Ребенок-изгой: истоки школьной травли

Для большинства это лишь неприятные эпизоды. Но некоторые дети «находят» себе врагов в любом коллективе! Почему так происходит и как помочь маленькому изгою?
Чучело-мяучело
Детский коллектив, в особенности лишенный постоянного педагогического контроля, живет по законам стаи приматов. В нем выделяются свои альфы-лидеры, беты-претенденты на лидерство, гаммы, дельты и прочие рядовые, и конечно, омеги-парии, на которых остальные вымещают свою агрессию. Омегой может оказаться любой ребенок, отличающийся от остальных. Самый старший или самый младший, толстый или худой, высокий или низкий ребенок в классе, копуша, заика, очкарик, тугодум, отличник, двоечник, новичок – все они потенциальные мишени для травли.
В дошкольном и младшешкольном коллективах иерархия выражена не столь строго и ротация сильна. Вчерашний тихоня становится «королем» благодаря новой игрушке, а бывшего лидера забывают за пару недель болезни. В средней школе на отношения в коллективе влияют гормоны – подростки вступают в конкурентную борьбу с соперниками своего пола и пытаются любыми способами привлечь внимание потенциальных партнеров. Травля конкурента или победа над слабым – часть этой игры.
Мудрый, опытный педагог не допускает серьёзных конфликтов или переводит их в конструктивное русло, стимулируя «врагов» соперничать в учебе или творчестве. Невнимательный или малопрофессиональный – доводит ситуацию до открытого моббинга, травли одного ученика остальными. В самых тяжелых случаях возможны избиения, изнасилования, убийства и самоубийства – ощутившие безнаказанность подростки порой звереют.
Когда конфликт только разгорается достаточно своевременного вмешательства учителя или школьного психолога. Полезно на пару недель сместить фокус внимания с ребенка – вывезти его на отдых, отправить в санаторий и т.д. Если дело дошло до синяков и угроз, после разбирательства лучше перевести «омегу» в другой класс или другую школу. К сожалению, некоторые дети уносят проблемы с собой, становясь изгоями в любом коллективе. В чем же дело?
Ябеда или плакса?
Перед вами основные причины отторжения ребенка коллективом:
1. Внешний вид. Ребенок страдает кожным заболеванием, тяжелым и не леченым кариесом, видимым уродством, сильной полнотой или худобой, неопрятно или вопиюще бедно одет. Некоторые дети становятся «уродливыми» (прыщи, непрпорциональность тела и т.д) в период полового созревания.
2. Физические недостатки. Ребенок слабее остальных, медленнее всех бегает, прыгает и т.д., его физические возможности ограничены (ДЦП, ампутация, паралич и т.д.)
3. Запах. У ребенка энурез, несвежее дыхание, он не приучен соблюдать нормы гигиены.
4. Пугающее поведение. У ребенка случаются приступы, судороги, истерики, вспышки гнева или плача.
5. Дурные наклонности. Дети очень не любят тех, кто нарушает неписаные законы коллектива – лжет, ворует у товарищей, доносит на них, пакостничает, проявляет беспричинную агрессию (кусается, щиплется, портит вещи).
6. Неприятные привычки. Ковыряние в носу, почёсывание головы или тела, игры с половыми органами, сосание пальца и т.д.
7. Отклонения в интеллектуальном или эмоциональном развитии. Как правило гиперактивные, возбудимые и излишне заторможенные дети плохо находят контакт со сверстниками.
8. Гиперсексуальность. Ребенок, преждевременно проявляющий интерес к интимной стороне жизни, не встречает понимания у товарищей.
9. Инаковость. Плохое владение русским языком, принадлежность к иному социальному слою, иному вероисповеданию, национальности и демонстрация этого.
10. Превосходство. Отличник в слабом классе, обеспеченный в бедной школе, чемпион, вундеркинд и т.д., по любому поводу подчеркивающий свое преимущество.
Любой из этих причин достаточно чтобы вызвать неприязнь сверстников, однако не все толстячки, воришки и дети с ограниченными возможностями – омеги, иногда они даже становятся лидерами. Потому что отношения ребенка с коллективом в первую очередь зависят от его умения самостоятельно налаживать и строить эти отношения. Главная проблема маленького аутсайдера – отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Говоря проще – омега не умеет играть и правильно взаимодействовать с другими детьми. А виноваты в этом… родители!
Преступник или жертва?
Узнав о конфликте в школе или детском саду, взрослые как правило впадают в две крайности. Объявляют ребенка бедной жертвой жестоких сверстников или назначают его виновником происходящего, заявляя «сам заслужил, если тебя бьют».
В первом случае мама или папа коршунами налетают на обидчиков их «кровиночки», конфликтуют с другими родителями, угрожают учителям и утешают ребенка, оправдывая все его причуды. Маленький агрессор быстро вникает, что взрослые на его стороне, и позволяет себе всё более дикие выходки – бьёт одноклассников, хамит педагогам. Если в дело не вмешаются психологи, рано или поздно жертвами станут сами родители.
Во втором – омега остается наедине со своими преследователями, не смея даже пожаловаться на нарастающую травлю. Даже в очевидных случаях ребенок не всегда понимает, что провоцирует одноклассников. Именно в этой группе часты самоубийства и беспочвенные, казалось бы, вспышки жестокой агрессии по отношению к сверстникам.
