«Россия подтачивает свой суверенитет во имя материальных выгод»

07:30 16.11.2011 , Ф. Станевский
Вступление России в ВТО
Вступление России в ВТО

На переговорах по ВТО российские переговорщики – осознанно ли или по дипломатической малограмотности - сбросили престиж России со счетов

Вступление России во Всемирную торговую организацию - структуру не политизированную - дело согласования преимущественно технических вопросов о тарифах и торговле. Последним препятствием на пути в ВТО оказалась, однако, сугубо политическая проблема: Грузия требовала присутствия своих таможенников на российско-абхазской и российско-югоосетинской границе под тем предлогом, что Абхазия и Южная Осетия - грузинская земля. Требование, понятно, для России, признавшей независимость этих кавказских государств, напрочь неприемлемое.

Достигнутый компромисс предполагает аудит на этих участках российской границы независимой компании, т. е. международных наблюдателей. Как бы ни хвастался теперь Саакашвили одержанной дипломатической победой, он проиграл: грузинских чиновников нет и не будет там, где их наличие обозначило бы принадлежность к Грузии абхазской и югоосетинской территорий. Вопрос, однако, в том, выиграла ли Россия этот последний, по сути, политический этап переговоров?

С горечью приходится признать: Россия тоже проиграла. Ибо нет возможности трактовать принятый ею международный мониторинг своих торгово-экономических отношений с двумя новыми кавказскими государствами иначе как попятный шаг от признания их независимости. Пусть скомканное, под сурдинку, но это все-таки довольно внятное согласие России с тем, что Абхазия и Южная Осетия не могут обладать полным статусом субъектов международного права. По всему периметру российской границы нет ни единого подобного случая. Хотели того российские власти или нет (надеюсь, не хотели), но они выделили две дружественные нам страны в разряд не вполне полноценных государств.

Тут возникает тема государственного достоинства самой России. Нет, насколько мне известно, другой такой страны, которая пошла бы на контроль своих торговых связей с соседями некими мониторами из третьих стран. Если и признать возможность великих экономических выигрышей от вступления в ВТО, сам факт принятия на российской территории иноземных контролеров означает, что Россия подтачивает свой суверенитет во имя материальных выгод. Сдача позиций за деньги.

Этика и мораль в поведении государств выглядят так же, как и между людьми. Что вы скажете, если договоренности с вашим неприятелем были достигнуты вашим другом сепаратно, без вашего на то согласия и вопреки вашим интересам? Были ли проведены консультации с Абхазией и Южной Осетией насчет переговоров с Грузией об условиях вступления России в ВТО? Министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба заявил, что по поводу российско-грузинского компромисса у него «практически ничего нет, кроме сообщения прессы». Правда, он дипломатично добавил: «Мы на связи с нашими российскими коллегами». К сожалению, это такая связь, в которой фактически согласованный проект документа, напрямую касающийся Абхазии, ходил по кабинетам Москвы и Тбилиси, но в Сухум не попал.

Между тем, сами переговоры по аудиту российско-абхазских торгово-экономических связей требовали участия в них в той или иной форме абхазской стороны. Более того, Россия была заинтересована в том, чтобы, насколько это в ее силах, поднять роль Абхазии в переговорах, сделать эту роль явной. Это добавляло бы международного авторитета новому государству, заставляло бы более, чем до сих пор, считаться с ним, одновременно усиливая переговорные позиции России. Нам нечего было бояться тупика в переговорах с Грузией. Вариант принятия России в ВТО вопреки Тбилиси, т. е. с той оговоркой, что нормы ВТО не распространяются на российско-грузинские торговые отношения, был опасен для Грузии, но не для России. Нас он освобождал бы от необходимости размещать у себя иностранных наблюдателей за потоками товаров из России в Абхазию и обратно. Наша твердость в признании независимости Абхазии и Южной Осетии не могла бы ставиться под сомнение.

Вышло иначе. Вынужден констатировать, что консультации с Абхазией и Южной Осетией не проводились, во всяком случае, на постоянной основе, в параллель с ходом переговоров и в увязке с ними. Речь идет о фактическом пренебрежении интересами Абхазии и Южной Осетии в деле, напрямую касающемся их государственного престижа, перспективы их признания другими государствами. Это неуважительная, высокомерная, барская практика, взгляд сверху вниз на того, кому сотни раз вещали о дружбе и с кем о дружбе же подписали десятки документов. Стыдоба!

Легко предвидеть возражения в том духе, что в действительности не случилось ничего особенно неприятного для Абхазии и Южной Осетии. Россия же наконец-то вступает в ВТО, куда стремилась с 1993 г. Мол, подумаешь, иностранные наблюдатели! Ничего страшного! Нечего, мол, гнать волну по поводу урона российскому престижу, и вообще, как говорится, «живите проще!».

