]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → Наука
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Конструкт «искусственного интеллекта»

12:47 20.09.2019
, Сергей Черняховский

Сергей Черняховский: «Насколько в принципе возможно технически решить задачу создания искусственных интересов и искусственных ценностей?» 

Фото с сайта Pixabay.com

Соотнесение в ключе антиномии понятия человеческого капитала и искусственного интеллекта в какой-то степени некорректно, но в какой-то степени выступает продолжением еще античной традиции взаимного оппонирования рационального и трансцендентного, как надчеловеческого и человеческого, выступавшей еще в противостоянии линий философии Чжоу и конфуцианства в Китае, буддизма и брахманизма в Индии и Платона и Аристотеля в Элладе.

Вопрос только в том, что именно оказывается противопоставлением чего: с одной стороны, рационализм как будто бы проявляется в искусственном интеллекте, но с другой – он же несет характер надчеловеческого или нечеловеческого, тогда как в упомянутых противостояниях именно рационализм выступал началом человеческого, а его оппонент – началом нечеловеческого.

В моделировании искусственного интеллекта именно ему как будто передают функцию высшего разума и божественной Софии. И тогда мы все-таки встаем перед вопросом уточнения терминов и категорий.

Первое сомнение вызывает реальность самой возможности определения «искусственного интеллекта» как «интеллекта». И тут уже иная проблема: соотнесения рационального и эмоционального. Собственно – как одного из воплощений старых пар противостояния, на деле характерных для внутреннего состояния человека и его разума.

То есть речь идет о том, что пара «рациональное-эмоциональное» есть внутренняя принадлежность интеллекта, а не момент его противостояния как рациональному – чему-то внешнему, либо напротив – эмоциональному как его сути - чему-то внешнепривнесенному.

То есть, если мы понимаем интеллект как исключительно способность к рациональному мышлению человека, логично выглядит попытка создания его искусственно, как «искусственного интеллекта». И если понимать его таким образом, ИИ действительно может быть рано или поздно создан и в своей мощности превосходить рациональный интеллект человека.

И тогда действительно возникает проблема – нужен ли на этом этапе развития оказывается человек, или его историческая миссия оказывается исчерпана актом создания более мощной мыслящей системы.

Но, если быть более точными в определении, придется учесть, что в само понятие «интеллект» входят эмоционально-психологические начала: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, воля и рефлексия.

И встает вопрос: насколько в принципе возможно технически решить задачу создания искусственного воображения (и что будет воображать это воображение), искусственной воли и искусственной рефлексии. А соответственно – искусственных интересов и искусственных ценностей.

И если предположить, что это возможно, то есть если возможен полноценный ИИЧУ (Искусственный интеллект человеческого уровня), - то, учитывая, что все названные моменты есть производное от отношения человека с миром, то и их искусственные воплощения должны стать производным, но не их, а названного искусственного интеллекта.

То есть в этой возможности они как минимум будут означать вытеснение человека из мира, хотя именно их, скорее всего, воссоздать невозможно.

Не менее важно и то, что собственно мы включаем в понятие «человеческий капитал» - и здесь тоже возникает некое разночтение. В обыденном смысле последний выглядит и трактуется как составное производственного и экономического процесса: как часть капитала и присущих ему экономических и стоимостных отношений. В этом смысле лишь более красивым термином заменяя категорию «рабочей силы». С этой точки зрения он тоже требует внимания и вложений: обучения, поддержания здоровья работника, возможностей его полноценного восстановления между производственными циклами.

И в этом качестве «человеческий капитал» и «искусственный интеллект» вполне находят друг друга: и тот, и тот функционально отграничены, ИИ считает, человек исполняет, и они дополняют друг друга. С той лишь оговоркой, что, с одной стороны, человек вытесняется из принятия решения и остается подчиненным началом, а с другой – эта гармония, если и считать ее таковой, - продолжается лишь до момента, когда тот же ИИ с помощью его создателей не конструирует ИИ-устройство, свое продолжение, которое сможет быстрее, точнее и дешевле делать все то, что делал человек.

И вот здесь – определенная центральная развилка. Вопрос о том, для чего нужен искусственный интеллект и его совмещение с человеком: в одном случае – для оптимизации расходов и сокращения общего размера средств, расходуемых на оплату живого труда. В другом случае – для высвобождения человека от тяжелых, угнетающих и не требующих самостоятельного решения видов работ, предоставления человеку тех видов труда, в которых он может найти свою творческую самореализацию.

