Почему сын Вии Артмане отказался от гражданства Латвии

Вот и подходит к закономерному финалу латышская (можно даже сказать шире – прибалтийская) «сказка о независимости». Сын самой прославленной актрисы Латвии Вии Артмане, известный композитор Каспар Димитерс хочет отказаться от гражданства Латвии и получить статус «негра», то есть негражданина (которым тамошние власти «облагодетельствовали» в 1991-м всех местных русских), сообщают «Вести Латвии».
«Чтобы латышский народ себя защитил и спас, пора примириться с традиционными нелатышами и объединиться в общей борьбе за эту землю», - так сам Димитерс пишет в своем блоге.
Он описывает один особо взволновавший его инцидент: после года реставрации он хотел пройти технический осмотр своего авто стоимостью в 150 латов. Димитерс объясняет, что «реанимированный лом» был последним незаложенным и неарестованным имуществом его семьи — несколько лет назад банк арестовал счет его жены. «Месяц назад один пострадавший от меня миллионер из «партии священников» арестовал и мой последний источник дохода — авторские права», - пишет Димитерс.
Однако надежды Димитерса не оправдались. «Вместо техобслуживания меня ожидала менее радостная новость — судебный исполнитель наложил арест и на этот реанимированный лом. Я спрашивал, почему у меня его не отнимут, получил ответ: потому что слишком стар. Смешно. За осмотр государство бы получило 77,77 лата, и я смог бы снова ездить. Разве у меня без авто больше шансов заработать, чтобы хоть немного удовлетворить выколачивателей долгов?»
«Ну, когда у меня больше нет доходов, когда все мои возможности для выживания арестованы, остается лишь мой собственный арест. Да, я был авантюристом, влез в долги, - признается Димитерс, - но я никогда ничего не делал ради обогащения. Я проводил махинации, чтобы издавать каждый следующий альбом, чтобы осуществить каждую следующую утопию о каком-то культурном оазисе, храме и о давней и всегда новой мечте о Школе Креста».
В итоге Димитерс проникся чувством солидарности с теми, кто «в этой фейковой стране два десятилетия подвергался унижениям, — с негражданами». Потому что их статус более настоящий, убежден теперь сын выдающейся латышской актрисы. И если за долги ему придется отсидеть тюремный срок, Димитерс бы хотел это сделать как негражданин, а не «как ненастоящий гражданин ненастоящий страны».
Ну что ж – очень о многом говорящее прозрение. Провозглашая независимость на рубеже 1990-х годов, латыши (да и все прибалты) грезили блестящими перспективами. Но, решительно отвернувшись от «варварской» России и связав свою судьбу (точнее, отдавшись «с потрохами») с «цивилизованным» Западом, они попали в западню, из которой сейчас не видят выхода.
Тех же латышей реклама и СМИ навязчиво уверяли, что демонтаж знаменитого предприятия ВЭФ или вагоностроительного завода, снабжавшего электричками весь СССР (да и всех прочих предприятий, построенных за советский период), – невелика потеря. Вместо них, дескать, будут построены «нужные» Латвии жилые и торговые комплексы. Покупайте жилье, берите ради этого кредиты в ведущих мировых банках – благо, их не надо возвращать с такими процентами, какие до сих пор есть в «варварской» России. Очень многие латыши их и взяли, приобретя в «недорогую» рассрочку квартиры по рыночной стоимости.
Но вот беда – цена их была не чем иным, как мыльным пузырем. А когда грянул кризис, пузырь этот, естественно, лопнул, недвижимость резко упала в цене. Но кредиты-то уже были взяты, их надо возвращать. А платить по кредитам уже нечем – в стране едва ли не самый высокий в Европе уровень безработицы. К тому же ранее ради получения «льготных» кредитов многие латыши сдали банкам в залог всю ранее имевшуюся у них собственность – включая крестьянские наделы отцов и дедов. В результате банки выгоняют покупателей жилья (тех, кто просрочил оплату кредита) на улицу, а тем жить уже негде! Вот она, «сказка независимости». От тебя, несостоятельного заемщика, теперь уже ничего не зависит. Ты – по-настоящему «независимый».
Меры жесткой экономии, к которым сейчас прибегли в т. ч. прибалтийские страны, не помогут бедным странам поднять свою экономику - они станут только еще беднее. Об этом, как сообщают те же «Вести Латвии», заявил на днях лауреат Нобелевской премии в области экономики Джозеф Стиглиц - самый влиятельный экономист мира по версии журнала Time. Такая стратегия, говорит он, уже провалилась в Ирландии, Греции и той же Латвии.
«В то время как Греция и другие страны переживают кризис, в качестве панацеи называются устаревшие пакеты мер жесткой экономии вкупе с приватизацией. Они сделают страны, применившие их, еще беднее и беззащитнее. Эти «лекарства» уже были применены в Восточной Азии, Латинской Америке и других регионах, и именно они сегодня создают крах в Европе. Фактически от этого уже пострадали Ирландия, Латвия и Греция», — заявил Стиглиц в своей статье в журнале «Открытый город».
