Что было, то было

400 вопросов адресовали читатели "КС" Михаилу Горбачеву
К М.С.Горбачеву, последнему генсеку и первому президенту СССР, люди по-разному относятся - кто-то превозносит, кто-то терпеть не может. Но что это человек, больше многих сделавший для того, чтобы мы жили так, как живем, - бесспорно. Заслуга это его - или вина? Факт один: он - часть нашей истории. Этим, как сказал бы поэт, и интересен. А что интересен М.С.Горбачев многим, показала волна вопросов к нему от читателей "КС".
Есть журналистские материалы, судьба которых напоминает многократно изломанную линию. Вот и задуманное нами "народное" интервью с Михаилом Горбачевым с самого начала попало в фатальную полосу невезения. Первоначально встреча с Михаилом Сергеевичем была запланирована еще на 5 декабря, но экс-президент Союза внезапно заболел. Срок перенесли на 20-е, но тут у Горбачева умер брат. Наконец, "железно" договорились на 4 января. На машине приехали в Москву. Но "мудрый" сопровождающий вместо Ленинградского проспекта привел автомобиль на Ленинский...
На то, чтобы осознать ошибку и по заснеженным столичным улицам добраться на другой конец Москвы, понадобилось больше часа. Назначенное Горбачевым время было давно просрочено. Но, как оказалось, сам Михаил Сергеевич по пути в свой офис попал в жуткую дорожную пробку и приехал даже позже нас. В общем, пусть и с приключениями, наша встреча все-таки состоялась. На ней мы и задали часть из тех 400 вопросов, что были адресованы Горбачеву через нашу газету.
О себе и нынешней политической деятельности
- Михаил Сергеевич, после вашей отставки и поражения на президентских выборах 1996 года (тогда, если мне не изменяет память, вы получили только 1 процент голосов) вы на какое-то время ушли в "политическую тень". Но потом, слышал, вас просили выставить свою кандидатуру на выборах мэра Санкт-Петербурга. Что из этого вышло? (Михаил Ларин, Кадуй).
- Меня просили баллотироваться не только в мэры Санкт-Петербурга, но и на должность президента Татарстана. Но я сказал: оставьте, в этих играх я больше не участвую! Главной моей целью на сегодняшний день является возрождение социал-демократии в России. И именно этой задаче подчинена деятельность Российской объединенной социал-демократической партии. Сейчас наша партия проходит перерегистрацию.
- Когда-то созданный вами "Горбачев-фонд" еще существует? (И.П. Толоконникова, Сокол).
- Да. Его полное название - Международный фонд социально-экономических и политических исследований. Он занимается анализом ситуации в стране и в мире. Проводит исследования, готовит отчеты, организует международные конференции. Кроме того, фонд занимался и продолжает заниматься благотворительной деятельностью. Достаточно сказать, что при нашем активном участии создан центр по лечению детских лейкозов, и уже в большинстве регионов страны действуют его отделения. Во многих благотворительных акциях мы сотрудничаем и с Православной Церковью. Например, неоднократно направляли обозы с лекарствами и одеждой в "горячие точки" России.
- Кстати, насчет Церкви к вам есть конкретный вопрос, который интересует Маргариту Соколову из Вытегорского района: "Раньше вы стояли на атеистических позициях, а теперь ваше отношение к религии как-то изменилось?"
- Начну с того, что я никогда не был воинствующим атеистом. Две мои бабушки и дед по отцовской линии были глубоко верующими людьми. Правда, тогда религия и коммунистическая действительность причудливо переплетались. У одной из бабушек на столе стоял тройной "иконостас" - икона Божьей Матери, а также портреты... Ленина и Сталина.
А вот дед со стороны матери действительно был атеистом. Вернувшись с войны, он очень активно включился в общественную и колхозную жизнь, места для Бога в которой не находилось. И во многом под влиянием деда я включился в комсомольскую деятельность. Но никаких демаршей в адрес церковных иерархов ни тогда, ни став впоследствии генсеком, не допускал. Наоборот, будучи президентом, принял активное участие в разработке и принятии закона "О свободе совести и вероисповедания". Без преувеличения скажу, что тогда этот закон был самым демократичным в мире. Настолько, что после развала Советского Союза сами церковные чины не выдержали бремени обрушившейся на них свободы и стали постепенно этот закон ужесточать.
- Применительно к Борису Ельцину очень часто упоминался термин "семья", означавший родственников и приближенных первого президента России. А кто является семьей у экс-президента Советского Союза и чем члены этой семьи сейчас занимаются? (Ольга Белкова, Грязовец).
