НЕ ТОЛЬКО ЧЕХИ - МЫ ТОЖЕ НЕ ЗНАЕМ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ

Несмотря на бесконечные преобразования системы экологических служб, связанные, естественно, и с кадровыми сокращениями (Камчаткомгосэкология стал структурным подразделением управления природных ресурсов по Камчатской области), даже в самые непонятные периоды инспекторы проверяли, как предприятия соблюдают природоохранное законодательство. Не так часто, как прежде. Может быть, и не так тщательно. Но достаточно, чтобы их не забыли и по-прежнему знали в лицо. А, главное, понимали, что послабление контроля - дело временное и, сегодня уже можно так сказать, прошлое. Служба государственного контроля управления природных ресурсов возобновила системные проверки. Одна из них в конце прошлой недели проходила в Усть-Большерецком районе.
Заместитель начальника управления Анатолий Арсентьевич Матвиенко на первом объекте, Толмачевском каскаде малых ГЭС, объяснил строителям, что основная цель визита специалистов госконтроля - скорее профилактическая. Эта стройка у экологов на особом счету. И, на мой взгляд, в области именно она ближе всех подошла к соответствию самым высоким требованиям культуры производства. Это, конечно, не означает, что тут всегда и все делается безупречно. Старший гос-инспектор Г.А.Коновалов, наблюдающий за строительством с первых дней - то есть уже седьмой год, не раз отмечал нарушения, составлял предписания и даже акты, но все его замечания учитывались и недостатки быстро устранялись. Сегодня территорию большой стройки вполне можно назвать почти идеальной с точки зрения природоохранников. Нигде не видно захламленности, неоправданных проектом вырубок леса. Техника содержится и эксплуатируется так, чтобы не происходило утечки горючего. Быт вахтовиков тоже налажен в полном соответствии с санитарными нормами и экологическими требованиями. Причем все это делается не из опасения штрафов, которые налагаются за серьезные экологические нарушения или невыпол-ненные предписания. ЗАО "Камчатстройсервис", ставшее генеральным подрядчиком строительства, не допускает небрежности, неряшливости в работах. Не только его работники, но и субподрядных организаций неукоснительно выполняют требование компании: заканчивается рабочая смена приведением территории в порядок. Так что в этот раз незначительные замечания у проверяющих были, но в целом впечатления у них остались очень хорошие.
В отличие от посещения газопровода. На участке, строящемся силами камчатцев, тишина и спокойствие. Сваренные трубы мирно покоятся на грунте (или, точнее, на используемых в качестве временных опор автомобильных шинах), а когда их уложат в траншеи - неизвестно, тем более, что оные еще и не вырыты. А раз не ведутся работы - нет и нарушений природоохранных требований. На участке же, который наше население называет "чешским", обстановка весьма оживленная. Правда, понаблюдать за работой чешских строителей нам не удалось - они уже перешли через реку Кихчик. ОАО "Камчатавтомост" приостановил свою деятельность на трассе газопровода, так как "Камчатгаз-пром" не расплатился за уже выполненные объекты, и в том месте, где должен бы уже стоять мост, на речном берегу беспорядочно свалены его бетонные элементы. На нашей машине переехать водоток не удалось бы. Чешских же рабочих утром отвозят "туда", а вечером забирают "обратно". Но тут возникают три проблемы. Во-первых, экологическая. Кихчик - нерестовая речка, и дважды в день месить воду колесами большегрузной машины просто недопустимо. Севвострыбвод определил место "переправы", но отнюдь не имея в виду неограниченный срок действия. Во-вторых, большие неудобства испытывают и сами чехи: им приходится с совхозной базы (где живут) добираться к месту работ около 70 км. И с каждым днем это расстояние будет увеличиваться, причем уже по территории Соболевского района. Понятно, что пора перейти на вахтовый метод. Вагончики (кстати, очень симпатичные) давно подготовлены, но из-за отсутствия моста доставить их на противоположный берег невозможно.
Третья проблема - строительство не укладывается в сроки графика (которые и так сместились из-за нестабильного финансирования). И хотя быть в полном простое чехи себе не позволят, но эффективность работы, конечно, снизится. Так что с любых позиций - задержка возведения моста влечет серьезные и неприятные последствия. А если вернуться к экологической стороне, то "Камчатавтомост" заслуживает упрека и по содержанию своего лагеря. Территория неухожена, захламлена отработанными механизмами и деталями, для техники не выделено специально подготовленного места - что, по-видимому, и объясняет утечку топлива в почву (по поводу чего предыдущей проверкой было сделано предписание).
Газопровод из Соболево в Петропавловск до сих пор имеет не только сторонников, но и противников - которые исходят из того, что дешевого и бесперебойного электроснабжения мы не получим, поскольку за газ, как и за мазут, надо платить, а цены на газ растут и будут расти до уровня мировых, бесплатно же энергетикам отпускать газ не будут. Но стройку, начатую прежней администрацией области, неожиданно для всех стал горячо поддерживать и теперешний губернатор. Так что строительство было начато и в общем-то успешно продолжается. Нравится это кому-то или нет. Но раз уж на газопровод мы все-таки обречены, то, по крайней мере, обязаны сделать все, чтобы вредное воздействие от строительных работ и эксплуатации трассы было минимальным.
