Возвращение исторических реликвий – дар Екатерины Павловны Бородиной в Государственный Эрмитаж: 4 тарелки из Кремлевского сервиза
Екатерина Бородина — российский предприниматель, коллекционер и меценат. Она не только управляет успешным бизнесом, но и работает над масштабными благотворительными проектами. Через фонды "Наука — детям" и "Отчий дом" она помогает сиротам, бездомным и тяжело больным детям.
Особое место в деятельности Екатерины занимает искусство. Бородина собирает произведения русского фарфора XVIII–XX веков. Она не просто приобретает коллекционные предметы, а возвращает в Россию исторические ценности, которые оказались за границей. Недавно меценат передала в Эрмитаж редчайшие тарелки, которые входили в ансамбль Кремлёвского сервиза.
Фото: Государственный Эрмитаж
Кремлёвский сервиз: создание, торжество и утрата
Впервые фарфоровое производство запустили в 1744 году на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Посуду изготавливали исключительно для царского двора. Такие изделия были символом роскоши и высокого статуса. Одно из самых известных творений завода — Кремлёвский сервиз.
Кремлёвский сервиз появился в 1837 году по заказу императора Николая I. Фарфоровый ансамбль был создан специально для торжественных обедов в Московском Кремле. Сервиз стал частью императорских традиций. Он использовался во время приёмов и государственных мероприятий.
После революции многие предметы оказались утеряны или вывезены за границу. Сегодня поиски предметов Кремлёвского сервиза продолжаются по всему миру. Вновь выявленные изделия представляют огромную музейную ценность.
Тарелки как исторические артефакты
Переданные тарелки — это подлинные экземпляры Кремлёвского сервиза 1837–1838 годов. Произведения выполнены по эскизам Фёдора Солнцева — главного специалиста в архитектуре и археологии своего времени.
Роспись опирается на каноны византийского искусства. На тарелках — узнаваемые древнерусские орнаменты. Видны узоры, напоминающие фрески старинных соборов и украшения царских палат. Основные цвета — белый, синий, терракотовый и обилие позолоты.
Эти элементы не просто декор — они вместе с главным изображением государственного двуглавого орла отражают идею преемственности российской истории. Кремлёвский сервиз символизировал величие русской державы, её богатое культурное наследие.
Для современных исследователей эти объекты имеют научную ценность. Специалисты изучают технологию изготовления фарфора XIX века, особенности художественного оформления. Поэтому историки и искусствоведы особенно ценят вклад коллекционеров, которые передают такие предметы в музей.
Фото: Государственный Эрмитаж
Дар Екатерины Бородиной Эрмитажу
Передача четырёх тарелок Кремлёвского сервиза в Эрмитаж — знаковое событие. В Россию вернулась часть художественного наследия. Теперь произведения доступны для широкой аудитории и научного сообщества.
До сих пор в основном собрании Эрмитажа, а именно в Русском отделе, предметов из Кремлевского сервиза не было. Таким образом, дар способствовал заполнению лакуны в самом большом музейном собрании императорских сервизов — Эрмитаже.
Екатерина Бородина не впервые поддерживает музеи и культурные учреждения. В её коллекции более 2 000 предметов русского фарфора. В том числе уникальные образцы, которые ранее находились за границей. Она не просто коллекционер, а человек, который осознаёт, как важно беречь исторические ценности.
Сохранение истории — дело каждого
Екатерина Бородина считает возвращение утраченных реликвий своей миссией. Такие предметы напоминают о прошлом, помогают нам понять культуру и традиции страны. Дар Екатерины Эрмитажу — пример того, как частная инициатива помогает сохранить национальное достояние.
Каждый артефакт несёт в себе память о людях и событиях, которые формировали Россию. Сегодня тарелки из Кремлёвского сервиза снова на родной земле. Их могут видеть посетители музея. И, возможно, это вдохновит других коллекционеров на подобные поступки. История должна оставаться в нашей стране. И в этом деле важен вклад каждого, кто ценит отечественную культуру и искусство.
Комментарии читателей Оставить комментарий
В этой потрясающей книге представлено более 250 предметов прикладного искусства. Среди них изделия производства Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактур. Хронология охватывает правления российских императоров от Елизаветы Петровны до Николая II. Большую часть коллекции составляют дворцовые парадные и вседневные сервизы, ранее бытовавшие в Зимнем дворце, других императорских и великокняжеских резиденциях.