Инновации в аэропортах: «Умный забор», «Киборг» и другие

К примеру, 1 февраля этого года в Технологическом центре Digital October прошла презентация Московского аэропорта Домодедово «Технологии будущего: IT-проекты DME».
По словам директора по информационным технологиям Московского аэропорта Домодедово Виктора Пономаренко, всего на стадии реализации сейчас находится свыше 100 проектов, некоторые из которых не имеют аналогов не только в России, но и в мире.
Общий объем инвестиций аэропорта в IT-инфраструктуру за 2011-2012 года составит более 2 миллиардов рублей.
Сейчас можно выделить семь основных проектов, которые кажутся наиболее интересными.
Во-первых, это проект цифровой системы видеонаблюдения высокой четкости и видеоаналитики. Он включает в себя 1500 камер высокой четкости и сможет анализировать сотни различных сценариев, например, пересечения охраняемого периметра, обнаружения оставленных вещей или скопления пассажиров.
Еще один проект под названием Smart Fence («Умный забор») позволяет предотвратить скрытое несанкционированное проникновение в контролируемую зону аэропорта.
«Умный забор» будет оснащаться датчиками движения и вибрации, а также камерами телевизионного наблюдения и инфракрасной системой дальнего обнаружения. Когда какой-либо датчик срабатывает, на экран оператора поступает сигнал с указанием места нарушения, а также видеоизображение с камеры и тепловизора. Аналитическая система будет определять степень угрозы и генерировать дальнейшие действия.
Также в аэропорту появится новый центр обработки данных, будут модернизированы 2 центра маршрутизации и помещения, отвечающие за передачу данных. Данный проект призван повысить отказо- и катастрофоустойчивость IT-инфраструктуры аэропорта.
Отметим, что эти объекты обеспечиваются по первой особой категории электропитания – это означает подведение двух линий электропередач от независимых подстанций и подключение к автономному источнику электроэнергии.
Помимо этого, в октябре 2012 года должен появиться и биометрический контроль доступа на перрон для персонала (по отпечаткам пальцев), а к маю реализован проект «Киборг», в рамках которого сотрудники службы безопасности аэропорта получат портативные видеокамеры фиксации.
Также в скором будущем в аэропорту должен появиться Wi-Fi для персонала, который позволит работникам всегда быть на связи через коммуникаторы, получать различные задания и отправлять отчеты об их исполнении. В итоге все данные будут попадать в систему управления ресурсами (Resources Management System), также как и информация с высокоточных счетчиков топлива, которые установят на резервуарах и топливозаправщиках.
Помимо этого недавно появилась информация о том, что международный аэропорт Сочи внедрил автоматизированную систему «Кобра».
Напомним, что промышленная эксплуатация данной системы, разработчиком которой является ОАО «РИВЦ-Пулково» (г. Санкт-Петербург), началась в аэропорту Сочи еще летом прошлого года.
В состав системы «Кобра» входят модули планирования и ведения расписания движения воздушных судов, расчета пропускной способности аэропорта, оперативного управления суточным планом полетов, контроля технологических графиков обслуживания рейсов, расчета сборов за аэропортовое и наземное обслуживание, организации движения воздушных судов на перроне, а также визуального и звукового информирования пассажиров.
Также стоит отметить подсистему «Электронный диктор», которая способна сформировать звуковой сигнал по печатному тексту, без использования предварительно начитанной диктором речи. Звуковое информирование может осуществляться на различных языках.
В конце 2011 года в аэропорту также началась опытная эксплуатация модулей «Управление динамическими ресурсами» (рассчитывает необходимое количество рабочего персонала и техники для обслуживания рейсов и управляет ресурсами на основе расписания движения воздушных судов) и «Мобильный перрон» (ввод/вывод данных с помощью мобильных устройств).
Ожидается, что система «Кобра» в дальнейшем будет совершенствоваться и опираться на принципы безбумажных технологий и ухода от ручной работы.
Помимо этого стоит напомнить, что в 2010 году появилась информация о том, что власти Евросоюза сертифицировали новый аппарат для сканирования жидкостей в аэропортах. Данный сканер должен помочь реализовать планируемую в 2013 году отмену ограничений на провоз жидкостей на борту самолета.
Система была одобрена к использованию во всех европейских аэропортах.
Сканер разработан компанией Kromek и позволяет распознавать жидкие взрывчатые вещества в контейнерах объемом от 80 мл до 2 литров, а также может считывать штрих-коды упаковки и сопоставлять их с обновляемой базой данных жидкостей.
Отметим, что для проверки не требуется открывать бутылку (или какую-либо другую тару): сканер проводит мультиспектральный анализ (фактически рентген) сквозь стеклянные, пластиковые или металлические упаковки. По окончанию проверки сканер выдает только один результат – положительный или отрицательный, тем самым исключая из принятия решения человеческий фактор.
Комментарии читателей Оставить комментарий