Социалисты не нашли никого лучше Олланда
Бывший лидер Социалистической партии Франсуа Олланд одержал победу в заключительном туре внутренних выборов. Добившись успеха в соревновании с нынешней главой левых Мартин Обри, Олланд выдвинет свою кандидатуру на выборах, где у социалистов – самые высокие шансы добиться успеха за последние два десятилетия.
Кандидат от ведущей оппозиционной силы Франции определился в ходе двух туров праймериз, которые разделила между собой неделя. В обоих голосованиях первенствовал Олланд, набравший 39 и 56% соответственно. Опросы давали умеренному левоцентристу все 70%: перед финалом Олланд договорился с тремя из четырех соперников о поддержке своей кандидатуры.
Победить оставшуюся в одиночестве Обри было не так сложно. Программы двух политиков практически совпадают, но Олланд выглядит в большей степени центристом. Имидж политика, избегающего брутальности, подчеркивает его манера держаться. Олланд застенчив и слегка чопорен. Политик на протяжении всей кампании давал понять, что способен учесть все точки зрения, – и поэтому сможет стать президентом, не похожим на Саркози.
«Я слышал голоса гнева и беспокойства многих людей. Безработица, неуверенность в завтрашнем дне, здравоохранение, становящееся все более и более недоступным... Люди не уверены в нашем общем будущем, они отмечают неудачи глобализации, проблемы экологии». В послевыборной речи политик дал понять, что выход из кризиса – в стимулировании спроса, которое, в соответствии с программой социалистов, может взять на себя государство.
Наблюдатели отмечают, что Олланду повезло дважды. Мартин Обри, сразу после выборов признавшая свое поражение, не может похвастаться харизмой. Доминик Стросс-Кан – политик, соперничества с которым стоило бояться, – был выведен из гонки социалистов заблаговременно.
В 2010 году многим казалось, что у Олланда нет шансов против Стросс-Кана. В 2007 году экс-лидер социалистов пережил развод. Его супруга, Сеголен Руаяль, представляла социалистов на прошлых выборах. У пары было четверо детей, и ответственность за разрыв взял Олланд. Он нашел молодую спутницу - журналистку Валери Тьервале.
Во второй половине 2000-х гг. социалисты обсуждали личную жизнь Олланда. Стросс-Кан, много лет живущий в браке со своей супругой, выглядел солиднее своего конкурента, превосходя его и по возрасту, и по политическому весу.
Все во французской политической гонке изменил май 2011 года. После того, как Стросс-Кан был помещен под арест, вопрос о его выдвижении не обсуждался. Планы политика, готовившего добровольный уход из МВФ, были разрушены, а сам он был вынужден защищаться от уголовного преследования. В этот момент и пробил звездный час Олланда.
Среди оставшихся кандидатов он смотрелся лучше других. Свою роль сыграла поддержка Жака Ширака. В своих мемуарах тот похвалил Олланда, возглавлявшего Соцпартию в середине 1990-х гг. Экс-президент отметил нравственные качества Олланда, с которым было легко работать, и призвал голосовать за него, а не за Саркози.
Предложение правого тяжеловеса поддержать левого кандидата прозвучало как гром среди ясного неба. Ширак объяснил свои слова тем, что Олланд – «истинный государственный деятель», способный встать над партийными расхождениями. Олланд с охотой стал работать на этот имидж, выступая с заявлениями, близкими и центристам, и левым.
Одно из высказываний Олланда было встречено в штыки правыми. Политик заявил, что Франции нужны еще 60 000 преподавателей. «Денег на это нет», – резко ответили голлисты. Один из сторонников Саркози даже назвал предложение безумным, но Олланд не настаивал.
Комментаторы спорят, сможет ли не лишенный шарма умеренный политик противостоять брутальному Саркози, надоевшему французам. Опросы дают хозяину Елисейского дворца лишь 30% с высокой долей отрицательного рейтинга. Между тем Олланд для многих – только «лучший среди худших».
16 октября, в день победы Олланда, пришли новости и для Доминика Стросс-Кана. Политика вызывают в суд Лилля по делу о сети публичных домов. Финансист возмущен инсинуациями вокруг его имени и намерен отстаивать свою честь. Вместе с тем возобновлению карьеры это едва ли поможет.
Саркози же остается использовать провал Стросс-Кана, чтобы больнее уязвить социалистов. Летом в суде побывал даже сам Олланд: его обвинили в недонесении на Стросс-Кана. Социалисты-де знали о перверсиях главы МВФ, но предпочли молчать.
Кандидат на выборах 2012 года назвал подозрения, выдвинутые про себя, вздорными. Преследование политику не угрожает, но противники сделают все, чтобы дело Стросс-Кана бросило тень и на его репутацию.
Комментарии читателей Оставить комментарий