Своя ниша не тянет

Пророчества не сбылись. Время расставило на свои места все и вся. Любому продукту, востребованному цивилизованным обществом, уготована персональная ниша.
Свою нишу 95 лет назад занял и «Уфимский рабочий». Менялись названия и учредители, журналисты уходили на фронт и в небытие ГУЛАГов. А газета все равно выходила. Политически пристрастная, упаковывающая факты в социал-демократическую, а затем в коммунистическую пропагандистскую обертку. В тоталитарном государстве иной она и не могла быть.
Многие из ныне здравствующих журналистов не только застали времена оны, но и были участниками шоу перед очередным эпохальным съездом, когда воодушевленные трудящиеся самоотверженно пытались сделать экономику экономной, а производство интенсифицировать.
Все закончилось перестройкой. И слава Богу. А ведь зрела опасность организации кампании по выявлению отщепенцев в собственных рядах. Кстати, вспомните на досуге, где вы были 19 августа 1991 года?
Это наша история. Гражданского общества и газеты. Переживших прессинг цензуры, тотальную идеологизацию, поставленных на колени и забывших о самоценностях пред ликом партии, государства. Забывать историю нельзя, замалчивать — глупо. Это наш крест. И нести его придется, пока судьба благоволит и ты имеешь честь состоять в штате «Республики Башкортостан».
Своя ниша не тянет
Солидность издания, конечно, продиктована статусом. Однако новейшей истории журналистики известны факты, когда даже карт-бланш издателей не позволял «раскрутить» новорожденные СМИ. Кроме амбиций, честолюбия и понятного желания потеснить конкурентов на медиа-рынке острыми локоточками им не доставало «малого» — школы. О профессионализме коллектива, умеющего работать нестандартно, сегодня говорит в своем интервью и бывший секретарь по идеологии обкома партии Т. Ахунзянов.
Школа «Советской Башкирии» — это больше, чем вузовский диплом. Журналист с аттестатом о среднем образовании мог стать здесь «золотым пером». А кое-кто с журфака расписывался в профессиональной несостоятельности.
Серафим Вайсман, Василий Перчаткин, Иван Кожевников, Ирина Демидова, Лидия Нечаева… В пору, когда слава мэтров была в зените, робость не позволяла назвать их коллегами. Для многих из нынешних газетчиков они были учителями. Не по формальному признаку, не по назидательным речам. Само их присутствие в редакции создавало ауру творческой атмосферы, да плюс умение не просто «вкусно» подать текст, но обязательно развернуть некое продолжение темы, затеять своеобразную интрижку с четко прослеживаемой сюжетной линией.
А еще был собкор Николай Лиференко. Несгибаемый правдолюбец, гроза начальства — местного и редакционного. Импульсивный, ранимый, трепетно относящийся к собственноручно выведенной строчке. Гордящийся, и обоснованно, что за каждую запятую в тексте готов идти на плаху.
Яркие личности — вот что всегда отличало редакцию «Советской Башкирии».
Целые пласты профессионального мастерства наработаны и выстраданы предыдущими поколениями газетчиков. Как сочетать их с реалиями нового времени, сохранив лицо, следуя историческим принципам издания, притом что пресса в наши дни переживает зримую трансформацию из института идеологического в предприятие. А коль налицо товарное производство, то оно должно себя обеспечивать. Классический постулат, с которым согласился бы даже Карл Маркс. Т. Гайдар был бы просто в восторге, ручаюсь.
Вот ведь в чем парадокс: кто бы в люди ни выбился из журналистской братии, обязательно сочтет своим долгом «лягнуть», да побольнее, бывших соратников по цеху.
Взять того же Ленина, грозно воскликнувшего: «С кем вы, мастера культуры?». Ах, не с нами? Значит, против нас! Черчиль тоже не очень-то благоволил вчерашним коллегам.
Гайдар, пребывая в кресле премьера, запомнился тем, что легко соглашался на треп перед телекамерами. Однако ж это при нем к дуракам и дорогам прибавилась третья российская напасть — монополия. Не робко заявила о себе в статотчетности, а с ходу плечи расправила, в считанные лета заматерела.
То, что мы сегодня высокопарно именуем медиа-рынком, на самом деле — утопия. Рынка распространения и доставки нет, потому что на нем правит бал федеральная почтовая служба, диктующая свою ценовую политику, свои правила игры. Две трети подписной стоимости газеты оседают на счетах почтовиков. Оставшаяся часть — это затраты на разработку леса, производство и доставку бумаги, полиграфические услуги, заработную плату и гонорары редакционных сотрудников. Сложно даже представить, насколько несопоставим труд огромной армии работников, занятых в технологической цепочке производства газеты, с доставкой ее до почтовых ящиков подписчиков. Кто виноват? Мы сами и виноваты, позволив сделать с собой то, что с нами сделали.
В условиях диктата монополиста становится проблематичным выпуск высоколиквидного издания. Коммерческая эффективность на нулевой отметке — предел мечтаний. И все же, как сделать газету коммерчески состоятельным продуктом? Блиц-ответ лежит на поверхности. Вернее, на прилавках газетных киосков, пестрящих «цыганским бархатом» — низкопробной пошлятиной, как правило, в цветном исполнении. Мы тоже собирались порадовать своего читателя — отпечатать полноцветный юбилейный номер, да не по Сеньке оказалась шапка: полиграфисты запросили непомерную сумму.
Понятно, на поводу страстных поклонников бразильских сериалов, любителей «клубнички» и «чернухи» мы не пойдем. Статус не позволяет. И авторитет издания, который нарабатывался не одним поколением журналистов.
Как ни крути, а к наследию газетных мэтров вновь и вновь придется обращаться. Адаптируясь во времени и при этом не копируя слепо жесткий «западный» стиль, для которого главное — факт, мысль, анализ, краткость и безэмоциональность, рационально структурированный текст.
Конечно, журналист призван писать не исторический трактат, не роман, а летопись современности, сообщать факты, анализировать. Предоставляя читателю право судить о прочитанном. Насколько профессионально это удавалось нашим журналистам, можно судить хотя бы по итогам минувшего года. Лауреатами республиканских конкурсов признавались Ирина Николенко, Сергей Еварестов, Танзиля Тултаева, Стас Никоненко. Дипломантом конкурса среди журналистов Приволжского федерального округа стала Альфия Кульмухаметова. Своеобразный рекорд установил Альфред Стасюконис. В марте на фестивале приволжской прессы его признали лучшим репортером округа, в октябре он становится лауреатом Государственной премии РБ имени Шагита Худайбердина.
Журналисты, фамилии которых приведены выше, — люди, погрязшие в злобе дня. Из чувства профессионального честолюбия. В силу генетической тяги работать с фактом, умения и желания наблюдать и подмечать детали. Одним словом, это выпускники доброй старой школы «Советской Башкирии». Методика которой — быть оселком, шлифующим и доводящим до кондиции заложенные природой способности.
Так было и будет впредь. Надеюсь. Ибо это уж не вопрос теории журналистики. Это вопрос нашего выживания.
Комментарии читателей Оставить комментарий