ПРИНЦИП ЖИЗНИ: СЕМЕЙНЫЙ

В повседневной жизни мы часто употребляем слово "семья", и каждый понимает его значение по-своему: для одних семья - это дети, для других - совместный быт, третьи считают семью ячейкой общества, четвертые уверены, что понятия "семья" и "любовь" - синонимы... В философском словаре понятие семьи толкуется так: "Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны моральной и правовой ответственностью, общностью быта...". Семейный кодекс считает необходимыми для членов семьи отношения "взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед друг другом...". Другими словами, семья - это совместная жизнь близких, уважающих, любящих и заботящихся друг о друге людей.
А применимо ли понятие "семья" для детского дома или интерната? Наверное, большинство из нас ответят отрицательно: ну как казенный коллектив может быть семьей?!
Да, условия у большинства детских домов и интернатов сегодня никак не позволяют даже с натяжкой назвать его семьей: этому мешает армей-ский режим, жесткие отношения между ребятами, распространение строго "уставных" отношений: воспитанник - воспитатель и так далее... Система детских домов складывалась не один день, и говорить, что все это - негативные последствия времен тоталитарного социализма - язык не повернется.
Но то, что сознание ребенка тяготеет не к казарменным условиям жизни - думаю, очевидно.
Среди тех детдомов и интернатов, к которым мы успели привыкнуть и которыми многих из нас пугали в детстве, стали сегодня появляться иные. Например, отделение областной школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенность этого учреждения на казенном языке звучит так: организация жизни интерната по семейному принципу. На нормальном языке "семейный принцип" означает обычные домашние условия, в которых обычно и должны жить дети. Другой вопрос - слишком ли велика разница между интернатом обычным и интернатом семейным?
- Вы в гости? - открывает дверь улыбающийся мальчишка лет десяти, - проходите. - Наверное, к маме, да? По делам?
Я слегка опешила: никак не ожидала встречи с мамой.
- А ты что, один? - поинтересовалась я.
- Нет, не один. Мама в той комнате с сестренкой уроки делают, я здесь телевизор смотрю, а Сережка к другу в гости пошел. Девчонки недавно в школу поехали, они во вторую смену учатся... Вы чаю хотите?
Поблагодарив за предложение, я объяснила, что пришла к Ларисе Викторовне Коротковой, заместителю директора по воспитательной работе. Именно от нее, спустя минут пять я узнала, что случайно попала в "квартиру" семьи Фантазеров, то есть в одну из семейных групп. Таких групп (или семей) в доме четыре: кроме Фантазеров есть еще Непоседы, Знатоки, и Затейники. В каждой - по 7-17детей. В семейные группы объединены дети одной фамилии, родственники, и дети другой фамилии. Например, две сестренки и братик Валовы образовали семейную группу, объединившись с братьями Пулиными. Получается, семейная группа представляет собой "объединение" кровных родственников и сводных.
При создании подобных "семей" учитываются родственные связи, а не возрастной принцип, по которому формируются группы в обычном интернате. В общем, это обычные многодетные семьи, в которых вместе живут братья и сестры в возрасте от трех до 18 лет. Старшие, как заведено, опекают младших - например, по дороге в школу заводят малышей в детский садик, - помогают им делать уроки, учат, воспитывают, играют. 16-летний Эдик из семьи Непосед с удовольствием возится с самой маленькой - трехлетней Лизонькой: таскает ее "на закорках", качает на коленях, щекочет.... Та, гордо обняв за шею старшего брата, развлекает гостью (то есть меня) песнями и рассказами:
- Меня зовут Лиза. Я самая обаятельная и привлекательная!
- Лизуня, спой песенку, которую мы с тобой выучили под гитару, - ласково гладя Лизины волосенки, просит сестренку 12-летняя Женя.
- Милая моя-а, солнышка-а-а лесное, где, в каких краях, встретимся с то-обою... - заводит малышка.
Старшие Женя, Эдик и Дима, перемигиваются - вот какая певица-то растет! А ведь еще полгода назад маленькая Лиза не то что петь - говорить не умела, ни одного слова не могла произнести. Старшие братья и сестры (родные и сводные) своим вниманием и заботой смогли помочь ей из перепуганного взъерошенного существа превратиться в симпатичную общительную девчушку...
- Вот Лиза в новом платьице, а вот мы с Эдиком, - показывает мне фотографии в семейном альбоме Женя. Семейные фото (в интернате любят фотографироваться) есть у каждого. - А это мы в Артеке. А вот это, посмотрите, на дне рождении. Вот Сережа, Дима, вот мама...
Мама... Чаще всего именно так, а не по имени-отчеству зовут своего воспитателя ребята. Да она на самом деле никакая не воспитательница, а самая настоящая мама: пожурит, побалует, объяснит, выслушает... Она почти круглый день с ними.
