В Нигере объявился Каддафи, да не тот

Сын бывшего лидера Ливии Муаммара Каддафи 38-летний Саади и сопровождающие его лица получили разрешение на въезд в Нигер по гуманитарным основаниям, сообщает ВВС со ссылкой на министра юстиции правительства страны Мару Амаду. По словам чиновника, Саади должен вскоре прибыть в столицу Нигера Ниамей.
Саади Каддафи был задержан патрулем нигерской армии неподалеку от границы с Ливией. «Он был в сопровождении девяти человек. Они были перехвачены на пути в Агадес», – рассказал журналистам Амаду.
Третий сын «лидера ливийской революции» Саади Каддафи наряду с куда более известным братом Саифом аль-Исламом расценивался ранее как один из вероятных наследников самого Муаммара Каддафи, хотя до недавнего времени политикой не занимался. Некогда он пытался пробовать себя на поприще профессионального футбола, дважды играл в итальянских командах серии «А», но был вынужден покинуть чемпионат из-за провала допинг-теста.
В начале нынешнего года Саади получил от отца ответственное назначение – командовать одной из бригад спецназа. Но, как утверждал впоследствии Саади, назначение это осталось формальностью, и сам он в боях с повстанцами во главе своей бригады не участвовал. Это похоже на правду: во всяком случае, ни Международный уголовный суд, обвинивший его отца и брата в преступлениях против мирных граждан, ни Интерпол, на днях объявивший их в международный розыск, персоной Саади не заинтересовались.
Поэтому в ходе продолжавшейся с февраля в Ливии гражданской войны Саади о себе ничем особо не напоминал, а после захвата повстанцами Триполи в конце августа попытался выступить с посреднической миссией как лицо, «нейтральное» в конфликте.
1 сентября он пообещал Переходному национальному совету (ПНС) сдать оставшиеся под контролем Муаммара Каддафи города для прекращения кровопролития под гарантии неприкосновенности бывшего лидера Джамахирии и его права на участие в выборах. Однако такое предложение не устроило ни революционеров, жаждущих крови полковника Каддафи и его приближенных, ни Саифа аль-Ислама, намеренного сражаться до победного конца. «Мы умрем на нашей земле», – заявил последний за себя и своего отца. Саади осталось только «умыть руки».
И поэтому, несмотря на объявленную победу ливийских «революционеров», бои в стране продолжаются. Сторонники Каддафи по-прежнему удерживают города Бени-Валид, Сабу и Сирт (родину полковника), несмотря на продолжающуюся уже две недели их осаду. Причем достижениями на поле боя революционеры похвастаться не могут, несмотря на поддержку с воздуха со стороны авиации НАТО. Колонна грузовиков с повстанческими силами лишь однажды прорвалась в Бени-Валид, но вынуждена была сдать позиции под огнем бойцов племенного ополчения, остающегося верным полковнику. В районе Сирта НАТО уничтожило несколько установок «земля-воздух», два танка и два военных бронетранспортера, но на положении повстанцев это не сказалось. Переговоры о сдаче родного города полковника провалились из-за того, что держащие оборону потребовали гарантий того, что все функционеры режима Каддафи будут амнистированы.
Глава ПНС Мустафа Абдул Джалиль, торжественно переехавший из временной «революционной» столицы Бенгази в официальную столицу Триполи, объявил в субботу на встрече с делегациями жителей Бени-Валида и Сирта, что повстанцы продолжат самую мягкую тактику боевых действий. «Мы пытаемся идти с распростертыми объятиями, чтобы показать мирные намерения своим братьям, находящимся там, чтобы те пустили наши войска в свои города мирно и не сражаясь», – заявил он.
Впрочем, эта мягкость, вероятно, объясняется именно сомнительными боевыми качествами революционных войск. Хотя авиация НАТО и продолжает их поддерживать, но, похоже, части британской САС («Специальная авиационная служба», британский спецназ) и французского Иностранного легиона, сыгравшие, по признанию западных СМИ, решающую роль во взятии Триполи, в последних боях уже не участвуют, чем и объясняется скромность военных успехов революционеров.
Однако даже миролюбивые заявления Абдул Джалиля вызывают возмущение у революционеров-«фронтовиков». The Washington Post отмечает, что в стане ливийской оппозиции наметился раскол из-за тактики ведения боевых действий. Как пишет издание со ссылкой на свои источники в ПНС, «бойцы повстанческих войск и их командиры испытывают растущее недовольство тем, что новые гражданские власти Ливии дают последним бастионам Каддафи слишком много времени для капитуляции, пока бывшие высшие чиновники со своими семьями продолжают покидать страну».