А я бы хотел спросить тех, кто вел переговоры: кто-нибудь из них задумывался о том, как нынешний российско-грузинский компромисс скажется на отношении к России со стороны абхазов и осетин? Абхазы нам друзья. Но в общественном сознании Абхазии до сих пор еще тлеют обиды за Кавказскую войну XIX в., которую многие там называют Русско-Кавказской, за махаджирство - массовый и отнесенный на счет России исход абхазов в Турцию и на Ближний Восток, за блокаду Абхазии в совсем недавние 90-е гг. Или нам безразлично, как в абхазском обществе отреагируют на экстравагантное по мировым меркам решение России отдать аудит российско-абхазской торговли международным наблюдателям, к тому же более дружественным Грузии, чем Абхазии? И не ожидают ли российские переговорщики, что грузинская сторона сделает все возможное, чтобы устраивать каверзы России и Абхазии, пользуясь данными аудита, напрягать при каждом удобном случае отношения между ними. Россия, скажем, могла бы помочь Абхазии в строительстве аэропорта. Будет это возможно? Объемы морских российско-абхазских перевозок тоже будут докладываться Тбилиси? Если в абхазском обществе будет расти недовольство Россией, то дело может кончиться новым ослаблением российских позиций на Южном Кавказе, потерей тех преимуществ, которые принесла России победа в войне 2008 г.

Впрочем, это важно, но не самое главное. Главное в том, что государственный престиж - исключительно весомый фактор международных отношений. Дорожить им - первое дело любой дипломатии. У престижа страны есть свое политическое, культурное, а также вполне денежное выражение: страна, теряющая в престиже, утрачивает привлекательность, слабеет, беднеет, дестабилизируется. Чему мы были очевидцами в «лихие 90-е».

Случай с российско-грузинским компромиссом - горькое свидетельство того, что российские переговорщики – осознанно ли или по дипломатической малограмотности - сбросили престиж России со счетов. Иначе они не сочли бы допустимым вступление России в ВТО на условиях передачи иностранцам права на российской земле осуществлять контроль за российской торговлей с дружественными соседями. Иначе они не поставили бы Абхазию и Южную Осетию в положение государств с ограниченным суверенитетом. Манят выгоды ВТО? Едва ли существуют материальные выгоды, оправдывающие унижение друзей. Плата будет неизбежной: потери в государственном достоинстве, а, значит, в дальнейшем многие другие, в т.ч. материальные потери.

Ну, хорошо. А кто же выиграл, если в числе проигравших находятся и Грузия, и Россия? Выиграли Евросоюз, США, в целом западные страны, включая Швейцарию как удачливого посредника российско-грузинских переговоров. Подчинить Абхазию Грузии – им не по силам. Это им не особенно и нужно. Существенно для Запада лишь использовать абхазскую тему против России, ослабить ее влияние в Абхазии. Свои позиции непризнания Абхазии - больше в пику России, чем в пользу Грузии - Запад вполне удержал. Свое влияние в регионе расширил. Вступление в ВТО России сопряжено для нее с плюсами и минусами, а для Запада, да еще на условиях сдачи российских позиций - только с плюсами. Россия упустила шанс вступить в ВТО, не теряя в достоинстве.

 

Комментарии читателей
28.11.2011, 23:25
Гость: андрей

наблюдатели не стоят в татарстане или в воронеже, а то что они стоят у абхазии и осетии это уже говорит о том что: эти автономии грузинские но пока мы их контролируем. слили

17.11.2011, 02:13
Гость: Таисия - Об "иностранных наблюдателях"

Саакашвили кичится тем, что вопрос об "иностранных наблюдателях" на границе Южной Осетии с Грузией решился в пользу последней.
Так это или не так, ещё нужно посмотреть. Если ли же это так, и в числе наблюдателей появятся грузины, а этот факт будет вызывать недовольство со стороны Южной Осетии, то проблему можно решить просто: пусть Южная Осетия соединяется с Северной. Это решило бы застарелую проблему насильственного разделения единого народа - осетин, проведённую И.Сталиным в пользу Грузии. Граница же между Грузией и Южной Осетией стала бы границей между Грузией и Россией.
Вопрос об "иностранных наблюдателях" отпал бы сам собой.
Зачем запутывать проблему? Зачем нужны на нашем Кавказе иностранные наблюдатели? Саакашвили же нужно подарить новый, чистый галстук - в утешение.

16.11.2011, 15:03
Гость: тт

Как удобно, ковыряясь в частностях, отстраненно рекомендовать благие намерения. А ну те-с в реальные переговоры?-"Стыдоба"?
-относ. чего,-новых хороводов вокруг новых суверенитетов?

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.