«Глобальный переход и его враги»

07:30 15.06.2011 , Александр Дугин

Концепция нового мирового порядка была популярна в определенный исторический момент

Каковы исторические, политические, идеологические и экономические факторы и акторы, которые определяют динамику и саму конфигурацию сил в мире, и какова позиция США в том, что известно как «новый мировой порядок» (НМП)?

Концепция «нового мирового порядка» была популярна в определенный исторический момент, а именно когда закончилась холодная война (вторая половина 1980-х, горбачевская эпоха), и все себе ясно представляли скорое глобальное сотрудничество между США и Советским Союзом. Предпосылками к формированию НМП считались реализация теории конвергенции, обещавшей продуктивный синтез форм советского социализма и западного капитализма, а также скорое сотрудничество Советского Союза и США в решении региональных вопросов – например, первой войны в Персидском заливе в 1991 г. Однако Советский Союз вскоре после этого распался, а вслед за ним и проект НМП был почти забыт и вытеснен на периферию.

После 1991 г. этот другой мировой порядок стал рассматриваться как нечто созданное на ваших же глазах – однополярный мир под открытым и глобальным контролем США. Это лучше всего описано в политической утопии Фукуямы «Конец истории». Этот мировой порядок игнорировал любые другие полюсы силы, за исключением США и их прямых союзников (прежде всего Европа и Япония), и мыслился как универсализация экономики свободного рынка, политической демократии и идеологии прав человека в качестве глобальной матрицы развития для всех без исключения стран в мире.

Скептики расценивали это скорее как иллюзию, а различия между странами и народами вновь стали казаться актуальной темой политического дискурса (например, знаменитое «столкновение цивилизаций» С.Хантингтона или этнические и религиозные конфликты). Некоторые эксперты рассматривали однополярность отнюдь не в качестве синонима мирового порядка, но лишь как «однополярный момент» (Джон Миршаймер). В любом случае, во всех этих проектах под сомнение ставится национальная государственность. Вестфальская система больше никак не соотносится с актуальным соотношением сил в мировой политике. О своей растущей значимости заявляют новые акторы транснационального и субнационального уровня, и поэтому абсолютно очевидно, что мир нуждается в новой парадигме международных отношений.

И поэтому современный нам мир не может быть рассмотрен нами как точная реализация НМП. В настоящее время нет никакого определенного мирового порядка. Есть лишь переход от нового мирового порядка, известного нам в XX веке, к другой своеобразной парадигме, точные черты которой пока трудно определить. Будет наше будущее по-настоящему глобальным, или региональные тенденции в конечном счете победят? Сформируется ли какой-то уникальный порядок, или появятся на свет самые различные локальные или региональные порядки? Или, может быть, мы уже имеем дело с «мировым беспорядком»? Определенно сказать пока нельзя: переход еще не завершен. Мы находимся в самой его середине.

Если глобальная элита (прежде всего политическая элита Соединенных Штатов) имеет ясное видение желаемого будущего (а это у многих вызывает сомнение), даже при таких условиях внешние обстоятельства могут помешать реализации этого будущего на практике. Если у той самой глобальной элиты нет общего видения всеобщего проекта, то дело становится еще более запутанным.

И поэтому единственно бесспорным остается лишь факт перехода к какой-то новой парадигме. Сама же парадигма, с другой стороны, остается достаточно неопределенной.

Мировой порядок с точки зрения США

Позиция США в отношении этой смены абсолютно самоуверенна, но будущее самих США все же остается под вопросом. США сейчас примеряют на себя роль глобальной имперской силы и поэтому вынуждены реагировать на очень многие вызовы, некоторые из которых для них достаточно новы и непривычны. Поэтому они могут следовать тремя разными путями:

1) Создание Американской империи в узком смысле с консолидированной и социально развитой центральной частью (ядро империи) и внешним пространством, фрагментарным и разделенным в состоянии постоянного волнения (близкого к хаосу); в защиту такой схемы, похоже, выступают неоконсы.

2) Создание многосторонней однополярности, в рамках которой США будут сотрудничать с другими дружественными силами (Канадой, Европой, Австралией, Японией, Израилем и др.) в решении региональных проблем и оказании давления на «страны-изгои» (Иран, Венесуэла, Беларусь, Северная Корея) или колеблющиеся страны, стремящиеся утвердить собственную региональную независимость (Китай, Россия и т. д.); похоже, что демократы во главе с Обамой отстаивают именно такую позицию;

3) Продвижение форсированной глобализации с созданием мирового правительства и скорейшей десуверенизацией национальных государств с целью создания «Соединенных Штатов Мира», управляемых глобальной элитой на абсолютно законных основаниях (это – проект CFR, ярко представленный в стратегии Джорджа Сороса и его фондов; «цветные революции» рассматриваются, таким образом, в качестве самого эффективного оружия дестабилизации и окончательного уничтожения государственных образований).