Кстати, когда решался вопрос с выбором генерального подрядчика, этот аргумент акцентировался особенно. Так, строительная компания из Чехии была приглашена именно потому, что хорошо владеет технологией строительства таких объектов и умеет работать экологически щадящими методами - в Европе иначе-то нельзя. И, в принципе, заочная оценка вполне оправдалась. И если бы специалисты государственного контроля приехали инспектировать чехов, то результаты проверки были бы благоприятными. Хотя и не без замечаний. Так, не на всех участках, где уже уложены трубы, прилегающая территория приведена в порядок, очищена от вырубленного леса. Также, как выяснилось, никто им не разъяснил, что в россий-ском природоохранном законодательстве есть понятие прибрежной зоны (в Чехии, возможно, такого нет), которое предусматривает, что автотранспорт не должен находиться ближе 100 метров от воды. Проезжая же по трассе, мы несколько раз встречали экскаваторы, грузовые машины, трубоукладчики, оставленные вблизи речушек или ручьев. Представитель компании без возражений принял замечания и пообещал, что они будут учтены. Тем более, что это и не сложно. Например, автопарк чехи разместили в специальном карьере, где вся техника выстроена ровными рядами - любо-дорого смотреть. Да и работать "чисто" - не оставляя мусора, отходов материалов - их учить не нужно. Умеют. Если же порой "расслабляются", то все недостатки исправляют по первому требованию, чтобы компании не выставили штраф. Потому что даже грошовый штраф резко снижает размер заработка. А, кроме того, со своим руководителем строительства фирма может даже расторгнуть контракт. Правда, чехи слишком дорожат репутацией компании и собственным рабочим местом, чтобы позволить себе такую небрежность.
Зато камчатские рабочие позволяют - и за милую душу. Просека, которую "Камчатгазпром" передал чехам, производит не лучшее впечатление. Но это еще полбеды - чехи, прокладывая трубопровод, устраняют чужие огрехи и по технологическому проезду. А вот с дорогой Соболево-Карымай, которая будет выполнять роль дороги общего пользования, дело обстоит посерьезнее. По идее, ее строительством сегодня вообще нельзя заниматься, потому что нет согласования с управлением природных ресурсов. Тем не менее работы ведутся. Кто несет за это ответственность - предстоит разобраться. Понятно, что тут последнее слово не за руководством Елизовского ДРСУ-1 и даже не за заказчиком газопровода. Авторы волевого решения, очевидно, занимают весьма высокие кресла.
Но проблемы с дорогой не ограничиваются несанкционированным строительством. Вахтовый поселок дорожников представителей госконтроля поверг в шок. Убогость сооружений для жилья, примитивность бытовых построек можно оставить на совести руководства ДРСУ-1: если работники предприятия готовы с таким отношением к себе мириться - что ж, это уже их подробности. Но совершенно неудовлетворительное содержание территории поселка уже создает проблемы экологического характера. Скажем, отсутствие элементарных стоков от пище-блока, которые используются даже в походных условиях, нельзя оправдать ни временным назначением поселка, ни финансовыми трудностями. Больше того, штраф, которым, видимо, все же будет наказано дорожно-строительное управление, намного превысит ту сумму, которая бы ушла на благоустройство лагеря и создание в нем нормальных условий.
Повторная проверка газопровода намечена на самое ближайшее время - возможно, она пройдет уже на будущей неделе. Протяженность трассы велика, и досконально посмотреть положение по всем видам работ за один день просто невозможно.
Но попутно в инспекторской поездке будут проверяться и другие объекты. Как, например, в этот раз база отдыха на Апачинских источниках. Выяснилось, что у здания с бассейном поменялся хозяин: совхоз недавно продал свою собственность новому владельцу за полтора миллиона рублей. Пикантность же ситуации в том, что сделка купли-продажи незаконна. Строение властями Усть-Большерецкого района признано законченным строительством, в то время как в акте приемки отсутствует подпись представителя управления природных ресурсов. Да ее и не могло быть - у госконтроля есть претензии, которые и по сей день не устранены. Так что опять придется разбираться, на каком основании районная администрация превысила свои полномочия в вопросах землеотвода и лицензий на скважину.
В этой поездке также выяснилось, что российское природоохранное законодательство не знают не только чехи - мы тоже. Правда, нужно сказать, что о внесенных около пяти лет назад изменениях в законах и принятом тогда же водном кодексе очень мало рассказывалось в прессе, да и природоохранные организации не вели активной разъяснительной работы. Автостоянка на берегах рек, океанском пляже - у нас совершенно нормальное явление. В беседах с отдыхающими у воды и рыбаками показали: люди впервые слышат, что свои машины они должны ставить за пределами прибрежной зоны (то есть не ближе, чем за 100 метров от воды). А, между тем, это нарушение карается штрафом - и по новому административному кодексу не маленьким. Но объективно - конечно, и бывший комитет по экологии, и принявшее его функции управление природных ресурсов упустили проблему прибрежных зон. Ведь эти зоны должны обозначаться соответствующими знаками - но в чьи обязанности входит изготовление и установка таких знаков? С этим, пообещал заместитель начальника управления природных ресурсов А.А.Матвиенко, они разберутся и постараются быстро навести порядок. И - одновременно готовить население к тому, что скоро за остановленную у речной воды машину инспектор госконтроля будет выписывать штраф.
Комментарии читателей Оставить комментарий