ТЭК. Когда летят снаряды, спокойно можно спать

Первый нефтепровод в Башкортостане (Ишимбай - Уфа) был построен еще в довоенные годы. Позже, в 50 - 70-е годы, в период бурного строительства нефтепроводов, на территории республики была создана уникальная по своей насыщенности сеть нефтепроводов. Все это сложное, огромное хозяйство находится сегодня в ведении открытого акционерного общества «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д. А. Черняева», которое скоро отметит свое 55-летие.
Ежегодно по магистральным нефтепроводам, подведомственным этой организации, проходит треть всей нефти, добываемой в настоящее время в России. Общая длина этих нефтепроводов составляет свыше шести тысяч километров, а пролегают они по территориям Омской, Курганской, Челябинской, Пермской, Оренбургской областей, Северного Казахстана и, конечно, Республики Башкортостан. Эксплуатируется 500 ниток переходов магистральных трубопроводов через реки, ручьи, овраги, в том числе через судоходные реки Уфа, Белая, Ишим.
Проблем у предприятия, конечно, как и везде, с избытком, но работники его со своей главной задачей - обеспечением приема нефти от грузоотправителей, хранением, бесперебойной транспортировкой и сдачей нефти грузополучателям - справляются успешно. Подробно о том, как им это удается, мы беседуем с главным инженером ОАО «Уралсибнефтепровод» Р. З. Насыровым.
- Рафаэль Зуфарович, что делается для поддержания сети нефтепроводов в рабочем состоянии?
- Более 55 процентов протяженности нефтепроводов превысили срок амортизации, поэтому нагрузка на коллектив по поддержанию их надежности просто огромна. Надо учесть, что сегодня альтернативы трубопроводному транспортированию нефти нет - почти 100 процентов всей добываемой в России нефти доставляется потребителям именно этим видом транспорта. От его бесперебойной, надежной работы зависит благополучие тысяч предприятий и населения страны в целом. Надо отметить, что компанией «Транснефть», правительством Башкортостана вопросу повышения надежности трубопроводного транспорта уделяется исключительное внимание. Достаточно сказать, что с 1996 года действует Закон «О подземных коммуникациях в Республике Башкортостан», аналога которому нет ни в одном регионе Российской Федерации, а на федеральном уровне проект только прорабатывается в Госдуме. Трубопроводчиками и правительством республики разработана целевая комплексная программа повышения надежности трубопроводов, и в настоящее время ее третий этап реализуется. Значительное место решению этой проблемы отведено в соглашении о сотрудничестве между Республикой Башкортостан и компанией «Транснефть», которая выработала довольно четкую стратегию сохранения работоспособности нефтепроводной системы.
- Существуют, вероятно, какие-то специальные технологии, аппаратура для выполнения этой программы?
- С 1995 года мы применяем уникальные компьютерные внутритрубные инспекционные снаряды (ВИС). Они позволяют сегодня с большей степенью точности выявлять дефекты, заменять, ремонтировать трубы на поврежденных участках. Вся работа проводится в четыре уровня. На первом осуществляется геометрический контроль, при котором выявляются вмятины, гофры, посторонние предметы. По результатам обследования все сужения, препятствующие пропуску снарядов-дефектоскопов до 85 процентов, устранены. На втором уровне завершено проведение ультразвуковой инспекции магистральных нефтепроводов с использованием дефектоскопов «Ультраскан WM», выявляющих наличие коррозии, расслоение материала. Протяженность нефтепроводов на территории республики, обследованных таким образом, составляет более трех тысяч километров. На третьем уровне проводится магнитный контроль с использованием дефектоскопов MFL, выявляющий наличие и расположение дефектов кольцевых сварных швов. Такую диагностику мы провели на трубах длиной почти 800 километров. И последний уровень - ультразвуковой контроль с использованием дефектоскопов «Ультраскан CD», выявляющий наличие и расположение трещин в продольных сварных швах и в теле трубы. Эти дефекты определены сейчас в 162 километрах труб. Надо сказать, что внутритрубная диагностика - дорогостоящее дело. На ее проведение только в этом году наше объединение затратило более 43 миллионов рублей. Но мы идем на эти затраты, понимая всю важность работы по обеспечению надежности магистральных нефтепроводов и приведению их технического состояния к проектному.
- Насколько эффективен выбранный путь?
- Аварийность за последние пять лет снизилась почти в пять раз. Если раньше ремонтные работы проводились практически вслепую, то сейчас мы имеем точный адрес. Кроме того, выборочный ремонт идет чаще всего без остановки перекачки нефтепродуктов и лишь в некоторых случаях - со снижением давления. В настоящее время устранены все наиболее опасные дефекты. Общий план капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения на 2001 год составляет более миллиарда рублей, из них почти 90 процентов направлено на линейную часть, 27,4 процента этих средств - на замену подводных переходов. В республике в этом году заменено 22 подводных перехода протяженностью свыше 9 километров.
- И теперь можно надеяться, что аварий не будет вообще?
- Хотелось, чтобы это было так. Но аварии возникают, к сожалению, не только по техническим причинам. Их порождают нередко недостаточный профессионализм, халатность работников. В связи с этим у нас ведется жесткая регламентация всех работ, постоянно действует система переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих, проводится аттестация. Среди причин аварий последнего периода - участившиеся попытки хищения на объектах магистральных нефтепроводов. Чеховские «злоумышленники» нового времени переключились на нефтепроводы. Рвут и воруют кабели, провода, трубы, производят несанкционированные врезки в трубопроводы с целью хищения нефти. Особенно типично это для Челябинской и Курганской областей. Потери очень большие. На восполнение их идут значительные финансовые средства, отвлекаются основные силы. Помимо этого приходится увеличивать службы охраны объектов, их техническую оснащенность. А это дополнительные расходы, и немалые.
- За счет каких средств ведутся работы по повышению надежности магистральных нефтепроводов?
- Основной источник финансирования - тариф за проведенную работу по транспортировке нефти. Он устанавливается Федеральной энергетической комиссией. Ежегодно мы защищаем его, приводя веские аргументы, подтверждающие необходимость запланированных работ. Но, понятно, выделяемых средств всегда меньше запрашиваемых. А конъюнктура цен на нефть на величину тарифа практически не влияет. На капитальный ремонт, реконструкцию и техническое перевооружение централизованно выделяет средства компания «Транснефть». Кроме того, на поддержание надежности ОАО «Уралсибнефтепровод» в последние два года направляет до 95 процентов своей прибыли. Конечно, это отрицательно сказывается на выполнении социальных программ.
- Как сами нефтяники-трубопроводчики относятся к проведению работ по повышению надежности трубопроводов?
- С большим пониманием. Первоочередность решения программ повышения надежности в нашем многотысячном коллективе не подлежит сомнению. На предприятии бытует поговорка: «Счастлив тот нефтепроводчик, который за всю свою жизнь не видел нефть». В этих словах скрыта не только надежда на избежание аварий, но и твердая убежденность в том, что лучше предупредить аварию, чем ликвидировать ее последствия. Ибо это приходится делать путем героического напряжения сил сотен людей и вложением огромных средств, куда более значительных, чем те, которые тратятся на повышение надежности.
Комментарии читателей Оставить комментарий