]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

БАНКОВСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

09:33 3.04.2002

СЕРГЕЙ ИГНАТЬЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦЕНТРОБАНКА РФ: "МЫ НЕ МОЖЕМ СТАВИТЬ НА КАРТУ СТАБИЛЬНОСТЬ ВСЕЙ ЭКОНОМИКИ" 20 марта 2002 года на пост Председателя

СЕРГЕЙ ИГНАТЬЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦЕНТРОБАНКА РФ:

"МЫ НЕ МОЖЕМ СТАВИТЬ НА КАРТУ СТАБИЛЬНОСТЬ ВСЕЙ ЭКОНОМИКИ"

20 марта 2002 года на пост Председателя Центрального Банка Российской Федерации назначен С.М.Игнатьев.

Сергей Михайлович Игнатьев родился в 1948 году. С 1963-го по 1967 год - студент Ленинградского энергетического техникума. С 1967-го по 1969 год - служил в армии в частях ПВО. С декабря 1969-го по август 1970-го - наладчик на строительстве ТЭЦ в Ухте, Архангельске и Сыктывкаре. С 1970-го по 1975 год - студент экономического факультета МГУ. С 1975-го по 1978 год - аспирант экономического факультета МГУ. С 1977-го по 1988 год - преподаватель экономических дисциплин Ленинградского института советской торговли. С 1988-го по 1991 год - преподаватель кафедры ценообразования Ленинградского финансово-экономического института. В 1991 году - заместитель министра финансов России. 1992-й - октябрь 1993 года - зампред ЦБ РФ. С ноября 1993-го по сентябрь 1996 года - заместитель министра экономики РФ. С сентября 1996-го по апрель 1997 года - помощник президента по экономическим вопросам. С апреля 1997 года - первый заместитель министра финансов РФ. Кандидат экономических наук, женат. В Минфине Сергей Игнатьев курировал вопросы межбюджетных отношений субъектов федерации и доходы бюджета, принимал активное участие в разработке федерального бюджета.

- Сергей Михайлович, было ли у вас время поразмышлять над предложением Президента России возглавить Центробанк?

С.Игнатьев: - Думать пришлось быстро. Но, скажу честно, согласие было осмысленным.

- За восемь лет после вашего ухода в Центральном банке многое изменилось. Не возникает ли у вас ощущение, что возвращаетесь в совершенно незнакомое ведомство?

С.Игнатьев: - У меня нет ощущения, что придется осваиваться заново и в чужеродной среде. В Минфине я отвечал за координацию макроэкономической политики правительства и ЦБ. Это предполагало тесное общение с первым зампредом ЦБ Татьяной Парамоновой. Встречались с ней на совещаниях у премьера и вице-премьера Алексея Кудрина, дискутировали один на один. Очень плотный контакт был и с зампредом ЦБ Виктором Мельниковым. Мы часто сверяли с ним позиции по закону о валютном регулировании и валютном контроле. Я до последнего времени постоянно работал со всеми основными специалистами ЦБ.

- Вы слывете чиновником, не склонным к скоропалительным решениям. В то же время перед ЦБ стоят задачи, не терпящие отлагательства - например, банковская реформа.

С.Игнатьев: - Я не чувствую здесь глубоких противоречий. Необходимые и неизбежные изменения в банковской сфере - это все-таки дело лет, а не месяцев. Стратегия у правительства и ЦБ расписана на годы вперед. Знаете, став 30 лет назад студентом экономфака МГУ, я в день переезда из Ленинграда в Москву опоздал на первую лекцию. С тех пор стараюсь все делать своевременно, не опаздывая, но и не форсируя события.

- Советник президента Андрей Илларионов считает, что реальный курс рубля завышен, и это негативно отражается на промышленном росте. Следует ли, по-вашему, ослаблять рубль в точном соответствии с темпами инфляции? Или вы сторонник укрепления рубля?

