Дионисовы кубки (часть 1)

Прежде чем подать вино к столу, его процеживали от осадка. Для этих целей служили специальные ситечки — эфмосы. Кроме простых керамических известны также изящные серебряные эфмосы с фигурными изогнутыми ручками, завершающими утиными головками. Даже отверстия на их дне располагались, создавая определенный рисунок. Такой серебряный эфмос был найден в гробнице македонского царя Филиппа II. К столу вино подавали в нарядных расписных амфорах. В отличие от остродонных, эти парадные сосуды всегда имели ножку. В переводе с греческого слово "амфора" означает "несу с обеих сторон", т.е. сосуд с двумя ручками. Разновидностью амфор были пелики, которые имели тулово, сильно раздутое в нижней части.
Греки никогда не пили вина, не разбавив его водой, — это считалось крайней неумеренностью. Для этих целей служил кратер (от греческого слова "смешиваю"). Кратер имел большую емкость, широкое устье и две ручки. Его форма менялась, будучи то цилиндрической, то зауженной книзу.
Для охлаждения вина в кратер погружали своеобразный холодильник — псиктер, сосуд, наполненный снегом или холодной водой. Он имел грибовидную форму: широкое тулово, нависающее над широкой цилиндрической ножкой. Виночерпий каифом (черпаком) разливал вино по чашам. Глиняные каифы имели широкое устье, небольшую емкость и изысканную ручку в виде петли, часто дополнительно украшенную лепными деталями. Но глиняные каифы были слишком хрупки и непрактичны. Чаще употреблялись каифы из бронзы или серебра с цилиндрической ложкой и высокой тонкой ручкой. Ручка, как правило, была украшена небольшой головой утки, как у эфосов.
В застольях использовались и обычные кувшины. Название ойнохой — кувшина с краем в виде трилистика — происходит от слова "лить вино". Наличие трех сливов позволяло разливать вино в три подставленных чашки, не отрывая локтя от стола. Излюбленным сосудом для питья вина, королем застолья у греков был килик. Он представлял собой неглубокую чашу с двумя горизонтальными ручками, низким кольцевым поддоном или высокой стройной ножкой. Особой изысканностью отличался декор киликов. Рисунки помещались как на внешней стороне стенок, так и на дне, в медальное. Иногда на стенках можно увидеть изображения огромных, сильно стилизованных глаз.
Они помещены здесь с определенной целью. Так же, как у экзотических бабочек яркие красочные пятна служат своего рода защитой, так и глаза на килике призваны были отпугивать злых духов от его содержимого. Иногда для этих целей внутри килики помещали изображение страшной головы Медузы Горгоны со змеями вместо волос, с высунутым языком и торчащими клыками. Это были эмблемы, которые, по представлениям древних греков, имели магическую силу, предохраняющую их от "дурного глаза". А чтобы не вызывать гнев богов, первая чаша вина всегда приносилась им в дар: содержимое выливали не землю. Во время веселых пирушек греки не лишали себя и развлечений. Выпив до дна все содержимое килика и продев указательным пальцем в его ручку, участники пирушки резким движением руки выплескивали последние капли вина, стараясь попасть в заранее намеченную цель. Эта застольная игра называлась "каттабос". Часто последняя капля предназначалась для возлюбленного или возлюбленной.
В эллинистическое время формы киликов становятся более вычурными: пропорции вытягиваются, делая емкость сосуда глубже, тонкие ручки, причудливо изгибаясь, возвышаются над краями. Более хрупкая форма диктовала использование металла: в богатых эллинистических погребениях встречаются серебряные килики великолепной работы и тонкой художественной отделки.
Продолжение следует.
Материал любезно предоставлен журналом "Российский альманах вин" №10.
Комментарии читателей Оставить комментарий