Социологи подпортили Обаме юбилей

«Красный день» в календаре главного резидента дома с белыми колоннами на Пенсильвания-авеню (Вашингтон, округ Колумбия) и по совместительству предводителя «золотого миллиарда», который разменял сегодня шестой десяток лет, не задался с самого начала. Сперва российский коллега по «перезагрузке» (которую, в принципе, уже можно считать почившей в бозе после принятия Конгрессом США скандальной «антиоккупационной резолюции» и появления «списка Магнитского») в лице Дмитрия Медведева «обрадовал» Барака Обаму «поздравительным фальстартом».
Судя по всему, российский президент так спешил стать первым среди высших должностных лиц, дозвонившихся до юбиляра, что слегка перестарался и поздравил «с наступающим», не дождавшись наступления заветной даты. Хотя, как известно, чествовать именинника заранее считается плохой приметой. Впрочем, учитывая подчеркнуто дружественную, трогательно-идиллическую атмосферу, установившуюся в межличностных отношениях между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым (российско-американским государственным отношениям до этого уровня еще расти и расти), главу РФ трудно заподозрить в какой-либо злонамеренности.
Впрочем, американские социологи оказались еще менее политкорректны. Начисто проигнорировав негласное правило, которое в слегка модифицированном варианте звучит примерно как «о президенте-имениннике говорят либо хорошо, либо никак», они обнародовали результаты последних опросов общественного мнения. Согласно им, электоральная лихорадка «обамомании», которая поразила американское общество три года назад, постепенно сходит на нет.
То, что нобелевский лауреат-миротворец (который предпочитает действовать под девизом «хочешь мира – участвуй в войне») и великий экономический реформатор, при котором госдолг США увеличится еще на пару с лишним триллионов долларов (теперь уже абсолютно гарантированно, после того, как администрация Белого дома договорилась с Конгрессом США о повышении его верхней планки), страдает «хроническим недержанием рейтинга», в принципе, было понятно и раньше. Однако теперь диагноз политической болезни действующего президента был установлен по всем канонам академической социометрии. Так, согласно полученным данным, кандидат от Республиканской партии, который схлестнется на выборах в ноябре будущего года с действующим президентом США, может рассчитывать на пятипроцентный электоральный перевес – 47 против 42% соответственно.
Правда, социологи оговорились, что данный кандидат должен отвечать качествам «идеального республиканца», не уточнив при этом, существует ли такой идеальный республиканский «homo politicus» в природе. Впрочем, учитывая, что понижательный тренд полностью доминирует в динамике рейтинга Барака Обамы, нетрудно предположить, что через год запросы американских избирателей будут еще скромнее: к тому моменту они в своем выборе, не исключено, будут руководствоваться одним-единственным принципом – «кого угодно, но только не этого». По данным опроса, проведенного компанией Rasmussen Report, еще 4% американцев готовы проголосовать за кандидата «третьей партии», а 7% не определились со своими электоральными планами.
Причем, как свидетельствуют социсследования, на степень доверия к политике действующей администрации не повлияло даже эффектное постановочное действо в Конгрессе США, который на днях хоть и с боем, но все-таки согласился пойти навстречу президентской инициативе по продлению агонии американской финансовой системы за счет продолжения долларовой эмиссионной накачки. Что, в свою очередь, говорит о том, что Барака Обаму впору называть «президентом обманутых надежд» со всеми признаками «безнадежно хромой утки».
Надо также отметить, что весьма своеобразным поздравлением в адрес Барака Обамы по случаю его полувекового юбилея отметились не только американские социологи, но и известный психиатр Нассир Гхеми, который уверяет, что отличительная черта великого лидера – нездоровая психика. По его мнению, таковая имеет место быть и у нынешнего хозяина Белого дома. В телефонной беседе с психиатром Newsweek задал ему вопрос, касающийся нынешнего президента США: «Сегодня у США – аномальные проблемы, значит, нам больше не подходит сдержанный Обама?». На что Нассир Гхеми, написавший книгу «Первоклассное безумие», пространно ответил: «В нем чуть больше ненормальности, чем это афишируется».
Рейтинговые неурядицы высокопоставленного американского юбиляра в интервью KM.RU прокомментировал эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев:
– Действительно, общая динамика уровня поддержки сегодняшнего именинника в американском обществе для него достаточно неутешительна. Колебания рейтинга действующего президента в первую очередь связаны с проводимой им социально-экономической политикой, и в первую очередь – с попытками добиться увеличения влияния государства с точки зрения перераспределения доходов между различными категориями населения.