С.Игнатьев: - На мой взгляд, последние два года ЦБ проводил курсовую политику, отвечающую ситуации на мировых рынках, адекватную состоянию платежного баланса и денежного обращения. По-моему, курс не завышен и не занижен, он реально отвечает текущей конъюнктуре. Это нормально, и не нужно привносить в курсовую политику ЦБ чего-то искусственного.

- Ваш предшественник на посту председателя Центробанка Виктор Геращенко стремился нарастить валютные резервы. Будете ли вы придерживаться такой политики?

С.Игнатьев: - Я считаю, что в перспективе резервы следует увеличить. Но в той ситуации, что сложилась на мировых рынках для российских нефтяников, газовиков и металлургов, не следует форсировать рост валютных резервов.

- Камнем преткновения в новом законе о Центробанке является Национальный банковский совет с контрольными функциями. Неужели в деятельности главного банка страны не хватает прозрачности?

С.Игнатьев: - Я двумя руками за повышение прозрачности ЦБ. Но даже в законе о Счетной палате нет нормы о полномасштабной проверке административно-хозяйственной деятельности ЦБ. Полномочия Счетной палаты ограничены изучением бюджетных проводок ЦБ и ряда закрытых статей бюджета. Куда мы спешим, не лучше ли какой-то срок поработать спокойно, накопить опыт взаимодействий НБС и совета директоров ЦБ?

- Если уж вы так ратуете за повышение прозрачности, то почему возражаете против включения в "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики" основных показателей денежной программы, вариантов применения инструментов денежно-кредитной политики?

С.Игнатьев: - А почему вы так считаете? Я согласен, что ЦБ должен более подробно и регулярно информировать экономических субъектов о своих намерениях. Но в том, что касается, например, инструментов денежно-кредитной политики, необходимо чувство меры. Эта информация влияет на ожидания участников рынка и впоследствии может негативно отражаться на политике ЦБ. Другое дело - "Основные направления". В них сейчас всего лишь две цифры имеют существенное значение: ориентиры инфляции и роста денежной массы. Очевидно, что спектр информации должен быть расширен. Отменять в одночасье продажу валютной выручки неразумно - Минфин подготовил проект Указа президента о порядке обязательной продажи валютной выручки.

- Почему вы отказались от предложений Минэкономразвития предусмотреть в этом документе возможность обязательной продажи напрямую уполномоченным банкам, а не только через выбранные ЦБ валютные биржи, как это происходит сейчас?

С.Игнатьев: - Я считаю, что в указе надо закрепить действующий порядок продаж через валютные биржи, который сейчас устраивает большинство участников внешнеэкономической деятельности. И для его изменения должны быть более веские основания.

- Известный предприниматель Каха Бендукидзе назвал российскую систему валютного регулирования "такой же, как в фашистской Германии".

С.Игнатьев: - Признаюсь, я не изучал, каким тогда было валютное регулирование в этой стране. Но могу заметить, что в послевоенные годы практически во всех странах мира на протяжении десятилетий действовала куда более жесткая, чем у нас, система валютного регулирования. Ликвидировать ее, да еще в спешном порядке, было бы верхом легкомыслия со стороны государства. Я сторонник поэтапной либерализации валютного регулирования. А этапность напрямую увязана со снижением рисков на валютном рынке. Речь идет о таких явлениях, как движение потоков краткосрочного капитала из страны и в страну. Стопроцентных гарантий устойчивости мы еще не достигли. Не убежден, что шок августа 1998 года преодолен до конца. Причем как у инвесторов, так и у населения. Мы не можем ставить на карту стабильность всей экономики, пока риски столь значительны, а валютные рынки имеют ограниченный запас прочности. На отмену валютного контроля необходимо, по моему мнению, лет пять. "Перелет" инфляции по итогам года будет совсем небольшим.

- За три посткризисных года ВВП по прогнозам правительства подрастет процентов на двадцать. Это выглядит весьма внушительно на фоне экономической стагнации в большей части мира. Как бы вы оценили темпы и качество этого роста?

