Выставки. Под прессом "Прессы-2002"

целую неделю находился павильон № 69 Всероссийского выставочного центра
Когда небольшой "десант" журналистов газеты "Республика Башкортостан" вместе со всем своим хозяйством высадился на территорию ВДНХ, носящей теперь название Всероссийского выставочного центра (ВВЦ), то помещение специализированного павильона размером с доброе футбольное поле, где должна была проходить IX ежегодная выставка "Пресса-2002", практически оказалось пустынным. Лишь кое-где виднелось несколько групп оформителей и дизайнеров. Подумалось: "Неужели менее чем за сутки ситуация кардинально изменится и экспоненты заполнят все места?".
Но назавтра ровно в десять сомнения наши рассеялись - павильон кишел людьми, словно рынок в хороший базарный день. Просто глаза разбежались. Вместе с респектабельными "Трудом", "Литературной газетой" и "Известиями" выставились (простите за тавтологию) никому не известные "Завалинка", "Авось-Кa, "Бермудский треугольник" и "Банбас" - журнал о банях и бассейнах. Рядом расположилось и наше стандартное, в 8 кв. м, рабочее место. Всего же в выставке приняло участие более 1000 периодических изданий более чем из ста городов - от Калининграда до Якутска.
На открытие собралась масса официальных лиц, среди которых выделялись депутаты Государственной Думы В. Жириновский и Г. Зюганов. Первый, как всегда, говорил витиевато и эпатажно, заявив, что преимущество газеты в том, что она есть даже в тюрьме, куда не приходит ни телевидение, ни Интернет. Второй, видимо, помня о предстоящих выборах, как бы заранее пытался завоевать умы избирателей, расточая похвалы провинциальным журналистам.
После того как отгремели фейерверки и фанфары, лидеры думских фракций, сопровождаемые толпою журналистов, отправились знакомиться с выставкой. Понятно, почему они пришли сюда и красиво вещали на публику: ведь паблисити и благоприятный имидж известным парламентариям всегда необходимы. Правда, в эти минуты, вероятно, оба позабыли, что совсем недавно возглавляемые ими фракции проголосовали в Федеральном Собрании за отмену с 1 января льгот СМИ, в особенности по НДС.
Издатели уже успели подсчитать, что после прекращения действия закона им придется (с поправкой на инфляцию) поднять цены на свою продукцию в среднем на 40 - 45 процентов, а это, в свою очередь, вызовет падение тиражей больше чем на треть и лавину банкротств газет и журналов. В результате заметно упадут поступления в бюджет. (Не зря многие журналисты назвали его налогом на "добивочную" стоимость). По расчетам специалистов отчисления от производства и распространения печатных СМИ могут сократиться в 2002 году более чем в 1,5 раза. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Даже не удосужились принятый закон с мировой практикой соотнести. Тогда бы выяснили: в странах EC, например, при стандартной ставке НДС от 15 до 23 процентов, на газеты этот вид налога составляет от 2 до 7 процентов, а в Бельгии, Дании, Норвегии и Великобритании он вообще равен нулю.
Все эти претензии хотелось уважаемым "слугам народа" высказать, однако до нашей экспозиции они так и не дошли. Правда, по данному поводу мы особо не расстроились, поскольку и кроме них посетителей у стенда "Республики Башкортостан" было много: коллеги, москвичи и гости столицы нас не забывали. Мгновенно разошлись и сама газета, и журнал "Панорама Башкортостана", и дочерняя "Новая экономическая газета", а также карманные и настенные календари, которые тут же подписывал их автор-художник Стас Никоненко. По мнению посетителей, они были одними из лучших на выставке. Подходившие люди интересовались: как идут дела в республике, как нам живется и работается? А вкусный пенистый кумыс и ароматный чай с бальзамом, полученные нами от наших спонсоров - работников конезавода № 19 и винно-водочного завода "Иремель", и разлитые в фирменные кружки с логотипом нашей газеты, особенно нравились москвичам и создавали почти дружескую атмосферу.
Вообще на выставке все издания посетителей завлекали и развлекали, как могли. Стенд "Московского комсомольца" посетила поп-певица Лада Дэнс, художник-карикатурист "Собеседника" Николай Рачков установил мировой рекорд: за час он нарисовал шаржи более 180 посетителей, попав в книгу рекордов Гиннесса.
Но если вы посчитаете, мол, на выставке только и делали, что развлекались, то ошибетесь. В первую очередь, выставка - прекрасная возможность на другие издания посмотреть и себя достойно показать, так как сегодня это чуть ли не единственное место, где может без обиняков повстречаться российское журналистское братство. Как справедливо заметила наша землячка, ныне заместитель Премьер-министра Татарстана З. Валеева: "Это целый мир, открывающий новое в сфере журналистики, радость обретения новых друзей и просто праздник, по колориту и яркости напоминающий сабантуй". И на этом сабантуе российские журналисты не только праздновали и радовались встречам, но и много-много работали. Конференции, семинары, "круглые столы", тренинги, мастер-классы по журналистскому мастерству неизменно привлекали заметную аудиторию.
Большой интерес у посетителей и участников выставки вызвала презентация средств массовой информации Башкортостана, на которой председатель оргкомитета "Прессы-2002" Михаил Ненашев отметил: "Прессу республики отличает здоровый консерватизм, который идет от консерватизма народного".
На презентации был отмечен ряд печатных изданий. Диплома выставки удостоена и "Республика Башкортостан". Думаю, награда - вполне заслуженная, поскольку наша газета оказалась не только одним из старейших региональных изданий, но и наряду с "Удмуртской правдой", "Тихоокеанской звездой", "Южным Уралом" самой тиражной.
В своем приветствии к участникам выставки Президент Башкортостана М. Г. Рахимов подчеркнул: "В общении с читателями, слушателями, зрителями нашей прессе нужно прийти к новому качеству". Да, прийти к новому качеству - самая насущная задача сегодняшнего дня. Стремительно меняется мир, адекватно должны меняться и СМИ, в том числе печатные. Принцип, с которым российские издания продефилировали почти через весь XX век: "Газета - не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор", себя давно уже изжил. Во-первых, ушла идеологическая составляющая. Во-вторых, цена у изданий ныне другая. Бывшая в начале прошлого века самой тиражной "Газета-копейка" сейчас бы не выжила (пришлось бы даже название сменить - на "Газета 3 рубля"), потому что в какой-то мере печатное издание превратилось в товар. И должно хорошо продаваться.
Комментарии читателей Оставить комментарий