НО С ПРАПОРЩИКОМ - СПОКОЙНЕЕ

...Спускавшаяся по трапу самолета женщина вдруг стала медленно оседать на ступеньки, лицо ее приобрело мертвенный оттенок, тело свело судорогой. Растолкав слегка растерявшихся от неожиданности бортпроводниц, к ней подскочил мужчина лет сорока (им оказался прапорщик погранвойск бухты Провидения Александр Андреевич Густ). Без всякой паники он разжал женщине зубы, начал делать искусственное дыхание и массаж сердца... Быстро подъехала машина медсанчасти аэропорта, вызванная бортпроводницами. Женщину увезли, в общем, все обошлось...
В дежурном журнале медицинского пункта аэропорта отмечено: 5 марта с самолета, прибывшего шереметьевским рейсом, доставлена Нелли Михайловна Н. 1968 года рождения, с приступом эпилепсии. Помощь оказана, состояние удовлетворительное...
После этого случая, свидетелем которого я оказалась, невольно закрался вопрос-беспокойство: а вдруг? Как часто случаются подобные ситуации на борту самолетов и насколько готовы к ним люди, работающие в авиации?
Свое знакомство с системой медицинской помощи на авиатранспорте я начала с медицин-ского пункта Елизовского аэропорта. Выяснилось, что специальную подготовку здесь проходят все без исключения члены экипажа. Каждый год они прослушивают курс лекций, которые читают специалисты врачебной летной экспертной комиссии: хирург, терапевт, окулист, невропатолог и другие медики-профессионалы.
После лекций бортпроводники совершенствуют на тренажерах приемы оказания первой медицинской помощи: как правильно накладывать медицинские шины, жгуты, останавливать кровотечение, делать массаж сердца, искусственное дыхание и даже принимать роды.
- В салоне самолета на случай оказания медицинской помощи находится сумка бортпроводника, - говорит терапевт врачебной летной экспертной комиссии Нелли Георгиевна Эйтингон, - в ней находятся медикаменты, к которым прилагается инструкция по применению препаратов. Наши девушки-бортпроводницы, я уверена, смогут помочь пассажирам, если произойдет несчастный случай.
Приятно, конечно, знать, что если в самолете вдруг случайно порежешься или начнет болеть зуб - тебе обязательно облегчат страдания в соответствии с инструкцией по оказанию первой медицинской помощи.
Есть случаи более серьезные, но весьма редкие в летной практике. Тогда уже не до изучения инструкций: бортпроводники обязаны обратиться за помощью к пассажирам, имеющим медицинское образование. Никому другому нельзя, например, делать внутривенные уколы, хотя препараты для инъекций на борту имеются. При возникновении такой ситуации бортпроводник сообщает о случившемся командиру воздушного корабля. Тот, в свою очередь, обязан принять меры для срочной посадки самолета в ближайшем аэропорту, чтобы госпитализировать пассажира. Конечно, - рассказывают специалисты, - бывали такие моменты, когда приходилось обходиться без вмешательства врачей. Например, когда внезапно у пассажирки начались роды, а до ближнего аэродрома оставалось лететь еще минут сорок. Пришлось в качестве акушерок выступить бортпроводницам.
- Мы готовы к подобным случаям, - говорит бортпроводник-инспектор Светлана Михайловна Черкасова, - хотя их практически не бывает. Чаще в полете у пассажиров возникают проблемы с давлением или слегка прихватывает сердце.
Если же пассажир, собирающийся в полет, серьезно болен, не оправился после травм или операций, то он обязательно должен лететь с сопровождающим, а ни в коем случае не самостоятельно. Бортпроводники даже имеют право не принимать на борт тяжелобольного без сопровождения, так как нет гарантий, что этот человек благополучно перенесет полет.
Также бортпроводник имеет право не пропускать в самолет пассажиров, находящихся в нетрезвом состоянии, это когда трап штурмуют уже на четвереньках. К сожалению, этим правом бортпроводники пользуются не всегда, чем обрекают остальных пассажиров на неприятное соседство с набравшимся гражданином.
Строго запрещено подниматься на борт самолета людей, страдающих инфекционными заболеваниями, например, такими, как дизентерия или гепатит. Этот запрет наложен ради безопасности здоровья других пассажиров, которые, находясь в одном помещении или при контакте с больным, могут легко заразиться.
Однако здесь есть проблема - бортпроводнику, встречающему пассажиров у трапа, по внешнему виду человека очень сложно определить, болен ли он инфекционным заболеванием. Но если подозрения возникли и оказались верными, то вызывается медицинский работник, который должен снять больного с борта, а пассажирам, имевшим с ним контакт, назначить профилактическое лечение.
Но - спешу вас обрадовать - все ситуации, которые рассмотрены здесь, если не считать проблемы нетрезвых пассажиров, возникают крайне редко, скорее в порядке исключения в череде благополучных полетов. Слава Богу, россияне, и в частности камчатцы, люди здоровые и крепкие. Поэтому в самолете медицинских проблем практически не возникает.
Но как бы то ни было, хорошо, если бы среди пассажиров всегда был рядом прапорщик-пограничник...
Комментарии читателей Оставить комментарий