- После смерти Раисы Максимовны ко мне переехала дочь Ирина с внучками. Так что теперь нас четверо. Есть еще брат и сестра Раисы Максимовны. Брат - и Раиса уже рассказывала об этом в своей книге - был очень талантливым человеком, писавшим в молодости приключенческие и юношеские повести. Но алкоголь погубил и талант, и все прочее. Сейчас, по сути дела, этот человек находится на беспрерывном лечении. Сестра Раисы, Людмила Максимовна, живет на Южном Урале, в Башкирии. По профессии она врач.
Ну а большинство моих родственников - в Привольном (село в Ставропольском крае - прим. ред.). Но наш "клан" постепенно уменьшается. На родной земле, в Привольном, похоронены и отец, и мать, и деды, и бабушки. Не стало Раисы Максимовны. Недавно скончался мой брат. Так что я пережил за эти годы многое...
- Сколько комнат в вашей нынешней квартире? (Василий Сомов, Бабаево)?
- Три. Между прочим, в мою старую, президентскую квартиру на Ленинских Горах несколько лет назад вселилась любовница Березовского. Такие тогда были нравы.
- Есть ли у Михаила Горбачева дача и когда он в последний раз собственноручно копал картошку? (Ирина Нехлюдова, Череповец).
- Одно время кто-то пустил слух, что у меня по всему миру семь дач и роскошных вилл. В том числе в Таиланде и на Багамах. Так вот, это полная чушь. Я никогда не пользовался государственными дачами - ни когда был первым секретарем обкома в Ставропольском крае, ни став президентом страны. Ну а после отставки - и подавно. Хотя приусадебный участок у нашей семьи есть. И картошку на нем сажаем регулярно. Но с большими урожаями что-то не везет. Обычно выкапываем только пять-шесть мешков картофеля.
О прошлом
- Как спится бывшему генсеку и президенту, зная, что в России миллионы нищих, бомжей и проституток? (Нина Яблокова, Молочное).
- Я так понимаю, этот вопрос из серии - почему вы развалили Советский Союз?! Такие вопросы, в разной транскрипции, мне задавали уже тысячу раз. Но давайте разберемся, я ли виноват в том, что Союз распался на 15 составляющих? Вспоминаю лето 1991 года. Ельцин, Афанасьева, Боннэр и другие так называемые демократы кричали: пора положить конец империи! Но какой империи, хотелось спросить мне у них, ведь к тому времени наша страна уже вела отсчет своей новой истории! Вот почему я, что называется, до последнего патрона сражался за сохранение союзного государства. Против конфедерации, но с некоторыми ее элементами.
Мы, конечно, опоздали с реформами. Они были нужны не только с политической, но и, если хотите, культурной точки зрения. Народ стал другим, и нельзя его было держать на положении винтиков и гаек. Вот что объективно. И реформировать Союз надо было не потому, что просто кому-то в голову взбрела такая мысль. Это диктовала сама история.
Объективно и другое. Встав на путь демократизации, мы оказались не готовыми к начавшимся процессам. Было много ошибок, которыми умело воспользовались те, кто видел, что их историческое время заканчивается. Первые свободные выборы привели к поражению 35 секретарей обкомов и крайкомов партии, имевших в своем распоряжении все - прессу, кадры, ресурсы. Но они провалились. Народ был против них. И тогда оставшаяся коммунистическая партноменклатура стала объединяться, чтобы остановить демократические веяния. Именно эти люди сорвали процесс реформирования союзного государства и привели к его распаду.
А сплю я спокойно. Потому что все, что бы я ни делал, я делал по совести.
- Вас вырастила коммунистическая партия, а вы предали ее идеалы. Почему? (Т.Латышев, Чагода).
- Тоже "хрестоматийный" вопрос. Идеалы коммунизма я не предавал. Ибо считал и считаю, что все те лозунги и идеи, которые проповедуют коммунисты, в общем-то правильные. Другое дело - как они были реализованы в нашей стране на практике. Чем выше я поднимался по служебной лестнице, тем отчетливей видел, что мы живем в государстве с уродливым политическим строем. Давайте будем честными перед самими собой - проповедуя идеи свободы и человеколюбия, на самом деле мы жили в тоталитарной стране, где каждый человек находился под неусыпным контролем. Начиная от раннего возраста и кончая глубокой старостью. Под подозрением были абсолютно все. До сих пор вспоминаю такой эпизод. Когда я вселялся в "президентскую" квартиру в правительственном здании, спецслужбы проверили потолок и стены и извлекли на божий свет всевозможную подслушивающую аппаратуру! Так что даже если первые лица государства постоянно находились "под подозрением", то что говорить о рядовых членах псевдокоммунистического общества?!
- Хотели бы вы снова вернуться в 1985 год и попробовать начать все сначала? (А.Осипов, Вожега).
- Историю вспять не повернуть. Что было - то было. Если же пофантазировать... Что ж, я бы, возможно, немного изменил тактику. Но стратегия осталась бы прежней - путь коренного реформирования.
