Сергей Голомазов: «Я – за некое пижонство в жизни»

Родился в Москве. Учился в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. Затем окончил режиссерский факультет Государственного института искусств им. Луначарского (ГИТИС), в мастерской профессора А.А.Гончарова. Играл в спектаклях театра имени Владимира Маяковского. Учился в аспирантуре РАТИ (ГИТИС).
Художественный руководитель мастерской на факультете режиссуры драмы и мастерства артиста.
Работал режиссером-постановщиком в Рижском русском драматическом театре. Делал постановки спектаклей во Франции. Был главным режиссером Московского драматического театра имени Армена Джигараханяна. С 2007 года – художественный руководитель театра на Малой Бронной.
За театральные постановки Сергей Анатольевич награжден премией «Золотая маска», премией Станиславского, премией «Хрустальная Турандот», премией Правительства Москвы.
Он проповедует идею о том, что душа важнее, чем деньги. Недавно поставил новый спектакль «Почтигород». Это пьеса о любви и надежде, которая важнее всего на свете. Ведь именно любовь делает людей счастливыми. А деньги-деньги-деньги, на которые можно купить золотой гроб или бункер для конца света – просто бумажки… Духовный рост человека, познание себя – это и есть истинное предназначение. Для Вселенной и Бога важна личность человека, а не примитивная жажда наживы. Конечно, купить можно все! Кроме настоящей дружбы и истинной любви… Именно того, что делает нас счастливыми.
– Сергей Анатольевич, очень актуально, что в завершении 2012 года вы поставили спектакль о любви. Ведь миром правят не деньги, а именно любовь.
– Вы знаете, в нашу насмешливую, трезвую эпоху, когда люди практически разучились умирать от любви, такой материал, на мой взгляд, чрезвычайно необходим. Это история состоит из девяти новелл о любви. Пьеса по-своему удивительная, сюрреалистическая, фантастическая, волшебная! Она близка шекспировским пьесам, где фантастическая реальность пересекается с обычной жизнью, где вместе существуют реализм и магия. Там есть все, что не хватает нам в повседневной жизни.
Сергей Голомазов
– Действительно ли все настоящее делается ради ее Величества любви и во имя нее?
– Людям нужно иногда напомнить, что ни деньги, ни карьера, ни успех не могут в предложении под названием «жизнь» являться существительным. А то, ради чего это все делается, я имею в виду любовь к другому человеку, являться только прилагательным. Сейчас на место существительного пришли ценности иного порядка. Это ложные ценности и ложные идеи. И мы забываем о чем-то самом главном – о том, ради чего все и делается на этом свете!
– Каким было ваше яркое впечатление в детстве?
– Я хорошо помню, как совершенно случайно я, 13-летний мальчишка, пошел в кинотеатр и попал на фильм Андрея Тарковского «Солярис». Честно говоря, я тогда ничего не понял. Но вошел в зал одним человеком, а через три часа вышел совершенно другим!
– Каков стиль жизни у художественного руководителя столичного театра?
– Я по жизни трудоголик. Что касается стилевого оформления, то все подчинено работе. Но я не исключаю наличие пижонства в своем образе! Ведь художник, худрук должен являться если не примером и эталоном, то каким-то ориентиром, ненавязчивым примером вкуса и стиля. Поэтому я всегда стараюсь чрезвычайно аккуратно относиться к тому, кто как выглядит. Мне очень важно, во что одевается режиссер, актер, как смотрится актриса. Для меня неприемлемо, когда режиссер драматического театра, выпускающий спектакль, ходит по нему в тренировочном костюме. Я этого просто не понимаю! А ведь такие случаи бывали… Не понимаю, когда кто-то из актеров или работников театра выходит на сцену без сменной обуви. Мы всегда декларируем необходимость переобуваться.
Сергей Голомазов
– Что же, актеры ходят на работу, как школьники, с мешочками сменной обуви?
– Дело не в этом! Просто в театральном пространстве необходимо переобуваться! И не только для того, чтобы уважать труд уборщиц, хотя и это тоже важно. Вот сегодня у нас будет репетиция перед премьерой спектакля «Почтигород». Занавес уберут, останется белое оформление. А вот буквально вчера вышел один товарищ и так там наследил…
– То есть получается как в анекдоте: «И выхожу я – весь белом! А вокруг…»
– Театр все же храм искусства! Нам пришлось полтора часа потом все это за ним вытирать. Я все-таки за некое пижонство в жизни.
