ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: "НАКАЗАНИЕ НЕИЗБЕЖНО"

Сегодня долго можно перечислять мероприятия, акции, программы, направленные на противодействие распространению наркотиков, но искоренить эту беду не так-то просто. Борьба идет с переменным успехом, и никто не собирается опускать руки. Правда, профилактика ведется довольно слабо, но все-таки каждый на своем участке держит оборону: врачи лечат "севших на иглу", милиция ловит сбытчиков и потребителей. Каковы же итоги этой тихой войны с "белой смертью"? О результатах работы за три месяца этого года мы беседуем с начальником подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Д. В. Медведевым.
- Дмитрий Владимирович, каковы основные направления деятельности ОНОН?
- Во-первых, это противодействие организованным преступным группам, занимающимся поставками и "крышеванием", что в переводе с жаргона означает оказание услуг по силовому прикрытию. Практически все наркосбытчики (98%) работают на ту или иную преступную группу, обеспечивающую им охрану и поставляющую наркотики.
Во-вторых, мы работаем по выявлению и задержанию сбытчиков, оказываем противодействие этническим группировкам, занимающимся продажей нарковеществ. В основном это цыгане.
- Конечно же, есть и конкретные результаты?
- Только за три месяца этого года возбуждено 84 уголовных дела - практически каждый день прожит не впустую. Из этого числа - 60 дел по сбыту, арестованы 48 человек плюс 6 поставщиков и один получил ст. 228 ч. 1 - незаконное приобретение и хранение без цели сбыта, т. е. для собственного употребления. Просто он попадался с этим уже неоднократно, а вообще хочу сказать, что пункт 1 действует, но судебной практики нет. И мы, в основном, работаем на выявление сбыта.
- По сравнению с прежними годами что-то изменилось в лучшую сторону?
- Сегодня в Братске сложилась правоохранительная система, состоящая из четырех этапов, - задержание оперативными подразделениями, предварительное следствие, суд, прокуратура и судебное заседание, вынесение приговора. И если кто-то попадает в нее за незаконные операции с наркотиками, то вероятность, что он избежит уголовной ответственности, слишком мала. Далеко не во всех городах нашей области эта система срабатывает. Сами наркосбытчики говорят: если попал в изолятор, на свободу выйдешь лет через пять... Поэтому кое-кто должен основательно задуматься: торговать наркотиками или найти другой способ выживания?
Также на основе анализа оперативной информации могу утверждать, что у нас снизилось воспроизводство самой сети наркосбытчиков. Если раньше из 5 наркоточек 4 восстанавливались, то сегодня из 5 возобновляют торговлю 2.
- Тогда почему не уменьшается число зарегистрированных наркоманов?
- Парадокс заключается в том, что чем больше мы их выявляем, тем больше ставим на учет, поэтому статистика растет. Но она не учитывает тех, кто вылечился, лишен свободы на 5-10 лет. Если в 1999 году, когда я возглавил ОНОН, на оперативном учете состояли около 3 тысяч человек, сейчас - 7,5. Причем это не обязательно наркоманы, мы регистрируем всех, каким-то образом связанных с наркотиками: тех, кто доставляет их в город, сбывает. А если бы ставили на учет приобретающих и хранящих вещества без цели сбыта, цифра намного стала бы больше.
- Часто вы работаете по информации, которую вам сообщают жители домов, где действуют наркопритоны. За последнее время какие-то из них удалось прикрыть?
- Очень много было жалоб с ул. Обручева, 31, т. к. этот дом находится возле школы. Звонили мне и жители микрорайона, и учителя. Две недели назад молодая женщина, торгующая там зельем, получила 5 лет лишения свободы в колонии общего режима, а чуть позже задержана и ее мать, повторно замеченная в сбыте. До суда она пока находится в следственном изоляторе.
Не год и не два действовала наркоточка по ул. Байкальской, 38, в п. Гидростроитель. В результате спецмероприятий сбытчица все-таки задержана, находится под стражей и ждет решения суда. Достаточно долгое время мучились и жильцы дома N 14 по ул. Зверева в п. Энергетик, где происходили постоянные сборища наркоманов, продавался сильнодействующий наркотик - героин. При задержании у хозяйки квартиры изъяли еще и гашиш. Сейчас она сидит в следственном изоляторе и получит довольно много.
Известен и адрес по ул. Транспортной, 21, где торговали цыгане. Пока нельзя сказать, что эта наркоточка прекратила действовать, но одна из ее активных сбытчиц, причем мелким оптом, задержана и под арестом ждет вынесения приговора.
- Вам приходится работать на такой огромной территории. Наверное, у подразделения ОНОН есть и проблемы?
- Да, и большие. Как с начала образования отдела у нас было 8 оперуполномоченных, так и осталось. Правда, в 2001 году добавили в штат три единицы... Но 11 человек на такой город - это слишком мало. Также мы нуждаемся в средствах связи, автотранспорте.
- Можно сказать, что вы бьетесь в одиночку или все-таки население вам помогает?
- Как ни странно, оно пассивно. Доходит до того, что задержанный сидит в следственном изоляторе, а люди не дают конкретных показаний. Хотя в их подъезд страшно зайти, всюду валяются шприцы, но они говорят: ничего не знаем, живем своей жизнью, нам никто не мешает. Раньше подобное отношение встречалось редко. Наш отдел ОНОН старается, причем начинает что-то получаться: большинство сбытчиков сидят - придите в суд, дайте свидетельские показания, это в ваших интересах. Но понимания не находим. Обидно.
- Перед вашими глазами проходит множество парней и девчонок, бездумно губящих свои жизни. Что бы вы могли сказать в качестве пожелания тем, кто еще не совсем запутался в сетях наркоты?
- Как бы кто ни пытался избежать уголовного преследования за незаконные операции с наркотиками, наказание неизбежно. Я имею полное право так говорить, это подтверждается и профессиональным уровнем сотрудников нашего подразделения - рано или поздно все равно посадят! Сколько таких уже находится в местах лишения свободы, а ведь и не думали даже об этом.
Еще один важный момент - наказание за сбыт всего одной папиросы начинается с 5 лет. Меньше не бывает, больше - да. А если речь идет о сильнодействующих наркотиках, наказание начинается с 7 до 12 лет.
Наркотики появляются не из воздуха - их привозят люди, специализирующиеся на этом грязном деле. Не поддавайтесь на их нездоровую пропаганду. Вот на днях задержали за сбыт девчонку 17 лет. Говорит, взялась за это, чтоб стать финансово самостоятельной от родителей. Но какой ценой?! Через 5 лет, проведенных в колонии, ей будет уже 22 года. Всю молодость просидеть в тюрьме. Разве стоят этого наркотики?!
Людмила ВРЖЕЖЕВСКАЯ.
Комментарии читателей Оставить комментарий