Искушение временем
© KM.RU, Алексей Белкин
Единственная доступная нам на сегодняшний день машина времени – это международный исторический фестиваль «Времена и эпохи». Каждый год он переносит своих гостей в отдаленное прошлое, на этот раз путешествие оказалось коротким – начало ХХ века, эпоха революций и Первой мировой войны.
Замысел в том, чтобы, побывав на одной из шести исторических площадок — «Аристократия», «Пролетариат», «Город», «Деревня», «Ярмарка» и «Великая Война» – зритель смог бы, что называется, кожей почувствовать стиль и ритм этого далекого времени.
С первых шагов гостей фестиваля встречает канонада – в центре событий в прямом и переносном смысле этого слова война, люди, одетые в русские и немецкие мундиры, ведут бой на глазах сотен зрителей на трибунах. Выстрелы холостые, крови нет, но участники сражения настолько натурально исполняют свои роли, что дым от взрывов, застилающий московские многоэтажки на заднем плане, и в самом деле временам кажется и зловещим, и совершенно натуральным.
Главные герои действа – это, конечно же, реконструкторы – одержимые идеей восстановления прошлого люди, в массе своей более чем солидного возраста господа. Иногда возникает ощущение, что они слегка заигрались, застряли в другой эпохе, не выдержали искушения временем, точнее – искушения той ролью, на которую они назначили сами себя, изображая давно прошедшие события. А может быть, все наоборот, и люди, возвращающие нас в прошлое, знают о современности нечто более значительное и важное, чем мы – рядовые участники и наблюдатели современных исторических событий?
Поручик Александрийского гусарского полка Сергей Лобанов совсем не похож на заигравшегося в солдатики подростка. Я оторвал его от светской беседы в кругу приятных дам. По профессии Сергей военный, воевал во вторую чеченскую. На мой вопрос, насколько современная политическая ситуация схожа с ситуацией столетней давности, отвечает слегка меланхолично: «Да она всегда такая, одна и та же, историческая ситуация. Европа боится увеличения нашей империи, поэтому и с Украиной такая ситуация сложилась. Потому что, если объединятся Россия, Украина, Белоруссия, да еще и Китай – тогда никто нам не будет нужен».
Другой вопрос, как умудрились довести эту ситуацию до такого обострения?
«Сам удивляюсь, – соглашается Сергей, – часто бываю на Украине, шикарный город Киев, там всегда хорошо относились к русским. Думаю, что искусственно все организовали, нашли деньги, заплатили сепаратистам, цель простая – американцы стремятся поставить везде своих людей. Но я уверен, что в итоге там все успокоится – к нашей пользе».
Для такой оптимистичной уверенности у Сергея есть свои основания. К примеру, на стороне ополчения на Украине принимают участие его «коллеги» по цеху реконструкторов. Пожалуй, самый известный из низ – Игорь Стрелков.
«Да, он пулеметчик, наш, – подтверждает Сергей. – Реконструкция – это просто хобби, а он офицер запаса, решил поехать, помочь. Почему нет? Среди реконструкторов есть офицеры ФСБ, ФСО. Многие из них воевали в горячих точках».
Зато по отношению к, казалось бы, извечной мечте реконструкторов всего мира о реставрации светлого прошлого Сергей относится без энтузиазма. На мой вопрос, что означает дворянство в наше время, он отвечает с изрядной долей скепсиса: «Ничего уже не означает. Это все загублено, все затерлось. Вот я дворянин, у меня есть документы, подтверждающие мое родословное древо. Я граф, но в жизни мне это ничего не дает».
«Тем не менее я знаю известных в стране политологов, которые видят в идеях возрождения сословности и дворянства будущее России», – возражаю я. – Вот Вы – чувствуете себя дворянином?»
«Я чувствую себя офицером, – практически без паузы на раздумья отвечает Сергей, так, что понимаешь – ответ его из давно уже и прочно обдуманных. – Когда в 90-е офицеров гнобили, я годами не получал зарплату. Многие тогда говорили, мол, что офицеры - они ничего не получают. Но я гордился, что я офицер, я понимал, что это – мое».
Он предлагает сфотографировать его на фоне бревенчатой церкви. «Не могу назвать себя истово верующим, – признается он, пока мы идем к изгороди по травянистому склону, – но в церкви мне всегда хорошо».
Снимок на фоне бревенчатой стены церкви получается совсем несовременным. В XIX веке уже существовала цветная фотография, и он вполне мог быть сделан в те далекие времена. Что из нынешнего на снимке? Форма, лицо, пристальный взгляд, деревья, земля, трава... Офицер выпуска 1990-х на снимке ничем не отличается от своих предшественников из 1890-х. Это совсем не означает, что история остановилась. Часы продолжают идти, планета – вращаться, но в бесконечном круговороте времени сквозь обрывки тысяч событий обозначился главный стержень, ось, которая всегда остается неизменной, точка отсчета, от которой отмеряется само время.
Фото © KM.RU, Олег Ларионов
Смотрите также: ФОТОРЕПОРТАЖ с исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Комментарии читателей Оставить комментарий