«Мы должны каким-то образом создать автономную от США и ЕС финансовую систему»

Основным механизмом антикризисной политики Соединенных Штатов в текущей ситуации был и остается печатный станок. США проводят политику стимулирования экономики через расходы. Это можно было бы назвать кейнсианской политикой, но ее критиковали как своего рода кейнсианство для богатых. В эпоху «Нового курса» выгодоприобретателем становился средний класс, а здесь речь идет прежде всего о поддержке финансового сектора. Это кейнсианство для богатых и есть.
Рынки могут действовать истерически, то есть в логике сигналов
Такая политика вливания денег в экономику не позволяет устранить структурные предпосылки нынешнего кризиса, позволяет отсрочивать кризис. Деньги не находят себе полностью инвестиционного применения в реальном секторе и участвуют в раздувании спекулятивных, финансовых и товарных рынков. Рынки могут действовать истерически, то есть в логике сигналов, а одним из сигналов способно стать сокращение госрасходов. То есть госрасходы не только подпитывают экономику, но и создают ситуацию, при которой европейцы и американцы принимают решения, исходя из того, чтобы не дать рынку сигналов к истерическим реакциям.
Но, с другой стороны, если произойдет сокращение госрасходов, это действительно может привести к рецессии. В США существует очень мощное, квалифицированное управление государственным спросом, то есть речь идет не только о надувании «пузырей». Федеральная контрактная система развита и является механизмом государственного планирования экономического развития через госзаказ. Этот механизм нуждается в финансах, в финансовом «кровообращении». Если оно сокращается, это не самым лучшим образом будет сказываться и на экономике в условиях отсутствия других естественных стимулов роста. Этих стимулов пока недостаточно.
США – эмитент глобальной резервной валюты, и поэтому влияние оказывается всеобщим
Есть концепция кризиса, в соответствии с которой кризис связан с технологической паузой. То есть исчерпан потенциал роста, обеспечивавшийся электронно-коммуникационными технологиями, а технологии нового уклада находятся в зачаточном состоянии, и пока новый виток роста вокруг них не может быть запущен. В этой ситуации, когда нет полного применения деньгам в реальном секторе, действуют по принципу «ночь простоять да день продержаться».
Американские деньги вращаются на глобальных рынках, и глобальные рынки ориентируются на решения американского регулятора как на один из основных индикаторов, то есть это может влиять на их состояние. У нас с Соединенными Штатами не сильно развита кооперация или прямая торговля, и мы могли бы не беспокоиться относительно каких бы ни было экономических процессов в США. Но США – эмитент глобальной резервной валюты, и поэтому влияние оказывается всеобщим.
Что делать нам? В ситуации глобальной технологической паузы надо осваивать технологии предыдущего уклада и создавать задел для развития технологий следующего уклада. Для этого можно и закупать технологии, и создавать совместные предприятия. Отмечу, что у нас далеко не исчерпан ресурс, связанный с государственными и частными инвестициями в инфраструктуру. Есть страны, где все построено, поэтому там нулевой экономический рост во многом естественный. А у нас проблема источников роста должна рассматриваться и решаться иначе. Но для того, чтобы мы могли самостоятельно создавать источники роста, мы должны каким-то образом создать автономную от США и ЕС финансовую систему. Этого пока не наблюдается.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А вот это абсолютно верно. Между тем, следует идти дальше и рассмотреть совместные экономические пространства с Китаем и Японией. Успех будет ошеломляющим.
В общем, рассматривать финансовую систему отдельно от экономики практически не возможно. В целом Россия уже имеет достаточно автономную финансовую систему. Куба или Сев. Корея имеет ещё более автономную (и более примитивную) систему (в связи с более автономной экономики или их остатков); но и Россия тоже только частична подключена к ней ререз ресурсы и тем микроскопическим представительством на рынках капитала. Только железный занавес даст больше автономии. Те кто знаком с деятельностью Внешэкномбанка СССР могут прочитать хорошую лекцию о Советской "автономии". Так что не Back to USSR a back to 1925.
Отсюда и фраза из оглавления "..каким то образом.."
Если отключить идеологию, то России в первую очередь нужна развитая и надёжная система. Уровень интеграции - второстепенен. Канадская фин. система как никакая интегрированна в американскую, тем не менее все ни один из банков Канады не нуждался в помощи, все достаточно прибыльны. Их рейтинг надежности оказался выше Швейцарских.
Я как раз ждал от вас это предложение. Чтобы купить рубли Германия должна выложить евро или золото. О золоте, как я понимаю речи быть не может. Но если Германия отдает евро, то у России образуется запас евро и ни о какой автономной финансовой системе говорить не приходится, то есть приходим к тому, что есть сейчас.
На извечно русский вопрос: «Что делать нам?» Исходя из проблем затронутых в рассуждениях Михаила Ремизова, ответ очевиден. США через Берингов пролив граничит с Россией. Вот и надо пригласить или предложить США Таможенный Союз и Единое экономическое пространство с Россией! Безусловно, для России от этого пользы больше будет, чем от конфронтации. Это более прогрессивно, нежели таможенный союз с менее развитыми странами. В Едином экономическом пространстве России придётся унифицировать своё законодательство в соответствии с законодательством США. Меньше будет воровства в России. Вороватым чиновникам труднее будет прятать награбленное. Очевидно и с правами человека обстановка не будет столь провальной. Конечно и в США не всё идеально, однако….
Надо газ продавать в России на бирже. Германия приезжает и покупает его за рубли. Если рублей у Германии нет, то она идет на валютную биржу. Закон о единственном законном средстве плате в России надо соблюдать.