На самом деле в любом конфликте нет правых и виноватых. Если ребенок раз за разом вызывает неприязнь у товарищей в классе, кружке, детском лагере, значит, его поведение является виктимным, провоцирующим. Возможно, он задирает других детей, дразнится, жадничает, берет без спросу, все время хнычет, или просто не умеет выражать свои чувства и адекватно реагировать на слова и эмоции собеседников. Это не оправдывает агрессоров, но объясняет их злость. Чтобы наладить отношения со сверстниками, ребенку нужно усвоить базовые навыки коммуникации. И делать это следует вне острой фазы конфликта в коллективе.
Разговор по душам
Самый важный постулат для любого, подвергшегося травле ребенка – насилие недопустимо. Те, кто его обижал, неправы в любом случае. Но следует разобраться, что провоцирует обидчиков, и подумать, как изменить виктимное поведение. Побудите ребенка рассказать о своих чувствах и переживаниях – это придаст уверенности, поможет освободиться от страха. Скажите, что понимаете и поддерживаете его.
Возьмите несколько кукол или игрушек и проиграйте по ролям конфликты в школе – что делают другие ребята, что отвечает ваш сын или дочь, как можно обойти острые углы. Попробуйте определить, стоит ли ребенку быть настойчивее и агрессивнее в отстаивании своих интересов, или, наоборот, ему не хватает мягкости и доброжелательности. На живом примере покажите, как улыбка, шутка, доведение ситуации до абсурда, помогают предотвратить конфликт. Объясните, как с помощью простых вопросов можно разговорить собеседника, снизить градус агрессии. Расскажите о дружелюбии, открытости, совместных играх и интересных занятиях.
Отдельно обсудите, какие моменты в поведении ребенка могут провоцировать одноклассников. Объясните, если это требуется, что чужое без спросу не берут, не портят и не выпрашивают, если сказали «нет». Свои вещи, если не хочется давать, тоже не дают, но и не хвастают, например, вкусной булочкой перед голодным товарищем. Учителю на каждую обиду не жалуются и обо всех проделках одноклассников не докладывают. Сильные проявления чувств (крик, слезы) держат при себе. Одноклассников не задирают, не дразнят, не обзывают, а на дразнилки не отвечают. Товарищам помогают, поздравляют с успехами, поддерживают в сложной ситуации. Чужие тайны и секреты хранят, о своих – не болтают. К своим интимным местам на людях не прикасаются, чужое тело не трогают и свое не демонстрируют. Одеваются аккуратно, чистят зубы, моются и пользуются дезодорантом.
Ребенка-жертву необходимо слегка отстранить, предоставить ему возможность самостоятельно решать конфликты. «Виновнику», наоборот требуется поддержка родителей и учителей. Если в поведении ребенка наблюдаются серьёзные отклонения вследствие особенностей психики, воспитания или детских травм, решать проблему нужно совместно с педагогом, школьным психологом и лечащим врачом. Если же причина травли – дискриминация (инвалида, инакомыслящего и т.д.) и вы уверены, что педагоги это поддерживают – обращайтесь напрямую в департамент образования. Чем скорее разрешится школьный конфликт, тем меньше вреда он принесет всем участникам!
Комментарии читателей Оставить комментарий
Статья из серии: "Да, насильник конечно тоже не совсем прав, но прежде всего виновата сама жертва. Нечего было провоцировать насильника коротким платьем. Прежде всего надо работать с жертвой, чтобы носила паранжу и уж если насилуют, то не кричала и смиренно терпела."
Тоесть вы травите человека за его ум? Мда ну вы и гады.
Виктимблейминг сплошной. Интересно, чем же может провоцировать отличник в слабом классе? Теперь что, в угоду коллектива ему надо начать хуже учиться? Да и это вряд ли поможет. Сколько уже можно перекладывать вину с агрессора на жертву? Я лично видела примеры, когда отличники становились жертвами школьной травли в классе с откровенной гопотой, и, поверьте, они ничем не провоцировали школьников, даже наоборот, ничем их не задевали и не трогали. А что же написано в статье? "Самвиноват". Наверное, ребёнку надо стать Рэмбо, чтобы уложить сразу 30 рыл. А как же? Он же якобы виноват в том, что не может за себя заступиться! Да уж, "профессионализм" автора сразу виден. Никаких конструктивных советов, одно сплошное обвинение и оправдание агрессоров.
Я сама кое-кого травлю - у нас в классе одна девочка реально сумасшедшая, ещё и обзывается, её все девчонки травят, ну и я за компанию. Трудно сдержаться, когда многие травят, а ты нет, а если ситуация как у меня - огромная личная неприязнь к объекту травли, то сдержаться просто невозможно. Поверьте, нас тоже можно понять - изгои сами виноваты в том, что их травят! Девочки в классе у нас добрые и приветливые, в жизни с ними легко и приятно общаться, раз травят - значит, есть за что. Эту дуру бы в спецшколу, она полоумная совершенно. В общем, поймите - "по ту сторону баррикад" ситуацию тоже можно понять.:)