Администрация Обамы позиционирует себя как социально ориентированное правительство, заинтересованное в обеспечении максимально широких слоев общества медицинским обслуживанием. Она также зарекомендовала себя как правительство, которое стремится к пропорциональному распределению налогового бремени среди различных социальных групп. Сюда также следует добавить достаточно затратную реформу школьного образования и решение такой проблемы, как борьба с безработицей. Причем, за исключением борьбы с безработицей, многие инициативы Барака Обамы со стороны среднего класса и зажиточных слоев общества воспринимаются как чрезмерные.
В США сложилась система взаимоотношений между властью и обществом, не предполагающая использования европейских социальных лекал на американской почве. Поэтому многое в риторике президента воспринимается американцами как игра в социализм. Не случайно недоброжелатели Обамы из Республиканской партии сознательно позиционируют его как социалиста. Значительная часть американских избирателей, несмотря на экономический кризис, все равно не хочет, чтобы политики лезли в их дела или в кошельки. Консервативный электорат по-прежнему воспринимает Обаму как того, кто хочет отнять деньги у тех, кто их зарабатывает, для того, чтобы перераспределить их в пользу малоимущих (преимущественно «цветных») слоев населения.
С другой стороны, Обама в любом случае сохраняет свой ядерный демократический электорат. Падение его рейтинга в первую очередь обусловлено уменьшением уровня поддержки среди т. н. независимых (колеблющихся) избирателей. За него, в принципе, всегда и идет борьба. Проблема в том, что они тоже неоднозначно воспринимают политику Обамы. Для американцев вмешательство государства вообще не слишком типично.
Проблема же республиканцев заключается в том, что у них сейчас нет сильного кандидата, так же, как и в 2008 году, когда Барак Обама победил по многом за счет технологий и того, как подавали его стратегию. Колеблющийся электорат в США также является частью среднего класса. Вообще крайняя политизация не характерна для общества потребления, поэтому наибольшая часть среднего класса из числа белых (а не зашоренных афроамериканцев, которые совсем недавно пробились в истеблишмент), в принципе, занимает похожую позицию. Они заинтересованы в стабильном экономическом развитии и взвешенной социально-экономической политике. Отчасти Обама реализовал этот запрос. При этом колебание значительной части центристского электората в сторону республиканцев связано с некоторой прямолинейностью Обамы.
Кроме того, люди не видят принципиального улучшения экономической ситуации. Это особенно заметно на фоне того количества копий, которые были сломаны политиками вокруг вопроса о повышении планки госдолга. Демократы вообще имеют репутацию политической силы, которая приходит к власти и удачно разгребает финансовые завалы республиканских администраций. Так было, когда Клинтон получил в наследство от Рейгана и Буша-старшего солидный дефицит бюджета, и он решил эти проблемы за два срока. Здесь же мы видим, что Обама отработал почти всю свою легислатуру, а проблемы остались, что является серьезным раздражителем для общества. Притом, что масштаб проблем, с которыми сталкивается нынешняя администрация, конечно, носит беспрецедентный характер.
В то же время не стоит сбрасывать со счетов, что у действующего президента есть еще почти целый год для того, чтобы более внятно обозначить свою линию в финансово-экономических вопросах. Так что у Обамы еще есть шанс исправить положение, начав реальное сокращение дефицита бюджета и госдолга. Кроме того, следует учитывать, что на данный момент у него нет равнозначных оппонентов со стороны республиканцев. В США любая президентская кампания сильно персонифицирована. Это – не Франция или Великобритания, т. е. безликий кандидат здесь не может рассчитывать на победу. Обама позиционировался как «кандидат вызова», который приходит в наиболее трудный для Америки момент. И он действительно реализовал несколько инициатив, которые были не под силу его предшественникам, в частности, реформу медицинского страхования, распространив его на большую часть населения. Другое дело, что во внешней политике он не продемонстрировал столь же высокую эффективность. Хотя команда действующего президента и педалирует то, что из двух войн (Афганистан и Ирак) Обама одну закончил и вывел практически все войска из Ирака (несмотря на то, что здесь продолжают греметь взрывы и сохраняется общая неопределенность).
Пока Обама еще не потерял шансов на переизбрание, а существующие колебания он пока способен нивелировать. Если, конечно, глава Белого дома перейдет к более жесткой финансовой политике, добившись сокращения госрасходов (в первую очередь – в военной сфере) и бюджетной дисциплины.
Комментарии читателей Оставить комментарий