То есть речь идет не о соотношении искусственных расчетных устройств с природой человека, а о двух типах общественных отношений, в первом из которых главной ценностью общества выступает полученная экономическая прибыль, а человек рассматривается либо как расходный материал производства, либо как сопутствующий элемент, вытесняемый из производства, но сохраняемый как охраняемый элемент, переведенный в режим протребления: умеренно-комфортного потребления без участия в политической жизни и производственном процессе, наподобие римского люмпен-пролетариата.

Во втором типе отношений как главная ценность рассматривается человек, а главной задачей социума и производства – создание условий для всестороннего развития его потенциальных способностей.

В этом отношении и словосочетание «человеческий капитал» начинает раскрывать свое содержание: если сам капитал, в научном смысле, является не обозначением богатства, а определенным общественным и производственным отношением, при котором происходит производство добавочной стоимости и самовозрастание вложенного в производство капитала, то и «человеческий капитал» - это не собственно рабочая сила того или иного уровня удовлетворенности и профессиональной подготовки, а некое социальное отношение, при котором происходит возрастание человеческого богатства уже не в смысле экономической стоимости человека и его труда, а в смысле его личности и развитости его способностей и потребностей.

И в этом отношении искусственный интеллект сочетаем с человеческим капиталом, как инструмент, работающий на его освобождение и развитие.

Если, конечно, под искусственным интеллектом не понимается средство ускоренной «рационализации» общества в смысле ее «менеджерианской оптимизации». В известном смысле эта опасность остается до тех пор, пока общественные отношения оказываются ориентированы на прибыльный эффект и сокращение расходов, а управление производством ментально отрывается от производства.

Проблема заключается в том, что сама традиция рационализма несла в себе не подчинение процесса умозрительным выкладкам, а отражение в логике мышления реальных отношений практики, с которой сталкивалось человеческое сознание.

Победа мира рационального над трансцендентным стала наследием Века Просвещения, соединившего веру в возможности человека, уверенность в возможности преобразования мира и создания разумного общественного устройства и убежденность в возможности обеспечения названного на основе достижений науки и техники.

Как только из названного единства, созданного этой эпохой, изымается та или иная часть, остальные приобретают ту или иную меру уродства. Так, в частности, если из единства с рационализмом изымается гуманитарность, изымается человек и задачи его развития – рационализм теряет собственную разумность и пытается навязать свои логические построения органиазции производства и социума, что и оборачивается конструктами наподобие модели общества, описанной Замятиным в книге «Мы».

Эта линия, выступая в своей традиции, выстраивается в цепочку от конструкта еще достаточно разумной веберовской бюрократии, с ее инструктивностью и распределенной ответственностью, через более позднее менеджерианство с его уверенностью в возможности управления процессами не на основании знания и владения ими, а на основании знания «законов управления» - и вплоть до «конструкций эффективности», согласно которым, например, эффективность образования измеряется числом студентов на одного преподавателя – и чем студентов больше, тем и преподавание является более эффективным.

Логическим завершением чего и является уверенность в спасительном значении «искусственного интеллекта», в конечном счете оказывающегося воплощением антропологического пессимизма, предполагающего неспособность человека самостоятельно устраивать свою жизнь и организовывать жизнь общества в целом, а потому требующего для своего существования диктата тех или иных, разработанных без его участия формально непротиворечивых расчетных схем, нивелирующих и элиминирующих из его жизни эмоциональной составляющей и ценностно-целеполагающих установок.

То есть вопрос не в том, возможно или невозможно создание высокоскоростных расчетных устройств, а в том, для чего они будут использованы, подчинены человеку – или поставлены над ним.

Безусловно, при этом так или иначе всегда существует условная угроза для человека, связанная с тем, не окажутся ли способности этих устройств более впечатляющи, чем способности человека. При некоторой абстрактности этой угрозы – в принципе, она есть. И существует проблема возможности обеспечения защиты от нее. Но как раз здесь, как представляется, реальной защитой может быть только развитие самого человека – то есть создание в социуме таких условий, когда скорость развития человека в единстве его рациональной и эмоциональной составляющей оказывается значимее и эффективнее скорости быстродействия конкурирующего с ним искусственного интеллекта.
 

