]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Стиль
Главная → Стиль → Мой ребёнок
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
    • Стиль звезды
    • Красота
    • Мода
    • Психология
    • Мой мужчина
    • Мой ребёнок
    • Гурманам
    • Шопинг
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Ребенок-изгой: истоки школьной травли

13:04 13.11.2013
, Ника Батхен
Фото с сайта fbsc-net.eu
Фото с сайта fbsc-net.eu

Бесконфликтных детей не бывает – даже самые благовоспитанные мальчики и девочки ссорятся со сверстниками

Для большинства это лишь неприятные эпизоды. Но некоторые дети «находят» себе врагов в любом коллективе! Почему так происходит и как помочь маленькому изгою?

Чучело-мяучело

Детский коллектив, в особенности лишенный постоянного педагогического контроля, живет по законам стаи приматов. В нем выделяются свои альфы-лидеры, беты-претенденты на лидерство, гаммы, дельты и прочие рядовые, и конечно, омеги-парии, на которых остальные вымещают свою агрессию. Омегой может оказаться любой ребенок, отличающийся от остальных. Самый старший или самый младший, толстый или худой, высокий или низкий ребенок в классе, копуша, заика, очкарик, тугодум, отличник, двоечник, новичок – все они потенциальные мишени для травли.

В дошкольном и младшешкольном коллективах иерархия выражена не столь строго и ротация сильна. Вчерашний тихоня становится «королем» благодаря новой игрушке, а бывшего лидера забывают за пару недель болезни. В средней школе на отношения в коллективе влияют гормоны – подростки вступают в конкурентную борьбу с соперниками своего пола и пытаются любыми способами привлечь внимание потенциальных партнеров. Травля конкурента или победа над слабым – часть этой игры.

Мудрый, опытный педагог не допускает серьёзных конфликтов или переводит их в конструктивное русло, стимулируя «врагов» соперничать в учебе или творчестве. Невнимательный или малопрофессиональный – доводит ситуацию до открытого моббинга, травли одного ученика остальными. В самых тяжелых случаях возможны избиения, изнасилования, убийства и самоубийства – ощутившие безнаказанность подростки порой звереют.

Когда конфликт только разгорается достаточно своевременного вмешательства учителя или школьного психолога. Полезно на пару недель сместить фокус внимания с ребенка – вывезти его на отдых, отправить в санаторий и т.д. Если дело дошло до синяков и угроз, после разбирательства лучше перевести «омегу» в другой класс или другую школу. К сожалению, некоторые дети уносят проблемы с собой, становясь изгоями в любом коллективе. В чем же дело?

Ябеда или плакса?

Перед вами основные причины отторжения ребенка коллективом:

1. Внешний вид. Ребенок страдает кожным заболеванием, тяжелым и не леченым кариесом, видимым уродством, сильной полнотой или худобой, неопрятно или вопиюще бедно одет. Некоторые дети становятся «уродливыми» (прыщи, непрпорциональность тела и т.д) в период полового созревания.

2. Физические недостатки. Ребенок слабее остальных, медленнее всех бегает, прыгает и т.д., его физические возможности ограничены (ДЦП, ампутация, паралич и т.д.)

3. Запах. У ребенка энурез, несвежее дыхание, он не приучен соблюдать нормы гигиены.

4. Пугающее поведение. У ребенка случаются приступы, судороги, истерики, вспышки гнева или плача.

5. Дурные наклонности. Дети очень не любят тех, кто нарушает неписаные законы коллектива – лжет, ворует у товарищей, доносит на них, пакостничает, проявляет беспричинную агрессию (кусается, щиплется, портит вещи).

6. Неприятные привычки. Ковыряние в носу, почёсывание головы или тела, игры с половыми органами, сосание пальца и т.д.

7. Отклонения в интеллектуальном или эмоциональном развитии. Как правило гиперактивные, возбудимые и излишне заторможенные дети плохо находят контакт со сверстниками.

8. Гиперсексуальность. Ребенок, преждевременно проявляющий интерес к интимной стороне жизни, не встречает понимания у товарищей.