Похоже, США пытаются идти одновременно этими тремя путями и одновременно продвигать все три стратегии. Все три направления формируют глобальный контекст международных отношений, делая из США ключевого игрока на мировой арене. Несмотря на очевидное различие всех трех образов будущего, имеются также и некоторые схожие моменты. В любом случае США заинтересованы в продвижении собственной стратегии экономического и политического доминирования; в усилении контроля над другими акторами глобальных процессов и их последующем ослаблении; постепенная или ускоренная десуверенизация более или менее независимых на сегодняшний день государств; в продвижении «универсальных» ценностей – ценностей западного мира (либеральной демократии, парламентаризма, свободного рынка, прав человека и т. д.).

Поэтому сейчас мы находимся под непрерывным действием мощных геополитических сил, ядро которых расположено в США, а источаемое им излучение (стратегическое, экономическое, политическое, технологическое, информационное и т. д.) проникает во все уголки мира в разной степени в зависимости от желания этих частей иметь собственную этническую и религиозную идентичность. Это – некое подобие «глобальной имперской сети», действующей на глобальном уровне.

Это США-центричное глобальное пространство может быть описано на разных уровнях:

Исторически США рассматривают себя как логичное завершение и вершину развития всей западной цивилизации. Раньше такой взгляд был представлен в «концепции предопределенной судьбы» (англ. Manifest Destiny) США. Теперь же они говорят в терминах прав человека, продвижения демократии и технологий, институтов свободного рынка и т. д. Но, по сути, мы имеем дело с новым изданием западного универсализма, прошедшим разными путями через Римскую империю, средневековое христианство, эпоху модерна (с просветительской и колонизационной политикой) и дошедшей до нас в форме постмодернизма и ультраиндивидуализма. История рассматривается ими как однозначный (монотонный) процесс технологического и социального прогресса с все нарастающим раскрепощением индивидов и отходом от любых форм коллективной идентичности. Традиция и консерватизм рассматриваются ими в качестве препятствий для свободы, которые необходимо устранить. США идут в авангарде этого исторического прогресса с правом продвигать историю все дальше и дальше. Историческое существование США совпадает с курсом всей человеческой истории, и поэтому «американское» означает «универсальное». Все другие культуры могут иметь лишь американское будущее, либо не иметь никакого.

Политически: множество очень важных тенденций мировой политики предопределяют упомянутый выше переход. Мы наблюдаем переход от либерализма, ставшего глобальной и единственно возможной политической альтернативой (в качестве вершины политической мысли модерна он одержал победу над двумя альтернативными проектами – фашизмом и социализмом), к постмодерну (описанному в известной книге А.Негри и М.Хардта «Империя»). Поэтому существует некий зазор между либеральным ультраиндивидуализмом и чистым постмодернистским постгуманизмом (с акцентом на киборгах, генетических модификациях, клонировании и подобных фантазиях), но на периферии мира мы наблюдаем схожие тенденции: ускоренное разрушение любых целостных в себе социальных структур, фрагментацию и атомизацию включенного в технологические процессы общества (Интернет, мобильные телефоны и т. д.), ключевым актором которого может являться лишь индивид, исключенный заранее из естественного социального контекста.

Важное свидетельство двойного назначения продвигаемой демократии можно найти в статье американского военного и политического эксперта Стивена Манна, который утверждает, что демократия может работать как саморазвивающийся вирус, усиливающий давно существующие и исторически укорененные демократические общества, но разрушающий и погружающий в хаос традиционные общества, не готовые к этому в нужной мере. Поэтому демократия может рассматриваться как эффективное оружие для создания хаоса и рассеивания мировых культур из «ядра», копирующего и инсталлирующего повсюду свой демократический код. Мы видим, как это работает на примере последних событий в арабских странах. После завершившейся фрагментации обществ на индивидуальные атомы начинается вторая фаза: разделение самих индивидов на части (например, генетически) и креативная комбинация элементов в формате постгуманизма. Это может быть описано как постполитика – последний горизонт политического футуризма.

Идеологически: наблюдается определенная тенденция влияния США в зоне периферии, связанная скорее с идеологией и политикой. Раньше США действовали, основываясь на чистом реализме: если режимы были проамериканские, то на их идеологические принципы не обращалось никакого внимания. Лучший пример представляет Саудовская Аравия. Именно поэтому идеологически оправданным казалось применение двойной морали. Но сейчас, судя по всему, США начали попытки углубить демократию, поддерживая народные восстания в Египте и Тунисе, правители которых были лучшими друзьями США, оставаясь в то же время погрязшими в коррупции диктаторами. Двойные стандарты в идеологии заключаются в размывании и углублении демократического прогресса. Точка кульминации будет достигнута в момент начала возможных волнений в Саудовской Аравии. Именно в этот момент будет протестирован этот тренд продвижения демократии на идеологической основе.

