]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

НЕПОВТОРЯЮЩИЙСЯ МОЦАРТ

08:16 3.07.2002

Камчатский государственный телеканал представил зрителям запись, сделанную на премьере "Реквиема" Моцарта во время фестиваля искусств "Камчатская весна", и вновь заставил

Камчатский государственный телеканал представил зрителям запись, сделанную на премьере "Реквиема" Моцарта во время фестиваля искусств "Камчатская весна", и вновь заставил вспомнить об уникальной работе, осуществленной коллективом Камчат-ской хоровой капеллы под руководством Евгения Морозова.

МОЦАРТ не услышал свой "Реквием". Больше того, ему не суждено было даже увидеть окончательный нотный вариант своего сочинения, ибо партитуру, после внезапной кончины композитора, завершил его ученик Франц Зюсмайр. После первых же публичных исполнений заговорили о том, что "Моцарт в этом "Реквиеме" говорил со своим временем из глубины сердца". Сегодня, по прошествии двух с лишним столетий, никто не усомнится во всепроникающем воздействии музыки Моцарта, не знающей границ во времени и пространстве. Восхитив Европу, шагнув в 1800 году за океан, "Реквием" стал одним из самых почитаемых сочинений Моцарта во всем мире.

27 апреля 2002 года "Реквием" Моцарта впервые исполнила Камчатская хоровая капелла.

Опыт изучения крупных хоровых полотен у коллектива был. Ровно десять лет назад капелла Евгения Морозова исполняла в США кантату Прокофьева "Александр Невский". В 1993 и 94-м г.г. на фестивалях хоровой музыки во Франции камчатские артисты пели "Stabat Mater" композиторов Россини и Перголези. Там же, в старинных соборах Бургундии, камчатцы показали одно величайших хоровых сочинений Рахманинова "Всенощное бдение". А в 1995 году, на фестивале искусств "Камчат-ская весна", капелла и Камчатский камерный оркестр представили премьеру оратории Валерия Калистратова "Плач Земли". В трех случаях из пяти (за исключением Рахманинова и Калистратова), это были совместные исполнения: на Аляске - с хоровым коллективом из Анкориджа и Национальным симфоническим оркестра США под управления Ростроповича, во Франции - с другими хорами из разных стран мира и европейскими оркестрами. Работа над "Реквиемом", которая началась осенью прошлого года, безусловно, учитывала накопленный опыт, но вряд ли это облегчало процесс познания и освоения великого сочинения Моцарта. Скорее - наоборот. Проникновение в глубины величайших творений гения тем сложнее, чем выше профессионализм исполнителей. Ибо даже весь мировой опыт "прочтения" всем хорошо известных сочинений не может исчерпать до дна все совершенство и таинство музыки, сокрытые в обычном нотном тексте.

Морозова поджидала и другая сложность. 35-летний возраст капеллы подвел коллектив к черте, когда опытные хористы стали покидать сцену, а им на смену явилась молодежь. Но что говорить, талант русского человека заложен, вероятно, где-то на незримом генном уровне. И мгновенно раскрывается, как только попадает в творческую среду и в руки истинного мастера.

Так случилось и на этот раз. Молодые хористы Оксана Лебедева, Светлана Смычкова, Анна Матисова, Наталья Астраханцева, Анна Козлова буквально за один год сумели пройти путь, на который иные тратят десятилетия. Но даже самого Морозова потряс невероятный успех студента технического университета Алексея Елисеева: парень пришел в капеллу зимой, даже не зная музыкальной грамоты, и - за месяц! - выучил весь "Реквием" наизусть...

Несомненно, обучение молодых, раздельное (по голосам) изучение хоровых партий, да даже само освоение длинного латинского текста заставили весь коллектив капеллы трудиться с неимоверным упорством и жертвенностью. Домашние заботы, непогода и просто накопившаяся усталость - все отбрасывалось в сторону. Большую помощь в процессе освоения "Реквиема" оказала Морозову его коллега - одаренный дирижер-хоровик, педагог музыкального училища Виолетта Бутучел.

Некоторое неудобство при работе над сочинением Моцарта играло и то обстоятельство, что приглашенные из Москвы солисты, которым предстояло петь в нескольких номерах, могли приехать на Камчатку за два дня до премьеры. Это добавляло беспокойства, так как за кратчайший срок предстояло не просто отрепетировать, но и найти с ними единую, согласованную во всех деталях трактовку исполнения.

Евгений Морозов, его талантливый и преданный руководителю коллектив одолели трудности. В этом, собственно, никто не сомневался: задолго до премьеры были распроданы все билеты, а для желающих даже объявили дополнительный концерт.

ВЫУЧИТЬ "Реквием", несомненно, крайне трудно. Но еще сложнее, сопереживая музыке и текстам, не допустить характерной для русской души излишней чувственности и свободы. Невероятная строгость, присущая практически всем 12-ти номерам литургического сочинения, требует от исполнителей максимальной концентрации внутренних сил и, безусловно, некоторой отрешенности от собственных переживаний. Все личное, заключенное в душе человека, должно слиться с философским осмыслением жизни, смерти и пробудить в слушателе чувство искренней вины, потребность в покаянии и надежду на страшный, но справедливый и - милосердный суд.