Это нелегко. Но у мам нет другого пути: растить, любить, воспитывать детей - их призвание. Не каждая родная мама так возится со своим ребенком, как мама-воспитательница со своим многолюдным семейством. Надо и посуду помочь вымыть, и со стиркой разобраться, и позаниматься уроками, и в "квартире" за порядком проследить.
Хотя в такой квартире, как у многодетных "семей" интерната, хозяйничать приятно. Мало того, что они просторные: тут тебе и спальни (для девочек и для мальчиков), и гостиная (там телевизор, видик, магнитофон), и кухня (там и холодильник, и стиральная машинка и утюг -в обычной же семье домработниц нет!), так еще и уютные. Красивые современные мебельные гарнитуры, обои и шторы светлых, теплых тонов, на полах ковры... В общем, квартира многодетной семьи - это самый настоящий уютный и гостеприимный дом.
В гости приходят братья и сестры, уже выпорхнувшие из родного гнезда: кто на учебу в техникум, колледж, училище или на работу. Да и сами хозяева квартиры часто забегают в гости к соседям, к школьным приятелям.
В школу же "семейные" ребята ходят самую обычную, общеобразовательную - у руководства интерната не было намерения создать для них особый учебный комплекс. Зачем? Они нормальные дети из нормальной многодетной семьи - значит, как все обычные дети должны ходить в обычную школу (или детский садик). Помимо школы, ребята посещают кружки, клубы досуга - благо в них сейчас недостатка нет.
Они сами планируют свой день так, как им удобнее, а не подчиняются строгому распорядку, как в других интернатах: подъем, обед, прогулка, отбой. Если они припоздали к обеду (например, в драм-кружке затянулась репетиция), то голодными не останутся: они в состоянии пойти на кухню, сами разогреть еду и помыть за собой посуду. Если очень хочется посмотреть поздно идущую телепрограмму - никто не будет заставлять в десять вечера по команде "отбой!" быть в постели: обычное наше благодушие...
Такое отношение педагогического коллектива к режиму ребят ни в коем случае не означает вседозволенность - это обычная свобода действий для ребенка, живущего в нормальной полноценной семье.
Как водится в семье, Непоседам, Знатокам, Фантазерам и Затейникам выдаются карманные деньги. И это личное право каждого: проесть их в первый же день на мороженое, или отложить-подкопить "на потом". Часто на эти деньги ребята покупают друг другу небольшие сюрпризы ко дню рождения или другому семейному торжеству.
К таким торжествам все готовятся заранее и очень старательно. Готовят подарки, накрывают богатый стол, пекут торты и пирожки.
- Меня мама научила пельмени лепить, так что я теперь умею, - хвалится 10-летняя Аня. - Вот недавно мы день рождения отмечали и как раз пельмени делали. Даже он, - Аня указывает на смешливого черно-глазого трехлетнего карапуза. Это Дениска. Он совсем недавно в семье, но его, как самого младшего, любят и тискают все старшие братики и сестрички.
- Он непослушный - ужас! - всплескивает руками Аня, - гуляем с ним, я говорю: "Дениска, не ступай в лужу!", а он смеется и шлепает по воде ногами. Но я его все равно люблю...
Любить, понимать, уважать, заботиться друг о друге - наверное,вот что самое главное в любой семье. И именно этого чаще всего не хватает ребятам, воспитывающимся в традиционном детском доме. Там их кормят-поят-одевают-учат, но это лишь необходимый физиологический минимум. Куда важнее человеку знать, что его кто-то ждет, что о нем беспокоятся, заботятся. И если он это знает, нет проблемы одиночества, страхов. Дети всегда готовы с доверием и теплотой относиться ко всему миру в целом.
- Мы стремимся создать детям условия, приближенные к домашним, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Лариса Викторовна Короткова. - Ведь "семейный принцип" - это реальный способ воспитать из ребят достойных, порядочных, нормальных граждан нашей страны. Мы пытаемся создать условия родной, доброй семьи. Стараемся научить их заботиться друг о друге, уважать и понимать, быть близкими людьми. Это очень непросто, но все же реально. Помимо хорошего финансирования нашего интерната из областного бюджета, нам морально и материально помогают неравнодушные люди. Их принято называть спонсорами, мы же называем их друзьями. Они дарят мебель, снабжают полезными, вкусными и по нынешним временам не очень дешевыми продуктами: у нас на столах всегда есть фрукты, молоко-йогурты-творог, мясо. Помогают нам и деньгами. Без их помощи все было бы намного сложнее... Но еще сложнее было бы, если бы мы разлучали детей. Если бы брат с сестрой жили бы в разных учреждениях, изредка перезваниваясь друг с другом. Пропала бы родственная связь, и ребята чувствовали себя чужими в этом мире.
Сейчас этот мир демонстрирует немногочисленным воспитанникам интерната по семейному принципу свою доброту и понимание. Из общего числа детей, оказавшихся без родителей - это лишь небольшая часть. На Камчатке такое заведение пока всего одно, да и по России их буквально единицы. Почему?
Комментарии читателей Оставить комментарий