Оказывается, да Винчи написал еще одну, счастливую Мону Лизу

Картина, которая по размеру немного больше, чем известный портрет, находящийся сейчас в парижском Лувре, отличается более темной цветовой гаммой, непривычным и незавершенным фоном, обрамленным двумя колоннами, и на ней изображена девушка моложе и «с менее загадочной», более открытой улыбкой.
Работа, известная как «Айзелуортская Мона Лиза», будет представлена в четверг в Женеве Фондом Моны Лизы – цюрихским объединением, которое хранит картину в швейцарском банковском хранилище на протяжении уже 40 лет.
В книге на 320 страницах будут представлены «исторические, сравнительные и научные свидетельства», которые раз и навсегда докажут, что айзелуортская работа – подлинный труд да Винчи, заявил представитель швейцарского фонда.
Ведущие эксперты по да Винчи – Алессандро Веццози, директор музея Museo Ideale в тосканском городе Винчи, где Леонардо родился в 1452 году, и Карло Педретти из Центра Арманда Хаммера по изучению Леонардо в Калифорнийском университете, будут оспаривать данное заявление. Они не относят эту работу к перу да Винчи, а полагают, что необходимо дальнейшее, более тщательное исследование.
Подлинность картины была предметом споров с тех самых пор, как холст был обнаружен в 1913 году английским коллекционером произведений искусства Хью Блейкером. Он купил его у дворянской семьи и привез в свою студию в Айзелуорте в Лондоне – отсюда и название.
В 1915 году его отчим Джон Р. Эйр, историк искусства, опубликовал книгу, в которой высказал предположение, что Леонардо нарисовал две версии Моны Лизы, и что как минимум бюст, лицо и руки айзелуортской дамы принадлежат перу гениального Леонардо да Винчи: фактически она является предвестницей его знаменитого портрета.
Фрагменты картин «Айзелуортская Мона Лиза» (слева) и «Луврская Мона Лиза» (справа). Фото с сайта wikimedia.com
Затем Блейкер продал картину американскому коллекционеру Генри Ф. Пулитцеру, который, в свою очередь, оставил ее своей подруге. Когда она умерла, картина была куплена Фондом Моны Лизы, который является объединением анонимных коллекционеров.
Пулитцер выполнил более подробное исследование картины и укрепил теорию Эйра в своей книге «Где Мона Лиза?», которая вышла в 1966 году. Он изучал работы художника и историка искусства XVI века Джорджио Вазари (1511-1574). В своей работе «Жизни художников» Вазари назвал героиней портрета жену богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо Лизу Герардини и заключил, что данная работа была написана Леонардо между 1503 и 1506 годами.
«Трудясь над ней в течение четырех лет, он оставил ее незаконченной», – написал Вазари.
Так как да Винчи продал полностью оконченную «Мону Лизу» королю Франциску I в 1516 году, за три года до своей смерти, сторонники айзелуортской картины утверждают, что она является незаконченной «Моной Лизой», частично нарисованной Леонардо и первоначально переданной покровителю, который ее заказал. В таком случае шедевр из Лувра оказывается более поздней версией, созданной да Винчи для его собственного пользования.
В поддержку своей теории Пулитцер ссылается на биографа художников Джованни Ломаццо, который в своей книге «Трактат о живописи» (1584) упоминал «Джоконду» и «Мону Лизу». «Джоконда» – итальянская версия названия картины «Мона Лиза», висящей в Лувре, а упоминание Лаваццо подразумевает, что это были две отдельные картины.
Пулитцер также обратил внимание на колонны, обрамляющие «Айзелуортскую даму». Подобные колонны также присутствуют на картине «Дама с единорогом» кисти Рафаэля, написанной под влиянием работы Леонардо да Винчи. Эта картина, которая сейчас висит в Лувре, вероятно, была сделана по памяти с оригинала Леонардо после того, как Рафаэль посетил студию мастера в 1504 году.
Кроме того, Визари написал, что у Моны Лизы на портрете была «приятная улыбка», на что часто ссылаются противники луврской картины, впечатление от которой описывалась скорее как «загадочная, таинственная, сбивающая с толку». А на айзелуортской картине улыбка самая настоящая – искренняя.
Но сомнения относительно атрибуции Вазари сохранились, так как он, как известно, полагался на неподтвержденную информацию. Подлинность айзелуортской «Моны Лизы» осталась широко обсуждаемым вопросом среди историков и экспертов в области искусства.
«Так много несовпадений: платье, волосы, пейзаж на заднем плане... Также эта картина нарисована на холсте, что Леонардо делал редко», – говорит заслуженный профессор истории искусства в Оксфорде Мартин Кемп для Sunday Times. Как и большинство работ Леонардо, «Мона Лиза» из Лувра написана на дереве.
«Возможно, она выглядит моложе, но это, скорее всего, копировщик. Я думаю, что это – копия, сделанная несколько лет спустя после «Моны Лизы». Просто ее так нарисовали», – говорит Кемп.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Михаил, добавьте куда нибудь свои произведения - вконтакте например, было бы ооень интересно послушать!
Когда был в Париже в 2005г., я не мог не посетить Лувр. Но в Лувр пришёл со звукозаписывающей техникой, которую любезно предоставили французы. Нашёл «Мону Лизу» и стал записывать звуковой фон, создаваемый многочисленными посетителями, пришедшими посмотреть на шедевр. Логика была проста. Позволю себе отметить, что любой шедевр обладает свойством высокоструктурированного информационного поля. Человек – это тоже, в своей основе, полевая структура. Происходит контакт двух полевых структур – человека и шедевра. В этом, вероятно, сила искусства. Те звуки, которые издавали люди, находясь в поле шедевра(разговоры, шарканье ног и др.), были очень ценны для меня, они коррелятивно были связаны с ним. Подвергнув эти записи сложнейшей трансформационной обработке, мне удалось получить совершенно невероятные звучания. Многих они приводили в шок, - в этих звуках наблюдалась чёткая идентификация с портретом «Моны Лизы». Подобные записи я сделал и у знаменитой скульптуры Венеры. В результате, на основе этих записей, у меня родилось три произведения – «Знание», «Поток» и «Общение».
studiomusicnew.blogspot.com