Действительно, пока одни сторонники Каддафи стойко удерживают Сирт и Бени-Валид, другие (и Саади Каддафи тут совсем не одинок) устремляются в сопредельные страны.
Ранее уже сообщалось, что через нигерский город Агадес проследовали два кортежа высокопоставленных беглецов из Ливии. Один из них сопровождали грузовики нигерской армии, причем свидетели преувеличили численность машин, в результате чего в прессе появились описания конвоя из 200-250 военных грузовиков и единиц бронетехники. Это дало основания предполагать, что в Нигер перебрался сам полковник Каддафи. Впоследствии эта информация была дезавуирована властями Нигера.
Однако не секрет, что в Нигере ищут убежище многие сторонники режима Муаммара Каддафи. Так, 9 сентября во все тот же Агадес прибыли 14 сторонников полковника, в т. ч. два генерала. А до этого, 5 сентября, в Нигер прибыл Мансур Дао, занимавший пост командира «бригад безопасности» при режиме Каддафи.
Известно также, что в другую соседнюю с Ливией страну, Алжир, бежали супруга Каддафи Сафия, его дочь Аиша и сыновья Мухаммед и Ганнибал. А «Аль-Джазира» распространила информацию, что полковник Каддафи договорился с властями Алжира и Нигера переправлять через их территорию золото, валюту и своих сподвижников в Республику Буркина-Фасо. Последняя хоть и признала ПНС законной властью в Ливии, в то же время гарантировала Каддафи политическое убежище. Впрочем, власти Буркина-Фасо поспешили выступить с опровержением этой информации.
Зато власти Республики Гвинея-Бисау (РГБ) заняли принципиальную позицию, объявив 11 сентября о своей готовности принять у себя не то что сына или жену, но и самого Муаммара Каддафи. Как заявил премьер-министр Гвинеи-Бисау Карлуш Гомеш Жуниор, его страна «примет Каддафи с распростертыми объятьями, если тот того пожелает, и обеспечит его безопасность». Ранее глава кабинета министров заявлял, что «Каддафи является другом РГБ», называя при этом налеты авиации НАТО на Ливию «явным нарушением прав суверенного государства».
Республику Гвинея-Бисау связывали с режимом Каддафи тесные экономические отношения. Триполи инвестировал средства в гостиничный и сельскохозяйственный сектор РГБ, а также в другие отрасли, напоминает ИТАР-ТАСС. Отметим, что последнее заявление премьер Гвинеи-Бисау сделал уже после того, как Интерпол 9 сентября объявил Муаммара Каддафи в международный розыск.
Очевидно, что вся эта ситуация вызывает неприкрытое возмущение пришедших к власти в Ливии революционеров. «Этим людям не должно быть позволено сбежать из-за преступлений, которые они совершили. Соседние страны не должны предоставлять убежища этим преступникам», – прокомментировал ситуацию официальный представитель ПНС Джаляль аль-Галлаль.
А в Ниамей новые власти Ливии уже отправили своих эмиссаров, которые будут доказывать нигерским властям необходимость высылки каддафистов на родину. Правда, Саади убежище местные власти уже обещали. Но есть сильное сомнение, что революционных эмиссаров ПНС, направленных в Ниамей, будет в первую очередь интересовать именно этот несостоявшийся футболист, спецназовец и миротворец. Вероятнее, у них имеется куда более «материальный» интерес. Как сообщал на прошлой неделе Reuters, ссылаясь на представителя повстанческого правительства Ливии Фетхи Баджа, «поздно ночью 5 сентября 10 грузовиков с золотом, евро и долларами пересекли нигерийскую границу около Джуфры». Эти ценности, по словам Фетхи Баджа, были изъяты из отделения центробанка в Сирте, родном городе Каддафи, и, конечно, их судьба куда интереснее новым революционным ливийским властям, чем все беглые сыновья и генералы бывшего лидера Джамахирии.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Очередной "разговор ни о чем". Начнем с того, что Каддафи - не "бывший", а настоящий лидер Ливийского народа. И его сыновья никуда не прячутся - а сражаются вместе с отцом против натовских оккупантов. И если сын Каддафи приехал в Нигер - это совсем не основание считать что он ищет там убежище. В общем очередная статейка из разряда "фуфло от CNN"