9. Инаковость. Плохое владение русским языком, принадлежность к иному социальному слою, иному вероисповеданию, национальности и демонстрация этого.

10. Превосходство. Отличник в слабом классе, обеспеченный в бедной школе, чемпион, вундеркинд и т.д., по любому поводу подчеркивающий свое преимущество.

Любой из этих причин достаточно чтобы вызвать неприязнь сверстников, однако не все толстячки, воришки и дети с ограниченными возможностями – омеги, иногда они даже становятся лидерами. Потому что отношения ребенка с коллективом в первую очередь зависят от его умения самостоятельно налаживать и строить эти отношения. Главная проблема маленького аутсайдера – отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Говоря проще – омега не умеет играть и правильно взаимодействовать с другими детьми. А виноваты в этом… родители!

Преступник или жертва?

Узнав о конфликте в школе или детском саду, взрослые как правило впадают в две крайности. Объявляют ребенка бедной жертвой жестоких сверстников или назначают его виновником происходящего, заявляя «сам заслужил, если тебя бьют».

В первом случае мама или папа коршунами налетают на обидчиков их «кровиночки», конфликтуют с другими родителями, угрожают учителям и утешают ребенка, оправдывая все его причуды. Маленький агрессор быстро вникает, что взрослые на его стороне, и позволяет себе всё более дикие выходки – бьёт одноклассников, хамит педагогам. Если в дело не вмешаются психологи, рано или поздно жертвами станут сами родители.

Во втором – омега остается наедине со своими преследователями, не смея даже пожаловаться на нарастающую травлю. Даже в очевидных случаях ребенок не всегда понимает, что провоцирует одноклассников. Именно в этой группе часты самоубийства и беспочвенные, казалось бы, вспышки жестокой агрессии по отношению к сверстникам.

На самом деле в любом конфликте нет правых и виноватых. Если ребенок раз за разом вызывает неприязнь у товарищей в классе, кружке, детском лагере, значит, его поведение является виктимным, провоцирующим. Возможно, он задирает других детей, дразнится, жадничает, берет без спросу, все время хнычет, или просто не умеет выражать свои чувства и адекватно реагировать на слова и эмоции собеседников. Это не оправдывает агрессоров, но объясняет их злость. Чтобы наладить отношения со сверстниками, ребенку нужно усвоить базовые навыки коммуникации. И делать это следует вне острой фазы конфликта в коллективе.

Разговор по душам

Самый важный постулат для любого, подвергшегося травле ребенка – насилие недопустимо. Те, кто его обижал, неправы в любом случае. Но следует разобраться, что провоцирует обидчиков, и подумать, как изменить виктимное поведение. Побудите ребенка рассказать о своих чувствах и переживаниях – это придаст уверенности, поможет освободиться от страха. Скажите, что понимаете и поддерживаете его.

Возьмите несколько кукол или игрушек и проиграйте по ролям конфликты в школе – что делают другие ребята, что отвечает ваш сын или дочь, как можно обойти острые углы. Попробуйте определить, стоит ли ребенку быть настойчивее и агрессивнее в отстаивании своих интересов, или, наоборот, ему не хватает мягкости и доброжелательности. На живом примере покажите, как улыбка, шутка, доведение ситуации до абсурда, помогают предотвратить конфликт. Объясните, как с помощью простых вопросов можно разговорить собеседника, снизить градус агрессии. Расскажите о дружелюбии, открытости, совместных играх и интересных занятиях.

Отдельно обсудите, какие моменты в поведении ребенка могут провоцировать одноклассников. Объясните, если это требуется, что чужое без спросу не берут, не портят и не выпрашивают, если сказали «нет». Свои вещи, если не хочется давать, тоже не дают, но и не хвастают, например, вкусной булочкой перед голодным товарищем. Учителю на каждую обиду не жалуются и обо всех проделках одноклассников не докладывают. Сильные проявления чувств (крик, слезы) держат при себе. Одноклассников не задирают, не дразнят, не обзывают, а на дразнилки не отвечают. Товарищам помогают, поздравляют с успехами, поддерживают в сложной ситуации. Чужие тайны и секреты хранят, о своих – не болтают. К своим интимным местам на людях не прикасаются, чужое тело не трогают и свое не демонстрируют. Одеваются аккуратно, чистят зубы, моются и пользуются дезодорантом.