Темы: Наука и технологии, Фундаментальная наука в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.09.2019, 10:29
    Гость: Какая разница, какие экономичные дома,

    если почва, вода и атмосфера отравлены, жизненно важные ресурсы полностью израсходованы, морские ресурсы выловлены, фауна, дающая Земле кислород, вырублена...?
    Даже Ваш умнейший Мерседес вряд ли найдёт кислород для сгорания топлива... :(

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 22.09.2019, 20:18
    Гость: Европеец

    “The Encironment Costs of Photovoltaic Power Plants in South”.
    Интересный доклад.
    ...
    Нашёл и интересный доклад о том, что влияние этого производства на экологию в Европе очень снизилось, но производство в Китае намного вреднее.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 22.09.2019, 20:10
    Гость: Европеец

    Прочитал 2 study case (доклада) о проблематике.
    Первый - Южная Корея (могу дать ссылку) говорит о относительных потерях - потеря ландшафта, световое загрязнение, вредные материалы, затраты. Вывод оптимистический. Интересный материал - советую почитать если напишете fotovoltaic panels - imoact on envirinment
    ...
    Второй доклад из США.
    Там интересное предложение - признавая некоторую вредность материалов и их вредное производство авторы пишут, что негативные стороны производства и эксплуатации солнечных панелей элиминируются после полгода их эксплуатации - остальное время они работают на экологию и помогают снижать загрязнение среды СО2.
    ....
    Но это не всё.
    Вот другое :
    .
    - у нас уже давно производятся низкоэнергетические дома - дома практически без потребления энергии
    - массивно снижается потребление энергии и сырья при производстве многих товаров
    - многие производства переходят на такую модель при которой производится продукт, который может подвергаться рециклированию много раз
    - массивно используется биогаз
    - всё дешевле становиться использование ветра

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 22.09.2019, 19:17
    Гость: Европейцу

    Проблемой ваши комментариев является не то, что вы разумно следуете предлагаемым возможностям в Европе, а в том, что не понимаете, что не все страны могут создавать такие условия и что эти возможности скоро закончатся. Что касается экологии, то еще на заре создания солнечных батарей было известно, что нужно загрязнить много воды и воздуха для производства батарей, что вреднее, чем их не и меть. Стоимость не делает их конкуренто- способными. Есть понятие плотности энергии и он почти в 3 раза ниже чем для угля или газа.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 22.09.2019, 17:55
    Гость: Владимир*

    ---
    "А именно это я и имел в виду!!!"
    ---
    Ложь.
    Вы выделили КОНКРЕТНЫЕ алгоритмы и назвали их примитивными по сути.
    А я сказал, что ВСЕ алгоритмы примитивны по своей сути.
    Далее.
    Не знаю на чем вы программировали. Поскольку я не сказал, на чем программировал я и сколько лет, ваше заявление "мы с Вами, уж извините, в разных весовых категориях" абсолютно алогично. Что несовместимо с мышлением профессионального программиста. Уж извините.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (87)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Наталья Ступникова
У школы отнимут функцию оценки знаний?
Дмитрий Песков © KM.RU, Алексей Белкин
Песков: украинский и ирано-израильский конфликты несопоставимы
Почти половина мигрантов в России ставит шариат выше светских законов
Точка раздора: в Баку кипят страсти вокруг ареста азербайджанцев в Екатеринбурге
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Antuanellli «Выйду на улицу»
Бедность россиян вновь победят путём мухлежа со статистикой
Паук из «Коррозии металла» защитил Линду от обвинений в сатанизме
Альбина Джанабаева: «Женщина расцветает, когда любит!»
Никита Михалков связал пандемию с переделом мира
«АукцЫон», 9 декабря, «ГлавКлуб»
Беz Б feat. Читмил «Ребята с нашего двора» (интернет-сингл)
«Как мы, потомки победителей, могли это допустить?» Деятели культуры бьют тревогу из-за обязательной вакцинации
Фестиваль «Вершина рока», 10 октября, Music Media Dome
«Российское правительство послушно исполняет волю своих заокеанских хозяев. МВФ приказал повысить пенсионный возраст - и ведь повысили!»
Техосмотр по-новому: как накануне выборов разозлить 40 миллионов граждан
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.