Развивая полифонию Генделя и Баха, Моцарт поставил перед исполнителями крайне серьезные задачи. Особенно это относится к так называемым двойным фугам, которые звучат в крайних номерах "Реквиема". Долгое стремительное движение двух сплетенных воедино музыкальных тем, в котором нет ни малейшей передышки, требует и технически безупречной подготовки вокалистов, и неимоверного запаса эмоциональной энергии. Но после первой части, когда у слушателя возникает ощущение максимального напряжения и кажется, что должны наступить просветление и покой, Моцарт безжалостно ставит "Dies irae" - неистово возбужденную и драматичную картину Страшного суда. Евгений Морозов точно рассчитал взаимосвязь первых двух номеров "Реквиема". Он не поддался соблазну (как это делают некоторые дирижеры) излишне активизировать темп первой части, усилив, тем самым, драматургическое значение второй.

Не останавливаясь на каждой из частей "Реквиема" (это - тема отдельного музыковедческого исследования), невозможно пройти мимо "Lakrimosa". Музыка этого удивительно возвышенного и скорбного номера, проникнутая, по мнению выдающегося исследователя творчества Моцарта Германа Аберта, "предчувствием божественной тайны", возможно, наиболее близка русским исполнителям. Песенность моцартовской мелодии здесь столь завораживающе вдохновенна и - проста, что вызывает благоговейный трепет даже у человека, далекого от музыки. Вероятно, именно в "Lakrimosa" русские хоровые коллективы имеют возможность в наибольшей степени "подключить" свою эмоциональную открытость и, тем самым, еще заметнее передать глубочайшую скорбь этого номера.

Камчатская капелла не стала здесь исключением. Взаимопроникновение русской души в строгую и во многом загадочную партитуру композитора делает ее звучание (тут нет сомнений) еще более одухотворенным.

СТОЛИЧНЫЕ СОЛИСТЫ, без которых капелла, увы, не могла обойтись, не во всем удовлетворили как публику, так и самого Морозова. Безоговорочный успех ожидал народную артистку России Галину Лебедеву, удивительно тонкую певицу, обладательницу светлого и гибкого сопрано. Пленила своей артистичностью солистка Большого театра, народная артистка России Лариса Курдюмова (меццо-сопрано). Однако исполнители мужских партий - заслуженные артисты России Сергей Мавнуков (тенор) и Александр Фомин (бас) - не смогли подняться до уровня капеллы и, несомненно, проигрывали рядом с исполнителями женских партий.

"Реквием", как известно, написан для хора и симфонического оркестра. Такого оркестра на Камчатке, увы, нет. Рассуждения некоторых не очень компетентных слушателей о том, что "могли бы спеть и с Камчатским камерным оркестром", несо-стоятельны: не в силах наш оркестр заменить собою симфонический.

Партию оркестра в "Реквиеме" предстояло сыграть известному пианисту, заслуженному артисту России Валерию Кравченко. Для этой цели в здание театра специально доставили единственный на полуострове рояль американ-ской фирмы "Stainway", принадлежащий частному лицу. По общему мнению, музыкант превосходно справился с поставленной нелегкой задачей, еще раз подтвердив давно закрепившееся за ним в творческих кругах звание "человек-оркестр".

Блистательным дополнением к звучанию "Реквиема" стало изысканно тонкое вступительное слово музыковеда Ольги Орловой. Постоянные слушатели филармонических концертов давно с восторгом слушают яркие и емкие пояснения, которыми предваряет Ольга Иннокентьевна исполнение музыкальных сочинений. В случае с "Реквиемом" музыковед передала не только дух эпохи, в которой протекала жизнь Моцарта, но и сумела раскрыть тонкую драматургическую психологию последнего гениального творения композитора.

ВСЕ, КТО СМОГ побывать на двух исполнениях "Реквиема" Камчатской хоровой капеллой, отмечали некоторые различия в звучании и эмоциональных красках. Это закономерно. Десятки лучших хоровых дирижеров мира берутся за "Реквием", пытаясь в хорошо известной музыке сделать собственные открытия. Причем, редко одно исполнение в точности копирует второе. Неповторяющийся Моцарт - это, пожалуй, то наиболее ценное, что отличает одного мастера от другого... Прославленный камчат-ский дирижер, создатель и бессменный руководитель Камчат-ской хоровой капеллы, заслуженный деятель искусств России Евгений Морозов никогда не стоит на месте. Ставя перед своим коллективом все более высокие задачи, он и сам постоянно совершенствуется как музыкант. В год 35-летия своей капеллы он подарил камчатским слушателям бесспорно яркое и вдохновенное исполнение "Реквиема" Моцарта. И совершенно ясно, что впереди ценителей музыкального искусства ожидают новые и еще более совершенные работы камчатского мастера.

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Как развивать пунктуальность и ответственность?
Леша Закон, 27 мая, LOFT-пространство АNИKИN (Челябинск)
Алексей Гориболь (юбилейный вечер), 9 октября, КЗ «Зарядье»
Читмил «Реинкарнация» (EP)
«Неспециалисты с высшим образованием»
Юта помогла собакам и кошкам Илоны Броневицкой на концерте в Туле
«Лея и Волшебная карта»: китайский анимационный хит выходит в российский прокат
Войну на Украине могут остановить только украинцы
Ансамбль Александрова поучаствовал в премьере эскизов к мюзиклу «Война и мир»
«Приключения Электроников», 5 декабря, «Мумий Тролль Music Bar»
«Забытый эпизод "перестройки" - нашествие советских телевизоров на Польшу»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.