Экономически: вызов всей американской экономике бросает рост Китая, энергетические вызовы, критическая диспропорция между финансовым сектором и зоной развития реального промышленного сектора. Чрезмерный рост американских финансовых институтов и делокализация промышленности создали критический разрыв между сферой денежного оборота и сферой классического капиталистического баланса спроса и предложения промышленного производства. Это стало главной причиной финансового кризиса 2008 года. Китайская экономическая политика старается утвердить собственную независимость параллельно с осуществлением США своей глобальной стратегии, и однажды это может стать ключевым фактором их соревнования. Контроль со стороны России, Ирана, Венесуэлы и других относительно независимых (от США) стран над огромными запасами природных ресурсов ограничивает американское экономическое влияние.

Экономика Европейского сообщества вкупе с экономическим потенциалом Японии представляют два полюса конкуренции внутри военного и стратегического альянса союзников США. Поэтому США пытаются разрешить все эти проблемы, используя не только чисто экономические инструменты, но также политические, а иногда и военную силу. Таким способом, мы вполне можем описать вторжение в Ирак и Афганистан, возможную оккупацию Ливии, Ирана и Сирии. Опосредованно стимулируя оппозицию в России, Иране и Китае, и пытаясь вызвать обострение отношений с Турцией и радикальным исламом для Европы, США достигают все тех же целей. Но это все – лишь технические решения. Главный вызов состоит в том, как организовать эту постмодернистскую и финансовоцентричную экономику в условиях увеличивающегося разрыва между реальным сектором и финансовыми инструментами, внутренняя логика развития которых становится все более и более автономной.

Итак, мы рассмотрели основного и асимметричного актора, которого США разместили в центре настоящего переходного состояния международной политики. Этот актор представляет настоящую гипердержаву (Видрин), и все окружающее его геополитическое пространство тем или иным образом структурируется вокруг американского ядра, отображая его многоуровневую организацию. Вопрос может быть поставлен следующим образом: осознает ли сам этот актор в полной мере то, что он делает, и до конца ли понимает, чего хочет достичь в итоге; какого рода порядок он желает получить на выходе? Похоже, что мнения по этому очень важному вопросу разнятся: неоконсы провозглашают «новый американский век», с оптимизмом относясь к будущему американской империи. Но в их случае очевидно, что у них есть ясное (это не всегда означает «реалистичное») видение будущего (американское, точнее, североамериканское будущее). В этом случае мировой порядок станет «американским имперским порядком», основанном на геополитике однополярности. По крайней мере, у этого теоретически есть положительные стороны: такой проект ясен и честен.

Сторонники многосторонности более осмотрительны и порой настаивают на необходимости приглашения других региональных держав к управлению мировыми процессами. Очевидно, что лишь подобные самим США общества могут быть их партнерами, и поэтому успех продвижения в них демократии требует особого внимания. Сторонники многосторонности действуют не только во имя США, но и во имя Запада, рассматривая его как нечто универсальное. Образ такого мирового порядка туманнее. Судьба глобальной демократии туманна и не столь ясно очерчена, как образ американской империи.

Еще более расплывчата версия у сторонников форсированной глобализации. Гораздо более эффективно разрушить современные национальные государства, но в некоторых случаях это лишь приведет к появлению на их месте гораздо более архаичных, локальных, религиозных или этнических сил. Поэтому всемирное открытое общество – настолько фантастическая перспектива, что куда легче представить всеобщий хаос и войну всех против всех.

Итак, образ будущего мирового порядка меняется в зависимости от группы американских идеологов и принимающих решения политиков. Более последовательная стратегия в то же время более этноцентрична, открыто империалистическая и гегемонистская. Это – реалии однополярного мирового порядка. Последующие две версии – гораздо более тусклые и неясные. До сих пор они вели лишь к «мировому беспорядку». Кратко их обозначают как «бесполярные» («non-polar») (Р.Хаас).

Поэтому переход – в любом случае американоцентричный по своей природе, а глобальное геополитическое пространство структурировано таким образом, что основные глобальные процессы будут модерироваться, ориентироваться, управляться и иногда контролироваться единственным актором, осуществляющим свою работу единолично или с помощью в высшей степени лояльных Америке (и всему Западу) западных союзников.

Источник: Геополитика
Комментарии читателей
16.06.2011, 19:48
Гость: Гриони

Среди атеистов трудно быть Богом.Однополярный мир лишен конкуренции и обречён на "вечную" войну с неверующими в США.Американские политики пребывают в состоянии психической деформации,по понятным причинам,что легко исправляется сильным ударом...

16.06.2011, 06:40
Гость: Грег

Не государства, а новын технологии создают новые конфигурации сил влияния. А Сорос таки нашёл новый рычаг, чтобы на первый план выдвинуть свою концепцию "открытого мира". Его новый кумир, его Ирикративная теория путает сразу все карты его противникам.

15.06.2011, 18:27
Гость: 8

Ну и загнул ты,Дугин!
Не будет никакого амерского "перехода"!
Пирамида бакса рухнет!
И концы в воду...

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.