- А как вы с высоты нынешних дней относитесь к пресловутой антиалкогольной кампании? Не считаете ли ее ошибкой? (И. Выхухолев).
- Вы знаете, сама кампания была правильной - направленной на оздоровление общества. Пьянство всегда было для России бедой. Но надо было, конечно, не рубить сплеча, а вести пропаганду. То есть пропагандировать трезвый образ жизни, ни в коем случае не трогая винные магазины, не закрывая их и не устраивая диких очередей! У нас же все получилось в соответствии с пословицей: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет!
- Это правда, что ваши отношения с Ельциным в последнее время значительно ухудшились? (Сергей Расов, Вологда).
- Они не могли ухудшиться, потому что этих отношений никогда не было. Вообще, когда журналисты задают такие вопросы, они наверняка рассчитывают, что я стану поливать недругов грязью, вспоминать старые обиды. По типу того - вот, мол, они собрались выпить, а меня не пригласили. Но до этого уровня я стараюсь не опускаться. Просто привык оперировать не эмоциями, а фактами. Если потребуется, могу с цифрами и статистическими выкладками доказать ошибочность действий Ельцина и его команды как в экономической, так и политической сферах. Но для этого потребуется много времени.
- Зато к новому президенту России, судя по всему, вы настроены очень лояльно...
- Каждый пленум РОСДП начинается с вопроса о положении дел в стране. Бывают дискуссии. Но лично я то, что делает Путин, всецело поддерживаю. Скажу сразу - с Владимиром Владимировичем меня ничего не связывает. И тайных договоренностей, как иногда пишет ваш брат-журналист, между нами нет. Просто мы поддерживаем президента, который разворачивает государственную политику в интересах большинства.
- Скажите, в большой политике может ли существовать такое понятие, как мужская дружба? (Александр Баев, Вологда).
- Конечно, может. Но, знаете, дружба предполагает особые отношения. Никто тебе так прямо и откровенно не скажет в глаза правду, как друг, и в трудную минуту поддержит. Но и когда, как говорят, ты сбился с пути, друг тоже должен сказать об этом. Вот и в политике бывают нормальные человеческие отношения, которые помогают решать политические вопросы. Есть и другая дружба. Когда вы с человеком просто симпатизируете друг другу и ничего не требуете взамен. И скажу, что примерно такие отношения установились у нас в свое время с вашим первым секретарем обкома...
- С Купцовым?
- Ну, Купцов - это так. Я говорю про Дрыгина. Причем имею в виду тот период, когда я еще не был президентом, а работал первым секретарем Ставропольского крайкома партии. Так что это была симпатия двух равных друг другу по должности людей. Натуральный был человек Анатолий Семенович, самоотверженный. И очень мне этим нравился.
- До сих пор ходят слухи, что первым секретарем Ставропольского ОК КПСС вы стали с помощью поддержки из ЦК. (Борис Валуев, Красавино).
- Без мнения "группы товарищей" из ЦК КПСС тогда не решался ни один кадровый вопрос. Так что и в моем назначении "рука Москвы", видимо, сыграла не последнюю роль. Мне тогда было 39 лет. На должность первого секретаря претендовали еще три человека. Старше и опытнее. Но выбрали все-таки меня.
Помню, когда я первый раз собрал секретарей горкомов и райкомов, сказал им, что отныне мы будем встречаться только раз в неделю. А все текущие вопросы на местах они обязаны решать сами. Для многих партийных руководителей это стало настоящим шоком. Ведь они привыкли чувствовать себя этакими бригадирами - какую инструкцию им спустят "сверху", то и делали. К самостоятельности же многие оказались не готовы. И с некоторыми из таких секретарей пришлось расстаться. Это, кстати, еще раз подтверждает, насколько зашоренным было то "коммунистическое" общество, которое мы пытались построить. Или делали вид, что пытаемся.
О разном
- Вы многое сделали для того, чтобы Россия повернулась к Западу лицом. И вот сейчас зарубежные страны отвечают нам "благодарностью". Как только американцы почувствовали угрозу своим экономическим интересам, они тут же ввели квоты на ввоз металла. В результате объемы производства на "Северстали" снижаются, а вологодский областной бюджет недополучает значительную часть поступлений... (Вадим Марков, Череповец).
- Совершенно с вами согласен. Дружба с зарубежными странами не должна мешать отстаиванию национальных интересов. Вот сейчас многие наши политики продолжают кричать: "Даешь окончательную интеграцию России в европейское экономическое сообщество!" При этом почему-то забывая, что в Европе против нашей страны инициировано уже 67 демпинговых процессов! Поэтому я сторонник того, чтобы государство всячески защищало своих производителей. Но делать это нужно осторожно и ни в коем случае не перегибать палку. Иначе мы снова окажемся в экономической изоляции. А это гибельно для любой страны.
