"МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ НА УЛИЦАХ СТАЛО МЕНЬШЕ БАНДИТОВ"

Именно так объясняют иркутяне свое желание стать членами народной дружины.
Иркутскую область захлестнул криминал. Все чаще первые полосы местных газет рассказывают о зверских преступлениях, которые совершаются буквально средь бела дня. Можем ли мы, простые иркутяне, противостоять разгулу преступности? Наверняка, появление народных дружин сможет хоть как-то исправить ситуацию.
На прошедшей сессии Законодательного собрания Иркутской области обсуждался новый законопроект о возрождении народных дружин. Депутаты предлагают широкое участие населения в работе правоохранительных органов. Внештатное сотрудничество с УВД включает привлечение дружинников к работе с милицией, ГИБДД, а также создание экологических дружин.
Корреспонденты "Пятницы" отправились в РОВД Иркутска с надеждой устроиться на работу дружинниками. Смысл акции заключался в ответе на следующий вопрос: может ли рядовой гражданин с улицы встать на охрану иркутского правопорядка?
"Проблем не будет..."
В РОВД царила обычная милицейская суматоха. Внимательные глаза дежурных, лязгающие двери, бесконечные коридоры. Мы (два простых студента) скромно околачиваемся возле очереди к следователю. Рядом, в темном коридоре, печально подпирают двери криминальные типы. Они сочувственно оглядывают нас. По узкому коридору в нашу сторону идут две девушки в форме.
- Добрый день! - заискивающе говорим мы девушкам-милиционерам. - Мы хотим устроиться к вам дружинниками. Желаем подрабатывать в милиции в свободное от учебы время.
Спиной чувствуем, как криминальные типы перебрасываются злобными фразами. Как мы их разочаровали! Между прочим, и девушки явно не ожидали нашей просьбы: требовательные взгляды смягчились, появились даже очаровательные улыбки.
- Вам нужно обратиться к участковым, - говорят девушки. - Нам кажется, что с устройством дружинниками у вас не будет особых проблем.
Нас провожают к начальнику участковых.
- Посмотри, каких парней мы привели к вам! - дружелюбно рекомендуют нас начальнику. - Ребята мечтают патрулировать улицы.
Честное слово, я никогда не видел улыбки участкового!
- Работы сейчас много, - говорит начальник, весело предложив нам присесть. - У дружинника предостаточно обязанностей. Во-первых, патрулирование города. Ежедневно вы будете обязаны по четыре часа следить за порядком на улицах. Во-вторых, если возникнет необходимость задержать преступника, вас смогут взять на операцию. В-третьих, дружинникам часто дают небольшие поручения: проверить место жительства граждан, отнести повестки, уточнить необходимую информацию.
- Будут ли нам платить зарплату?
- Тридцать рублей за четыре часа патрулирования. Но учтите: на работу необходимо выходить ежедневно. Кроме того, будьте готовы - вас могут вызвать на задание в любое время суток.
- Очень хотелось бы получить жилье в милицейском общежитии.
- Ха-ха! Ну это вы, наверное, пошутили. У нас и сотрудники после Высшей школы МВД который год не могут получить комнату. Значит, вы в первую очередь заинтересованы в материальной стороне вопроса?
- Нет, конечно, мы хотим, чтобы на улицах Иркутска стало поменьше всякой швали. Обидно, когда идешь вечером по улице и думаешь об одном: убьют за ближайшим поворотом или просто разденут.
- Понятно. Между прочим, такое отношение очень похвально! Приходите завтра после занятий на дежурство...
Андрей КОЛГАНОВ, "Пятница"
Наручники и дубинка дружиннику не положены
Итак, на следующий день, после долгих и волнующих раздумий о тяготах милицейской работы, мы переступаем порог РОВД. Ободрительно кивают уже знакомые лица, некоторые сотрудники протягивают ладони для рукопожатий.
В нужном нам кабинете совещание. Что же, стоим в коридоре, ждем. Проходит четверть часа. Люди в форме проводят мимо нас партию подростков рэперской наружности. У каждого в руке зажата бутылка непочатого пива - неумело стащили и попались.
Также прямо в коридоре мы быстро познакомились с "коллегами" - несколько парней уже работают (или служат? - Ред.) дружинниками. Смоля сигареты по-студенчески крупными затяжками, начинаем расспрос.
- Скажите, ребята, а сколько времени уйдет на бумажную волокиту при оформлении?
- У меня два дня ушло, - отзывается один из них.
- Давно трудишься?
- Скоро полгода. Тоже студент, решил вот полезным делом заняться.
- Ксива-то у нас будет?
- Конечно, как же без нее.
Корочка солидного, как полагается, красного цвета. Под правоохранительными щитом и мечом крупными буквами значится: "Удостоверение".
- В транспорте, небось, можно за бесплатно гонять?
- Не-е! Что вы!- смеется обладатель корочки и кладет ее во внутренний карман пиджака. - Я же нештатный.