С.Игнатьев: - С моей точки зрения, темпы нормальные. Они выше, чем мы могли рассчитывать еще два-три года назад. Я надеюсь, что темпы роста российской экономики если и снизятся в ближайшие два-три года, то незначительно. Я думаю, рост должен быть таким, каким он получается в условиях, скажем так, сравнительно свободного рынка. Да, в последние годы рост был во многом связан с экспортом. И ничего плохого в этом я не вижу. Тем более что в последние месяцы ключевым фактором экономического роста становится внутренний спрос, в том числе инвестиционный.

- Значит, пусть все идет так, как идет?

С.Игнатьев: - Я не думаю, что требуется какое-то государственное вмешательство, искусственное стимулирование сдвигов в структуре экономики.

- Более близкими к нынешним российским реалиям являются примеры быстрого роста в послевоенных США и Западной Германии. Причем в обоих случаях они создавались сознательно, государством. Например, можно было бы организовать госпроект массовой дешевой ипотеки, которая потянет за собой жилищный бум, что даст стимул развития мебельной, легкой промышленности и т.д. Стоит ли, по-вашему, России использовать подобный опыт?

С.Игнатьев: - Скажу прямо: мне это предложение не нравится. Я считаю принципиально неверным искусственно корежить структуру экономики в пользу каких-то отдельных, придуманных нами секторов, которые могут не соответствовать истинной структуре спроса. На этом пути мы обязательно придем к неэффективному распределению и использованию ресурсов. Что же касается ипотеки, то основная трудность ее развития на нашей почве заключается в законодательных сложностях обеспечения прав кредитора, прежде всего по освобождению и реализации заложенной недвижимости. Мы должны развивать ипотеку не столько в форме каких-то массированных льгот, субсидий, гарантий, сколько путем обеспечения адекватных нормативных и институциональных условий для этого бизнеса.

- Все последнее десятилетие, особенно после финансового краха 1998 года, государство сохраняет приверженность либеральным и жестко монетаристским рецептам. Бюджетный профицит достигается во что бы то ни стало, борьба с инфляцией идет практически "на уничтожение"- до 12-14% годовых. Скажите, разве может сложная многоотраслевая переходная экономика с темпом реального роста 4-6% годовых иметь такую низкую инфляцию? Зачем нам нереальные западные ориентиры?

С.Игнатьев: - Я считаю, что двенадцатипроцентный рост цен в 2002 году - это абсолютно реальный, вполне достижимый показатель при сохранении ответственной бюджетной и денежной политики. Кстати, если мы возьмем динамику цен за последние месяцы и очистим ее от влияния сезонного фактора, то получится менее одного процента в месяц, или как раз около 12% в год.

- Следует ли из этого, что инфляционный ориентир на нынешний год тоже был достижим?

С.Игнатьев: - Да, он был достижим. Почему не достигли? Потому что в макроэкономике вообще не все считается с абсолютной точностью. Ничего в этом страшного нет. Тем более что "перелет" инфляции по итогам года будет совсем небольшим - 17-18% против 12-14 по плану. Примерно такие же относительные отклонения между целями и фактами по инфляции случаются и в развитых странах. Что же касается оправданности самой этой цели, то есть - не лучше ли сохранить инфляцию на уровне 20% и выше и тем самым попытаться стимулировать экономический рост? Не лучше. Масса исследований надежно доказала, что в долгосрочной перспективе устойчивый рост не совместим с высокой инфляцией. Сторонники инфляционного стимулирования обычно аргументируют свою точку зрения тем, что в переходных экономиках искажена структура цен и эти ценовые диспропорции легче исправлять, повышая некоторые цены, но не понижая другие. Понятно, что этот процесс приводит к дополнительному общему росту цен. С этим трудно спорить, но я считаю, что инфляция 12% в год оставляет достаточно места для корректировки ценовых соотношений между отраслями внутри страны.

- Это ваше ощущение или результат расчетов?

