Черные мифы о «кровавой гэбне»: как КГБ СССР «ел на обед белых и пушистых демократов»
Что же представлял собой КГБ на самом деле?
Здание руководства КГБ на Лубянке в 1985 году. Коллаж © KM.RU
Рассказы о том, как Комитет госбезопасности издевался над свободолюбивыми студентами, мучил диссидентов и контролировал облико морале отечественных туристов, послужили в свое время делу демонизации и последующего развала Советского Союза.
Чтобы процесс очернения был более эффективным, дискредитацию Комитета облекали в забавную и интересную форму.
Например:
«Попали на остров американец, немец и русский. Почти сразу их схватили туземцы, которые, как полагается, начали игру:
- Кто назовет предмет, о котором мы не знаем, отпустим, а если знаем о нём - съедим.
Американец говорит:
- Калькулятор.
Туземцы отошли в сторонку, пошептались, заявляют:
- Это такая штука - стучишь по клавишами считаешь.
И съели американца.
Тогда немец говорит:
- Телефон.
Туземцы снова отошли в сторонку, пошептались, говорят:
- Это такая штука - жмешь на кнопки, и можно с другим человеком говорить.
Съели немца.
Ожидают ответа русского, а тот как ляпнет:
- КГБ!
Туземцы долго шептались и говорят:
- Не знаем, иди с миром, но объясни прежде, что такое КГБ.
- Да что там объяснять, такие же, как и вы: отойдут в сторонку, пошепчутся - и нет человека»...
Но что же представлял собой КГБ на самом деле?
Автор этих строк недавно натолкнулся в книге бывшего сотрудника КГБ Олега Хлобустова «История службы государственной безопасности» на выдержки из одного очень любопытного документа - доклада Юрия Андропова в ЦК КПСС о работе Комитета за 1967 год.
В нем, в частности, приводится сухая статистика, свидетельствующая об основных показателях работы советских органов госбезопасности. И она - весьма красноречива.
Начнем с главного. В 1967 году органами КГБ было привлечено к уголовной ответственности по государственным преступлениям аж... 738 человек.
Да-да, вы все правильно прочитали. И это на страну с 234-миллионными населением.
Кто-то может предположить, что все 738, как один, были студентами, читавшими запрещенные стихи, или инженерами с копеечными зарплатами, рассказывавшими политические анекдоты.
Но вот и нет!
121 привлечение приходилось на бывших нацистских коллаборационистов. Работа по выявлению гитлеровских палачей проводилась советскими органами госбезопасности на протяжении десятилетий после завершения Великой Отечественной войны.
3 человека были привечены за совершение диверсий.
221 осужденный нелегально перешел границу.
100 - были осуждены за хищения и взятки.
148 - за контрабанду и незаконные валютные операции.
34 - за измену Родине.
2 - за шпионаж.
И только 96 - за антисоветскую агитацию и пропаганду.
Причем, это явно были не политические анекдоты и не кухонные разговоры.
Скептик на этом месте может пожать плечами и сказать, что КГБ зря ел свой хлеб. Семь сотен осужденных за год на 234 миллионов - это разве результат?
Но КГБ и не ставил перед собой задачу хватать и сажать. Цели у органов госбезопасности были совсем другие. И это становится очевидно, если разобраться с другими статистическими данными, обнародованными в ЦК Андроповым.
Хлобустов со ссылкой на андроповские документы пишет о том, что резидентуры КГБ получили за год более 25 тысяч информационных материалов. На их основании органы госбезопасности отправили тысячи информационных сообщений в ЦК, МИД и Министерство обороны.
Кроме того, в различные ведомства и учреждения ушли тысячи сообщений, материалов и образцов техники.
Комитет вел «игры» с иностранными спецслужбами и выводил из-под удара своих агентов. За рубеж в составе различных групп за год выехали всего 378 оперативных работников. Причем, они выявили около 60 попыток склонить советских граждан к невозвращению на Родину.
Одной из ключевых задач КГБ была профилактика преступлений. Соответствующих мероприятий за год было проведено около 12 тысяч. Причем, весьма эффективно.
«Посадки» и расстрелы были не обычной, а, напротив, чрезвычайной и крайне редкой практикой. Чекисты предпочитали не ломать жизнь человеку, а убедить его самостоятельно отказаться от совершения правонарушения. И это – факт. Со статистикой не поспоришь.
Однако, у страха, как известно, глаза велики. Когда распространяемые о КГБ пугающие слухи накладывались на ореол таинственности, существовавший вокруг Комитета, обыватель оказывался готов поверить во что угодно.
В наши дни замешанные на чернушной клевете фейовые представления о работе КГБ, к сожалению, сплошь и рядом поддерживают отечественные кинематографисты.
Иногда создается впечатление, что чем более смачно сценарист обольет грязью чекистов, тем больший успех гарантирован его картине. В чьих интересах это может делаться - остается только догадываться. Но уничижительно-фейковые представления о собственной истории вряд ли содействуют развитию чувства патриотизма, особенно у подрастающего поколения, привыкшего ориентироваться в жизни на популярные средства массовой коммуникации вроде интернета и кинематографа...
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну набрал, и что?
Вы наберите про шторма и наводнения в Британии. Ужас как люди мучаются. И с канализацией ужас что творится.
Наберите так же про мусор в Лондоне.
Рыдать иногда хочется, как едешь по какому-нибудь Уэмбли.
Прямо-таки страна третьего мира. И без всяких там катаклизмов.
А что творится вокруг иных пабов в субботу утром, так и не описать. Или в самих пабах и вокруг в пятницу вечером. На Руси я такого и не видел никогда.
Доводы у вас странные.
Да и канал ериком названный-это скорее местный колорит.
Вы знаете, что когда пчела летит, то вокруг неё цветы и благоухание. А вот когда муха летит, то вокруг только вонь и дерьмо кучами.
Так трудно написать в поисковике «в Астрахани помои выливают на улицу» и читать, и читать и смотреть?
Если посмотрите на карту Трусово (часть Астрахани) - увидите, что этот ерик - человеком выкопанный канал для отвода воды Волги на лиманы во время паводка как и для орошения частных огородов. Этот канал заканчивается в степи в месте которое называется «3 ямы», хотя там всегда были только 2 ямы.
Уже в 1968 этот канал был сродни канализации - страшная антисанитария.
Я не умею обижаться - тут это тролли знают, но выбираю кому позволю позволять к себе хамство а кому нет. Конкретно - «выпихнули» для меня уже за чертой.
Ой.
Обиделись.
А я никого и обидеть то и не помышлял?
Что вам обидным-то показалось?
Потом слово доводы сюда по смыслу не подходят.
Как раз доводов-то я от вас и добивался.
А поводом для этого послужили ваши заявления, которые, как мне показалось, требовали доказательств, а иначе, доводов.
Сообщите мне - какие у меня могут быть доводы с Вами общаться если Вы ко мне обращаетесь таким тоном ? Я этих доводов не вижу. :)