"КАМЧАТСКАЯ ВЕСНА - 2002" ПОД ЗНАКОМ "РЕКВИЕМА"...

С самого начала у истоков весеннего творческого фестиваля Камчатки стояли две известные на полуострове организации: музыкальное общество (председатель Евгений Морозов) и областная филармония (ныне ее возглавляет Виктория Фонталина).
Фестиваль давно уже завоевал славу центрального события в культурной жизни нашего полуострова. Каждый год весной камчатские любители искусств с нетерпением ждут знакомств с новыми фестивальными программами, встреч с яркими исполнителями, премьер интереснейших произведений.
Нынешний, XXI фестиваль, так же не разочаровал наших поклонников прекрасного. Как и 21 год назад настроением праздника мы были обязаны филармонии (сумевшей, несмотря на трудности, подготовить интересную программу) и Камчат-ской хоровой капелле Евгения Морозова. Маэстро вместе с певцами коллектива и столичными солистами подготовили, бесспорно, самый запоминающийся подарок публике - великолепное исполнение знаменитого "Реквиема" В. Моцарта.
Интерес к этому бессмертному произведению великого австрийского композитора у камчатцев оказался настолько велик, что уже после официального закрытия фестиваля было организовано "дополнительное" исполнение моцартовского "Реквиема". И вновь - аншлаг в зале! По своей продолжительности и силе аплодисменты после второго исполнения "Реквиема" ничуть не уступали бурным овациям, которыми слушатели за день до этого наградили первое исполнение этой великолепной мессы.
Высокое мастерство певцов, их проникновенное исполнение каждого из номеров "Реквиема" помогли слушателям преодолеть смысловой барьер латинских текстов и постичь все масштабность и величие моцартовского замысла, созданного гениальным композитором перед лицом Вечности. казалось, что вокруг театрального зала исчезают пространство и время. И ты оказываешься... Нет, не перед постелью безнадежно больного, умирающего композитора, безумно спешащего завершить свое детище. А перед лицом самого Бога, всемогущего и всемилостивого... Именно такой Его образ рождало пение капеллы.
Постичь всё величие моцартовского замысла слушателям помогли великолепные комментарии о содержании "Реквиема" и необычной истории его создания, с которыми перед началом концерта выступила музыковед Ольга Орлова.
Истинное восхищение от исполнения "Реквиема" вызвало отсутствие привычного оркестрового сопровождения. Но даже и под клавир произведение не теряло своего высокого трагизма, глубины и масштабности. Концертмейстер капеллы Валерий Кравченко своей игрой почти сумел заставить слушателей забыть об отсутствии оркестра и всецело предаться совершенству музыки.
Так уж в этом году получилось, что именно "Реквием" Моцарта (а не традиционный заключительный концерт) завершил фестивальную программу. И его исполнение, без преувеличения, стало символом "Камчатской весны - 2002".
Впрочем, это событие - не единственное. Нынешний фестиваль подарил камчатцам немало интересных встреч.
Как и год назад, любители музыки с нетерпением ждали концертов молодого скрипача Николая Саченко. Сложнейший скрипичный репертуар, виртуозная исполнительская техника, интереснейшие исполнительские интерпретации хорошо известных произведений сразу же покорили сердца любителей искусства, которые долго не хотели отпускать со сцены молодого маэстро. Возможно, в немалой степени горячая любовь слушателей к игре Николая вызвана тем, что свой путь к вершинам мастерства Саченко начинал на Камчатке. Его игра - тот редкий случай, когда она одинаково нравится и в Петропавловске, и в Париже, и в Токио.
Если Николай Саченко уже хорошо известен у нас, то встреча с замечательной столичной певицей Галиной Лебедевой стала истинным открытием нынешнего фестиваля. Ее удивительное по богатству звучания сопрано с первых же звуков и в сольных партиях "Реквиема", и в прекрасных ариях из опер Доницетти и Беллини, и в народных песнях, и в русских романсах - везде очаровывало слушателей настолько, что на фоне Лебедевой меркли другие московские оперные "звезды". Хотя истинный артистизм, с которым исполняла русские романсы Лариса Курдюмова, не оставил равнодушным никого в зале. В некоторой степени певице мы обязаны возможностью услышать классическое исполнение произведения № 2 фестиваля - "Частушек Варвары" Р. Щедрина (партию Варвары знаменитый композитор писал специально для Курдюмовой). Щедрину нынче на Камчатке повезло даже больше, чем Моцарту с его исполненным всего дважды (причем, теми же самыми исполнителями) "Реквиемом". "Частушки Варвары" прозвучали трижды! И исполнительницы - разные. Исполнение Курдюмовой рьяные любители Щедрина (и не рьяные, разумеется, тоже) смогли сравнить с "Варварами" молодых камчатских певиц Татьяны Марар и Натальи Белозеровой (последняя - в сопровождении оркестра русских народных инструментов Камчат-ского музыкального училища под управлением Ольги Спириной).
Все это - лишь немногие, наиболее интересные, на мой взгляд, события нынешнего фестиваля, программа которого, как обычно, порадовала камчатцев насыщенностью и разнообразием. Организаторы фестиваля позаботились не только о поклонниках классической музыки, но и о любителях джаза, хореографии, театра и живописи. И наш традиционный праздник искусства в этом году стал возможен благодаря помощи заместителей губернатора Камчатской области Ларисы Бобровник и Николая Фатнева, руководителей "Камчатского агентства воздушных и железнодорожных сообщений" Нины Каменевой, "Приморских авиалиний" Бориса Выборова и "Камчатских авиалиний" Николая Батищева.
Но, главное, XXI Камчатский фестиваль искусств не разочаровал истинных ценителей искусства, не превратился (как то нередко происходит) в обыденное, "галочное" мероприятие... А это значит, что встречи с новой "Камчатской весной" будем ждать искренне, с надеждой вновь соприкоснуться с величайшей тайной творчества.
Комментарии читателей Оставить комментарий