- Брежнев коллекционировал автомобили, Сталин - курительные трубки. А какое хобби было у вас? (Валентин Зверев, Череповец).
- Работа, работа и еще раз работа. На другое просто не оставалось времени.
- А по дому что-нибудь можете сделать - гвоздь в стену забить или полочку приколотить? (Дмитрий Филатов, Вологда).
- В принципе, могу. Но опять-таки все упирается в нехватку времени. Я вроде бы уже давно не президент, но все дни буквально "забиты" - встречи, выступления, работа в фонде, партийная деятельность. Скажу больше: мое рабочее время распланировано уже до июля.
- В какой-то газете писали, что ваша нынешняя пенсия составляет 300 рублей. Это правда? (Ольга Лыткина, Устье Кубенское).
- С моей персональной пенсией действительно была целая история. Ее размер мне определили в конце 1991-го и несколько лет, несмотря на инфляцию, не индексировали. И одно время я получал пенсию, эквивалентную 3 американским долларам! Только в 1994 году мою пенсию "привязали" к определенному количеству минимальных зарплат. Так что теперь пенсионер Горбачев ежемесячно получает около 4000 рублей. Но основной доход мне приносит чтение лекций и гонорары за издание книг.
- Есть ли у Михаила Горбачева какое-то фирменное блюдо, которое он умеет виртуозно готовить сам? (Анна Лушина, Вологда).
- Блюдо, которое я готовлю сам?! Боже мой, я уже забыл, когда сам стоял у плиты! Конечно, что-то приготовить могу. И яичницу пожарить, и салат сделать. Мою любимую гречневую кашу и овсянку тоже могу приготовить самостоятельно, но должен честно сказать, что уже лет 20 кулинарией не занимаюсь. Не практикую, так сказать. Однако мне нравится смотреть, как готовят. Я тоже подключаюсь. Даю советы, руковожу. Чем, кстати, иногда довожу поваров до возмущения.
- Как-то на передаче "Моя семья" одна женщина публично призналась в страстной любви к вам и предложила встретиться. Эта встреча состоялась? (Ирина Фоминых, Вологда).
- Нет. Все мои "разнополые" вопросы уже решены.
- Назовите черты характера, которые вам не нравятся в других людях. (Инга Ряпшис, Великий Устюг).
- Больше всего ненавижу предательство. И еще не люблю людей, которые, выучив пару-тройку научных терминов, начинают поучать всех и каждого. Особенно если в данной теме они совсем не разбираются.
- Вас волнует проблема наркомании? Особенно в свете того, что наркоторговля стала чуть ли не самым безопасным бизнесом! Сужу об этом на примере Вологодчины. У нас только 5 процентов задержанных с поличным торговцев зельем привлекаются к судебной ответственности. (Сергей Николаев, Вологда).
- Я разделяю вашу тревогу. Раньше нас пугали размеры пьянства и алкоголизма. Теперь - наркомании. Основной поток наркотиков идет в Россию из Афганистана и Средней Азии. Так что это проблема международного масштаба, и решать ее нужно сообща. Но и внутри каждого региона и даже города можно сделать немало для предотвращения распространения этой заразы. Возьмем опыт Санкт-Петербурга. Там учителя, пресса и родители объединились, чтобы поставить заслон наркотикам на пути в школы. И это абсолютно правильно. Я тоже придерживаюсь мнения, что болезнь легче предупредить, чем вылечить.
- В последние годы вы часто бываете в Екатеринбурге и Свердловской области, которая до сих пор считается "вотчиной" Бориса Ельцина. Что тянет вас в этот регион? (Марина Беляева, Вологда).
- Разумеется, не желание пройтись по памятным ельцинским местам. К Уралу у меня особое отношение. В Алапаевске прошли детские годы Раисы Максимовны, отец которой строил железные дороги. Но я бы не сказал, что часто бываю на Урале. Несколько раз. Да и то по делам.
- Недавно смотрел ваше интервью по телевидению и с удивлением узнал, что вы выступаете против объединения России и Белоруссии... (Виктор Грачев, Грязовец).
- Вы неправильно интерпретировали мои слова. Я за объединение двух славянских республик, но против той модели, которая предлагается сейчас. Я - за союз государств, то есть за конфедерацию при сохранении белорусского государства. Надо брать пример с Евросоюза. Там каждая страна имеет свое правительство, свой парламент, свою армию. Если же мы пойдем по пути, который предлагают некоторые деятели, а именно - поставить Белоруссию на уровень одного из российских регионов, это погубит всю интеграцию.
Москва - Вологда
Комментарии читателей Оставить комментарий