– Давайте поговорим о красоте! Женской, разумеется… У вас есть кумиры среди легендарных женщин-актрис? Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро?
– Нет, нет, нет… Мне нравится Мэрил Стрип! Все крутится вокруг этого образа. Меня всегда удивляло в женщине то, что будучи «некрасивой» от природы, она может быть до такой степени очаровательной и талантливой! Я всегда ценю это качество в людях. Обожал голливудскую актрису Патрисию Нил, которая ушла уже в мир иной… Люблю французскую актрису Жюльет Бинош. И вообще всю плеяду 30-40- летних актрис французского кино. Мне нравятся артистки трагического темперамента, способные при этом быть смешными. Из наших актрис обожаю очень талантливую Чулпан Хаматову. Для режиссера – большое счастье поработать с такой артисткой!
Патрисия Нил
– Что такое стиль для женщины на взгляд режиссера?
– Мне кажется, что стиль, прежде всего, связан с умом. Ум всегда определяет чувство вкуса, чувство меры и отбор тех выразительных средств, которые предполагает косметика, туалеты и т.д. и т.п. На мой взгляд, стиль – это то, что подчеркивает твои достоинства и скрывает недостатки! И то, что тебя делает умнее, чем ты есть на самом деле, и то, что делает тебя интересней, чем ты есть на самом деле. Но для того, чтобы обрести свой стиль, нужно очень много работать.
– Пыль в глаза пускать?!
– Нет, просто нужно себя каким-то образом организовать. Ведь стиль предполагает некую надстройку. У любого нормального человека есть желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле. И это вполне естественно, особенно для женщины! Да и для нормального мужчины, пожалуй, тоже.
Жюльет Бинош
– Сергей, а что самое сложное в вашей профессии?
– Для нашей профессии необходимо терпение и воля! По своей природе и сути это очень эмоциональная профессия. При этом надо всегда ухитряться сохранять выдержку и адекватность. Надо стараться оставаться при любых ситуациях вежливым. А еще быть хорошим психологом по отношению к людям, которые тебя окружают, в частности, к артистам. Но не всегда, к сожалению, это получается!
– Профессия актера связана с большими нервными перегрузками. Вы, как психолог, способны состояние «стервозности» у актрисы?
– Нет, это невозможно, с этим нужно просто мириться. Если актриса талантлива, то режиссеру каким-то образом надо выстраивать отношения так, чтобы они не разрушились. Есть люди, которые ищут партнерских отношений в профессии, а есть те, которые всегда ищут... унижения. К сожалению, у нас такая ментальность – пока не накричишь, работать не будут! Это отвратительно, но, увы, такова наша реальность. А в цивилизованном мире подобное редко встречается. В России же данный стиль поведения очень распространен. Но что делать? Это так! Так же, как и от нашего невежества, никуда от этого не денешься…
Сергей Голомазов
– Сергей, давайте поговорим о страхах, которые одолевают многих людей, особенно в последнее время. Раньше люди боялись атомной войны и шутили: «Если что, тапки в зубы и ползем на кладбище!» Юмор – мощное оружие против всяких катаклизмов! Говорят, что конец света решил бы все наши проблемы. Но он не состоялся, поэтому останутся и пробки, и гололед, и т.д. и т.п. Некоторые люди продолжают активно работать, а другие – все бросили и поселились в глухих деревнях и подземельях. А вас не страшило последнее шоу на земле – конец света?
– Конца света я не боялся и не боюсь! Считаю, что человек во время своей жизни переживает вещи в несколько раз страшнее того, что мы называем «концом света»! Одни факт смерти чего стоит… Поэтому к этому вопросу я отношусь по-философски.
– А может, конец света пиарили для того, чтобы мы ощутили прелесть каждой минут бытия? Самый модный вопрос звучал так: «Вы уже бункер купили?»
– Не придавайте этому такого глубокого значения! Просто некоторые дельцы нашли прекрасный способ увеличить свое благосостояние, заработать деньги! Я думаю, что это просто гениальная маркетинговая компания, никакой философии здесь нет. Давайте лучше готовиться к веселой встрече Нового 2013 года! Вот тогда и пригодятся все те щедрые запасы, которые некоторые заготовили на 21 декабря 2012 года.
Фото из архива Сергея Голомазова
Комментарии читателей Оставить комментарий