С.Игнатьев: - Конечно, все это считается. Когда обсуждается показатель инфляции на будущий год, обязательно принимаются во внимание показатели денежной массы, профицит бюджета и предполагаемое повышение цен на продукцию естественных монополий. Такие расчеты проводят и Центробанк, и Минэкономразвития. В том, что денежная масса росла намного сильнее, чем предполагалось, я не вижу большой беды.

- Хорошо, с инфляцией "перелет" небольшой. Но если полистать "Основные направления денежно-кредитной политики" Центробанка за последние несколько лет, то легко обнаружить, что "перелет" фактических темпов роста денежной массы над целевыми просто ужасающий, в разы.

С.Игнатьев: - Действительно, денежная масса в прошлом году росла намного более высокими темпами, чем было заявлено в соответствующем документе ЦБ. Это случилось по ряду причин, в том числе и потому, что платежный баланс оказался гораздо более сильным, чем планировалось. И приток валютной выручки в страну шел с опережением расчетных значений. Одновременно со стороны денежного спроса шел интенсивный процесс дебартеризации и роста доли расчетов за живые деньги, да и сам темп роста реального сектора экономики опережал наши прогнозные ориентиры. В результате сверхплановое предложение рублей оказалось весьма кстати. Оно просто удовлетворило растущий спрос хозяйства на деньги. Оттого и инфляция была очень умеренной. Поэтому в том, что денежная масса росла намного сильнее, чем предполагалось, я не вижу большой беды.

- Согласитесь, тот баланс спроса и предложения рублей, о котором вы говорили, получился просто по счастливой случайности. ЦБ действительно не стал сознательно придерживаться своих ориентиров, видя интенсивный рост спроса на деньги...

С.Игнатьев: - Риск автоматического торможения денежного предложения действительно есть, но эта проблема на порядок проще тех, которые мы до сих пор обсуждали. Во-первых, есть такой своеобразный автоматический стабилизатор, как накопленные средства бюджета на счетах казначейства. При быстром ухудшении платежного баланса в результате, скажем, резкого падения мировых цен на наши экспортные товары доходы бюджета снизятся, и эти средства начнут расходоваться и обеспечат дополнительную ликвидность в экономике.

- Своего рода "стерилизация наоборот"?

С.Игнатьев: - Да, именно так. Второе. ЦБ может проводить операции на открытом рынке, покупать те же государственные ценные бумаги.

- А зачем нам нужен большой профицит бюджета? США, например, смело ушли в минус, когда понадобилось пришпорить экономику и помочь отдельным отраслям.

С.Игнатьев: - Ну, с профицитом все совсем просто. Это безусловный императив на ближайшие годы с учетом нашей ситуации с расчетами по внешнему долгу. Ведь процентные платежи по долгу учитываются в расходной части бюджета, а погашение основной суммы долга идет из профицита. Так, в этом году мы выплатим по внешнему долгу порядка 14 млрд. долларов, в том числе по основному долгу - около половины этой суммы - как раз из профицита.

- Какие сценарии движения так называемого номинального и реального обменного курса рубля возможны в ближайшие два-три года?

С.Игнатьев: - Действительно, реальный курс рубля растет в среднем на 6-8% в год. Это процесс объективный, более того, скорость укрепления рубля пока весьма хорошо управляется. Даже если бы мы поставили перед собой задачу не допускать реального укрепления рубля, мы бы оказались не в состоянии ее выполнить. Любые попытки это сделать приведут к запуску инфляционной спирали.

- Как вы полагаете, какие угрозы экономическому росту могут возникнуть в ближайшее время?

С.Игнатьев: - Они хорошо известны. Если цены на нефть и на другие наши ключевые экспортные товары опустятся слишком низко, то во внешнеторговой конъюнктуре правительство будет вынуждено ужесточить бюджетную политику. Но здесь могут возникнуть трудности с Государственной думой. И это - связанный с экономическим политический риск.

