил о решимости изменить направленность деятельности комитета:

- Пора начать отход от карательной политики, когда деятельность работников финконтроля оценивалась количеством вскрытых нарушений, явных и неявных.

Эффективным методом совершенствования своей работы здесь считают разработку новых стандартов финансового контроля. По мысли председателя комитета, все контролеры, вне зависимости от ведомственной принадлежности, должны работать по единым стандартам. Уже достигнута принципиальная договоренность о взаимном признании стандартов внешнего и внутреннего контроля. Взаимное признание результатов проверок позволит избегать дублирования в работе контролеров различных структур. Стандартизировать собираются все: и время, затраченное контролером на проверку, и сами результаты проверок. Член Счетного комитета А.Султангазин предложил даже ввести присягу для контролеров, вновь принимаемых на службу. Правда, пока неизвестно, чем она будет отличаться от присяги госслужащего.

Но пожалуй, больше всего удивил аудиторию зарубежный гость. Андреас фон Галл, вице-президент Счетной палаты земли Гессен, что в далекой Германии, насмерть поразил наших контролеров тем, что у них в "буржуинском забугорье" нет организаций, закрытых для финконтроля. Приличий ради, посетовав на отсутствие координации среди контрольных служб (в Германии это тоже наличествует), зарубежный специалист рассказал, как счетная палата "зарубила" проект Министерства обороны. Завышенная смета на строительство германского чудо-истребителя (в пику российским МИГам) стала предметом серьезного разбирательства в парламенте. Немецкие коллеги наших контролеров имеют право не только изыскивать средства, уворованные из бюджета, но и… ставить под сомнение эффективность тех или иных проектов, финансирующихся из отечественной казны. Статус членов Счетной палаты в Германии недосягаемо высок: пожизненное назначение на должность (до достижения пенсионного возраста) и высокие пенсии - вот главные гарантии их неподкупности и принципиальности. По словам г-на фон Галла, германские казнокрады больше всего на свете боятся не штрафов и тюрьмы, а… прессы, формирующей общественное мнение. Угроза обращения в СМИ даже министров-волков делает ягнятами.

Аудитория слушала спич немца с нескрываемой завистью. УЗОК ИХ КРУГ, И СТРАШНО ДАЛЕКИ ОНИ ОТ… НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Вопрос распределения бюджетных денег всегда волновал общественность. Это вопрос политической власти: всегда "на коне" тот, кто реально распоряжается казной. И можно понять, почему предложения повысить конституционный статус Счетного комитета как высшего органа финансового контроля вызвали такую резкую реакцию со стороны правительственных чиновников. Узок их круг, и страшно далеки они от нас…

Самым употребляемым словом на совещании было понятие "транспарентность". Это модное словечко в буквальном переводе означает только одно - прозрачность. Увы, нужно признать: ратоборцы легиона финконтролеров понимают этот термин в узко техническом смысле. Можно не сомневаться, им, поднаторевшим в ревизионных битвах, со временем станут понятными все хитрые бюджетные головоломки, суть которых, в принципе, сводится к элементарным арифметическим задачкам: из одного источника вытекает, в другой вливается. Вопрос: понятна ли эта бухгалтерия нам, рядовым налогоплательщикам, которые за свой счет содержат государство, вместе с чиновниками Минфина? Странно, но почему-то вопрос информированности населения о результатах проверок на совещании не поднимался. Стоит ли в этом случае удивляться, что о крупных махинациях с использованием бюджетных (то есть наших) денег мы узнаем лишь через десять лет, да и то в лучшем случае. И если вернуться к примеру с автобусом, неплохо бы власть имущим хоть иногда вспоминать о том, кто платит за билет.

Темы: Казахстан, Экономика и финансы
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Гарик Сукачев привлек Кампанеллой Каменной Звезды цыганок с горящими очами
Расширьте пространство дома с помощью нескольких махинаций. Советы экспертов
«"Никкимания" и её мотивы: какими историческими фигурами предлагают восхищаться в правление Владимира Путина?»
Ундервуд «Все пройдет, милая / Крымский альбом» (2 CD)
Игорь Дмитриев: европеец голубых кровей
АЗОН «Танцуйте, черти» (интернет-сингл)
ПИКА feat. Сказки Черного Города «Свинья» (интернет-сингл)
Ничего Кроме Правды «Скейтборд» (интернет-сингл)
Кухню братского народа отведали солдаты-срочники в Перми и Екатеринбурге
ОтМорозки «Электросамокатчик» (интернет-сингл)
«Дикая армия» Владимира Путина. Туристы с автоматом на шее
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.