- А другие знаки отличия - ну там повязка, свисток?
Парень взглянул на нас, как на чумных:
- В принципе, еще полагается здоровенный такой значок со словом "Дружинник". Но на фига он? Только лишнее внимание привлекает.
- А наручники? - спрашиваем почти в отчаянии.
- Повторяю: дружинник - не милиционер, разве не понятно?
Собеседник тяжело вздохнул и отвернулся. Мы, коротая время, стали надоедать остальным присутствующим правдивыми баснями о гнусном финансовом положении российского филолога, о дороговизне жилья и так далее. Наконец пришел наш начальник - Николай.
- Для начала пойдем на контрольную закупку. Надо кафешку одну проверить.
В расположенном на соседней улице кафе мы в составе группы, состоящей из двух симпатичных девушек и двух сотрудников мужского пола, заказали на казенные полтысячи небольшой банкет. Николай тем временем ожидал у входа.
В короткой беседе выяснилось, что одна из наших дам тоже дружинница. Она объяснила задачу: сидеть, изображая проголодавшуюся компанию, а все остальное сделают профессионалы. Когда принесли съестное и выпивку, старший вошел и объявил персоналу о том, что закупочка-то контрольная. Персонал общепита покорно понес заказ на кухню для взвешивания, а девушка-дружинница выступила в качестве понятой. Наша роль в данном предприятии была сыграна.
После заполнения протокола Николай усмехнулся:
- Надо же, сами себя обманули. На сорок рублей перевешали. Но ничего, по-любому на ком-нибудь другом отыграются.
- Мы и не знали, что среди дружинников есть девушки! - нашему восторгу не было предела.
По возвращении в отдел нашим взорам и ушам предстала истерически орущая и размахивающая конечностями женщина. Она умело обзывала милиционеров, грозила дойти до самого верха, всем, в том числе и определяющимся студентам, желала скорейшей погибели.
Николай отвел нас в сторону.
- Ладно, ребята, на сегодня для вас все. Вызовов нет, повестки разносить пока некому. Приходите завтра с документами, а на таких, как она, - Николай кивнул в сторону скандалистки, - внимания не обращайте. Она к нам часто покричать заходит. Что поделаешь, такая у нас работа.
Сергей СОЛОНЕНКО, "Пятница"
Есть такая работа
Анна Иосифовна Лапенкова, заведующая организационным отделом комитета по управлению Правобережного округа администрации Иркутска подробно разъяснила нам порядок устройства на дружинную работу.
- Прежде всего необходимо прийти к нам в комитет. Здесь кандидату предстоит обстоятельная беседа. Его спросят, кто он, откуда. Затем предоставят форму заявления. После этого кандидат должен завизировать бумагу непосредственно по месту его будущей работы.
- То есть ему могут предложить несколько мест на выбор?
- Все зависит от наличия вакансий. Работники требуются в опорные пункты, ГИБДД, подразделение по делам несовершеннолетних. При стопроцентном заполнении - в общей сложности 62 человека. Также дружинниками работают при комитете по потребительскому рынку и при отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
- Ну и приходит кандидат в одно из этих мест...
- Переговорит с начальником штаба и чаще всего вместе с ним отправляется к начальнику милиции общественной безопасности данного РОВД. И еще немаловажная деталь: против его кандидатуры не должны проголосовать уже работающие дружинники.
- По истечении какого времени нужно ждать результата?
- Максимум неделя, но в основном два-три дня. Нужно ведь некоторое время, чтобы "пробить" человека на предмет судимостей. Для этого понадобятся паспортные данные.
- Понятно. А патрулирование будет?
- В некоторых подразделениях, например в опорных пунктах, разработаны специальные патрулируемые маршруты.
- Как начисляется зарплата?
- За четырехчасовой рабочий день - 24 рубля. По праздникам тариф двойной.
- Премии?
- Есть и премии. Недавно двум дружинникам вручили 370 и 300 рублей за лучшую работу по итогам года. Кроме того, в некоторых случаях на постоянное место работы или учебы дружинника направляются благодарственные письма. Зарплата начисляется из городского бюджета и выдается в кассе нашего комитета.
- Какие ограничения по возрасту?
- Принимаются лица с 18 до 55 лет.
- Анна Иосифовна, как вы думаете, почему люди идут в дружинники? Согласитесь, деньги здесь не великие.
- Для некоторых, например для студентов, и 700 рублей совершенно не лишние. К тому же людей тянет в коллектив, в милицейскую атмосферу. Многие уволившиеся через некоторое время приходят опять. Например, в Радищево работает дружинница еще с 1996 года.
- Может быть, есть такие, кто устраиваются, чтобы отомстить преступникам за прошлые обиды: грабеж, избиение?
- Наверное, не без них, но на моей памяти никто не мотивировал свой выбор подобными обстоятельствами.
Сергей СОЛОНЕНКО, "Пятница"
Комментарии читателей Оставить комментарий