Эксперт также не согласен с экономистами-неолибералами, которые считают, что жесткие меры экономии создадут в обществе уверенность, а уверенность приведет к экономическому процветанию. С чего бы ей взяться, уверенности в светлом завтра?
«Жесткая экономия негативно влияет на экономический рост, ухудшая государственную финансовую и кредитную ситуацию или, по крайней мере, обеспечивая меньшую доходность, по сравнению с обещанной защитниками строгой экономии. И в том и в другом отношении уверенность ухудшается и запускается спираль экономического спада, — поясняет экономист. — Нужен ли нам еще один дорогой эксперимент с идеями, которые снова обречены на провал? Мы не должны допустить этого, но все чаще кажется, что, несмотря на это, мы будем вынуждены пережить очередной кризис».
Но дело отнюдь не только в экономике. Тот же Димитерс уверяет, что «никогда ничего не делал ради обогащения». Потому, видимо, и «прогорел» в «независимой» Латвии.
А мать его, кстати, высказывалась на сей счет гораздо глубже. «Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне, несколько лет назад я даже приняла православие», - рассказывала Вия Артмане незадолго до своей смерти.
После распада СССР, читаем на сайте rusactors.ru, народная артистка СССР Вия Артмане подверглась гонениям в националистически настроенной Латвии. Ее преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Речь шла о фильме «Человек свиты» (1987) по повести Владимира Маканина. Кроме того, Артмане припомнили, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Ее упрекали в том, что теперь она не участвует в политической жизни страны. Короче говоря, началась целенаправленная травля.
В 1993 году в результате неонационализации у Артмане отобрали дом, в котором она прожила более 40 лет. Лишь к семидесятилетию (в 1999 году) выдающейся актрисе наконец предоставили квартиру в центре города. Разумеется, вся эта травля не могла не отразиться на ее здоровье. За последние годы она перенесла несколько инсультов и один инфаркт. Тем не менее Вия Артмане не покинула Латвию, хотя предложения переехать в Москву были. С ее слов, она всегда гордилась, что она латышка.
И вот теперь по стопам матери направился ее сын, Каспар Димитерс. Да, быть может, его решение выглядит несколько ситуационным – разорился все-таки. Но прозрение – хоть и несколько запоздалое – все же пришло. И это говорит о многом.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А с чего Вы взяли, что у нас "удручающее положение"? Ну хотя бы посмотрите на мировые данные ВВП на душу населения, системы и уровень социального обеспечения, работу правоохранительных органов и много другое.
И не помню чтобы Эстония у России что-то просила, а все что покупаем, покупаем по мировым ценам, а газ так в полтора раза дороже, чем Германия. Будет не устраивать цена, будем искать других продавцов. В долги не влезаем, а долговые обязательства менее 6% ВВП. В чем нам "удручаться" прикажете? Нас очень устраивает наша "брошенность на произвол судьбы" особенно со стороны СССР и Росии.
Ну а зачем жить в таких дорогих или больших квартирах? Я живу в в 4-х комнатной квартире площадью 80 кв.м и максимальные счета за коммунальные услуги зимой в самое холодное время были 150 евро, летом 50 евро. Но на двоих с женой это достаточно много, можно было бы жить и в двухкомнатной с в два раза меньшей площадью, что и расходы бы сократило в два раза. Даже при наших нынешних средних пенсиях в 300 евро вполне нормально можно прожить. То есть два наших пенсионера на двоих получают 600 евро или в российских рублях 24000 рублей, не знаю как в России, но у нас на это вполне можно прожить. Работающие зарабатывают в два раза больше.
А можно полюбопытствовать в чем конкретно пострадала Вия Артмане в независимой Латвии? В независимой Латвии она до весьма преклонного возраста ( почти до 70 лет) продолжала работу в театре, то есть занималась своей профессией, а в 2003 году получила высшую театральную награду Латвии.
Вы считаете, что ей меньше повезло в независимой Латвии, чем, например Владимиру Ивашову - народному артисту РСФСР, в 50 лет пошедшему на стройку кирпичи таскать, или его супруге Светлане Светличной, домработницей доедавщий остатки с барского стола?
Вы полагаете что при подобном отношении к окружающим, при преимуществе ненависти Вам вообще стоит получать мирную профессию? Нет смысла, займитесь военным привкусом природоведения.
Интересно, а что может быть нового в том, что свои долги надо возвращать? У Вас есть какие-то другие варианты? Другая пластинка?
А что мне на себе примерить? Взять в банке заведомо неподъемный кредит и требовать, чтобы страна за меня выплачивала? А если она этого не сделает, то отказаться от гражданство и искать страну, которая заплатит? Интересная пластинка.