Ребенка-жертву необходимо слегка отстранить, предоставить ему возможность самостоятельно решать конфликты. «Виновнику», наоборот требуется поддержка родителей и учителей. Если в поведении ребенка наблюдаются серьёзные отклонения вследствие особенностей психики, воспитания или детских травм, решать проблему нужно совместно с педагогом, школьным психологом и лечащим врачом. Если же причина травли – дискриминация (инвалида, инакомыслящего и т.д.) и вы уверены, что педагоги это поддерживают – обращайтесь напрямую в департамент образования. Чем скорее разрешится школьный конфликт, тем меньше вреда он принесет всем участникам!
 

Темы: Проблемы материнства и детства в мире, Проблемы материнства и детства в России, Психология и вопросы самоанализа, Российские школьники, Дети
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 02.05.2017, 15:51
    Гость: Лора

    Статья из серии: "Да, насильник конечно тоже не совсем прав, но прежде всего виновата сама жертва. Нечего было провоцировать насильника коротким платьем. Прежде всего надо работать с жертвой, чтобы носила паранжу и уж если насилуют, то не кричала и смиренно терпела."

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 09.11.2016, 23:55
    Гость: Гость

    Тоесть вы травите человека за его ум? Мда ну вы и гады.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 25.04.2016, 14:02
    Гость: Юлёнка

    Виктимблейминг сплошной. Интересно, чем же может провоцировать отличник в слабом классе? Теперь что, в угоду коллектива ему надо начать хуже учиться? Да и это вряд ли поможет. Сколько уже можно перекладывать вину с агрессора на жертву? Я лично видела примеры, когда отличники становились жертвами школьной травли в классе с откровенной гопотой, и, поверьте, они ничем не провоцировали школьников, даже наоборот, ничем их не задевали и не трогали. А что же написано в статье? "Самвиноват". Наверное, ребёнку надо стать Рэмбо, чтобы уложить сразу 30 рыл. А как же? Он же якобы виноват в том, что не может за себя заступиться! Да уж, "профессионализм" автора сразу виден. Никаких конструктивных советов, одно сплошное обвинение и оправдание агрессоров.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 14.04.2016, 18:09
    Гость: Кошечка Мяу

    Я сама кое-кого травлю - у нас в классе одна девочка реально сумасшедшая, ещё и обзывается, её все девчонки травят, ну и я за компанию. Трудно сдержаться, когда многие травят, а ты нет, а если ситуация как у меня - огромная личная неприязнь к объекту травли, то сдержаться просто невозможно. Поверьте, нас тоже можно понять - изгои сами виноваты в том, что их травят! Девочки в классе у нас добрые и приветливые, в жизни с ними легко и приятно общаться, раз травят - значит, есть за что. Эту дуру бы в спецшколу, она полоумная совершенно. В общем, поймите - "по ту сторону баррикад" ситуацию тоже можно понять.:)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (5)
]]>


]]>
Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Загрузка...
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Vere Dictum «Тетрадь смерти» (acoustic version)
«Партии у нас фиктивные, они никакие действующие властные группировки не представляют»
Arion «Vultures Die Alone»
«Надо помнить главный принцип, который касается всех перемирий, - перемирие всегда в интересах отступающего»
За парту со «Спутником»? Депздрав Москвы заставляет врачей ставить эксперимент над школьниками
Оргазм Нострадамуса «Трибьют. Vol 2»
Марсель «По тонкому льду»
Оркестр Сергея Мазаева возродил на репетиции малоизвестные советские шлягеры
«Основы исламизации в Афганистане заложили не талибы. Его заложили Горбачев и ставший в этом отношении его марионеткой Наджибулла»
Правительству посоветовали массово увольнять россиян, чтобы спасти экономику
1:0 в пользу Набиуллиной. Работа Мишустина обнулена
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.