ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Вспоминаю свой город пятнадцатилетней давности, и память отчетливо восстанавливает его главное украшение - монументальные лозунги, впечатанные в здания бетонными буквами. Казалось, чтобы избавиться от них, понадобится сносить верхние этажи домов. Стремительный бег времени смел эти лозунги, будто их и не было, наглядная агитация стала иного содержания. Где ни попадя устанавливаются рекламные щиты, подвешиваются "растяжки" и прочие "украшательства", сменившие былые призывы к победе коммунизма.
Капитализм тоже пока не победил, поэтому и становимся мы заложниками обрушившейся на город безудержной вкусовщины, уродующей улицы и площади. Эгоизм предпринимательства царствует во всем: в раскрашенной всеми цветами радуги рекламе, которую, если попробовать прочитать, сломаешь голову, в транспарантах типа "Мир. Труд. Майонез", сбивающих с толку водителей.
Будем надеяться, что оформительский беспредел - явление временное, издержки переходного периода нашего времени. Со временем уберутся дешевые украшательства, напоминающие хвосты тряпичных змей, на смену придет простота мышления и хороший вкус. А помогут очистить наш город от мишуры дизайнеры. Этой профессии, появившейся совсем недавно, сегодня можно научиться в художественном училище, политехническом университете, на специальных курсах некоторых колледжей.
Несколько лет назад в дополнение к существующим творческим союзам было открыто российское отделение Союза дизайнеров, состоялась и первая выставка, проходившая в галерее художественного музея имени Сукачева. В июне этого года выставка дизайнеров области была пятой по счету, и располагалась она в Сибэкспоцентре. Что только не было там представлено! От этикеток к пивным бутылкам и спичечным коробкам до дизайна малых и крупных изделий, производимых нашей областью, полиграфии и интерьеров.
Бросался в глаза огромный стенд, на котором было нарочито вызывающе изображено жилище прошлого: стены со вздутыми обоями и стандартно-неказистой мебелью, очерченный мелом силуэт "застрелившегося" человека, который "посмертно" воскликнул: "Без архитекторов жизни нет!" А дальше следовали проекты, уже внедренные фирмой "Дионстройкомплекс" в жизнь, и те, над которыми она сегодня работает.
В числе сделанного - дизайн магазина "Альба", одного из самых стильных в городе. Фирма разработала и проект комплекса, строящегося на улице Урицкого. Единого названия у него пока нет, потому что разместятся в нем парикмахерская, серия бутиков, ресторан-бистро, на четвертом этаже несколько вип-залов, а на первом... общественный туалет, в который, по мнению архитекторов, можно будет ходить, как на экскурсию. Судя по проектным фотографиям, изображающим будущее место общественного пользования, наверное, так и будет. Интерьеры каждого магазина в будущем комплексе индивидуальны и в то же время объединены целостным стилистическим решением.
Сегодня стоит задача разрабатывать дизайн-проекты на уровне не только современного представления об оформительском искусстве, но и с учетом того, как оно будет развиваться завтра. Вот если бы и книжные магазины могли позволить себе организовать пространство так, чтобы оно было удобно для читателей, подолгу задерживающихся у стеллажей!
Художественная литература, альбомы по изобразительному искусству, детские книжки сегодня издаются интересно, с запоминающимся видеорядом. Многие книги получили жизнь не в Москве или Финляндии, как это было принято до недавнего времени, а у нас в Иркутске. Современной печатной технике, появившейся в городе, тоже помогают дизайнеры, разрабатывающие макеты книг, буклетов, рекламной продукции.
Лидером в этом разделе дизайна можно назвать Полиграфический центр. А конкурентами его являются "Облмашинформ", студия Разгуляева, РГ "Пилот" и многие другие типографии, отличающиеся друг от друга не столько качеством работ, сколько уровнем их дизайнерских разработок.
Путешествуя по выставке дизайна, среди ее многочисленных проектов, макетов, сооружений ловишь себя на мысли, что вещи, если они оформлены с хорошим вкусом и в точно найденных формах, становятся праздничными, приобретают внебытовое содержание. Сегодня даже банка с кокетливой "шляпкой" на крышке может приобрести броский внешний вид, привлекающий особое внимание.
На выставке дизайна был представлен город будущего. Он был полон молодой энергии и энтузиазма, стремящегося сделать среду нашего обитания привлекательной и удобной для жизни. Мы медленно отвыкаем от старых привычек, но нас не устраивает то, что видим сегодня на улицах города. Хочется, чтобы Иркутск выделялся среди других городов Сибири не только экзотикой старинной деревянной архитектуры, но и своими смелыми современными проектами. Нестандартное творческое мышление иркутских дизайнеров доказывает, что сделать это можно. И тогда город будущего превратится в город настоящего.
Светлана ЖАРТУН.
Комментарии читателей Оставить комментарий