Беседу вел Юрий АЛЕКСЕЕВ

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ: УМЕРЕННЫЙ, РАСТУЩИЕ ОСТАТКИ

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2001 ГОДУ

 

Камчатская область относится к регионам с относительно небольшим числом действующих на ее территории банковских учреждений. По состоянию на 1 января 2002 года она представлена 8 действующими кредитными организациями и 19 филиалами, в том числе 11 филиалами региональных банков, 3 филиалами московских банков и 5 отделениями Северо-Восточного банка Сбербанка России.

Количество действующих кредитных организаций и филиалов за отчетный год уменьшилось и составило 27 против 28 на 1.01.01. Наибольший удельный вес кредитных учреждений (50%) расположен в г. Петропавловске-Камчатском.

В 2001 году коммерческие банки Камчатской области осуществляли профессиональную деятельность в сложных условиях неустойчивого функционирования экономики области и отсутствия существенных позитивных сдвигов в ее развитии. Тем не менее, динамика основных параметров, характеризующих состояние банковской системы области, в отчетном году свидетельствовала о продолжающейся тенденции восстановления объемов банковской деятельности.

По сравнению с 1.01.2001 совокупные активы кредитных учреждений Камчатской области (без филиалов Сбербанка) увеличились номинально на 25,8%, в реальной оценке - на 6,9%. Рост активов наблюдался у 90 процентов кредитных учреждений. 91 процент активов банковской системы был сформирован за счет активов региональных кредитных организаций и лишь 9 процентов приходилось на активы филиалов иногородних банков.

Финансовый результат деятельности кредитных организаций за отчетный год был положительный, прибыль составила 172754 тыс. рублей, превысив уровень 2000 года номинально на 1,9%. Тем не менее, прирост объема полученной прибыли был недостаточен для покрытия инфляционных потерь, что привело к ее сокращению в реальном выражении на 13,4%.

Основная цель филиалов московских кредитных организаций состоит в привлечении временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения Камчатской области и дальнейшем использовании их в интересах головной кредитной организации (для развития экономики других регионов). Доля кредитов, предоставленных экономике филиалами иногородних банков (без филиалов Сбербанка), в общем объеме кредитов, предоставленных банковской системой Камчатской области, на 1.01.02 составила 3,8%.

По состоянию на 1.01.02 общий объем задолженности по кредитам, предоставленным действующими кредитными организациями Камчатской области, составил 1316022 тыс. рублей и увеличился против 1.01.01 номинально на 39,7%, реально - на 18,7%. Региональные банки по-прежнему выступают основными агентами на кредитном рынке. На их долю приходится 96,2% ссудной задолженности в целом по банковской системе, в т.ч. 100% кредитов, предоставленных на срок более 1 года. Удельный вес задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями, в их совокупных активах составил 40,0% против 40,9% на 1 января 2001 года.

Растущие остатки свободных ресурсов кредитных организаций (по состоянию на 1.01.02 на 40,3%) указывают на потенциальную возможность роста их кредитной активности.

По материалам экономического управления ГУЦБ по Камчатской области

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Военная кампания, даже если она формально и не называется войной, успех имеет тогда, когда ставит и решает задачу разгрома противника»
Нарушит ли ядерный конфликт климат на Земле?
Психолог Карина Вейнгард: биография и концепция «Три уровня осознанности»
О перспективах «либерально-олигархического» переворота в России
Читмил «Реинкарнация» (EP)
«Сила взаимной ненависти такова, что Нагорный Карабах может быть либо армянским, либо азербайджанским, но абсолютно точно он не будет общим домом для обоих народов»
QUEENtet Сергея Мазаева, 20 сентября, «Мумий Тролль Music Bar»
«ЙОРШ» вернул в 2007-й, а «Северный Флот» подготовил к «нордическому» сету «Алисы» на KKinchevFest
KOFE «В стиле панк-рок» (интернет-сингл)
Больше безумия: Украина заявляет об эксклюзивных правах на былинных богатырей
«Калинов мост», 11 июля, «Ритм Блюз кафе»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.