СЕЗОНЫ ПЕРЕМЕН

На вопросы корреспондента "НКП" Александра Сергеева отвечает заместитель начальника управления внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области Тамара Ивановна ТУТУШКИНА.
- Тамара Ивановна, думаю, можно сказать, что в нашей области для развития туристического бизнеса просто уникальные условия, но мы, к сожалению, пока их недостаточно используем. Вот в этом году насколько активно посещали нашу область туристы?
- Сентябрь - практически завершающий месяц активных туров по Камчатке и традиционное время подведения итогов туристского сезона. И хотя многие туристские фирмы еще продолжают работать, картина прошедшего лета и начала осени уже в общем и целом вполне ясна. Как отмечают в туристских компаниях, нынешний сезон получился гораздо более сложным, чем предыдущий. Он показал, что необходимо в срочном порядке серьезно заниматься вопросами безопасности при организации туров, вопросами подготовки и переподготовки гидов-проводников, необходима их аттестация. Поэтому в настоящее время приступили совместно с ГО и ЧС Камчатской области к разработке Правил организации турист-ской деятельности на территории Камчатской области и созданию Координационного совета по развитию туризма в Камчатской области, а также к подготовке закона "О туризме в Камчатской области".
- Известно, что у нас существует достаточно много туристических фирм, но эффективна ли их деятельность для области?
- 65 туристских фирм работают в настоящее время в Камчатской области. Абсолютное их большинство занимается внутренним и въездным туризмом. Турист-ские услуги составляют более 5 процентов в общем объеме платных услуг, оказываемых населению области, а с учетом услуг, оказанных туристам в смежных сферах, - около 10 процентов. Всем известно, что Камчатка располагает большим потенциалом для развития всех видов отдыха. В равной степени популярностью пользуются водные, пешие, конные, альпинист-ские маршруты, которые предлагают известные не только в области, но и далеко за ее пределами фирмы - такие, как "Камчатинтур", "Затерянный мир", "Кречет", "Альпика плюс", "Дилижанс", "Парк", "Полюс-М", предприниматели В.Г.Боготопов, Г.В.Волгина, С.В.Мальков и другие.
Территория Камчатской области и всей Камчатки - одна из богатейших в мире по природным и рекреационным ресурсам. В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание около тридцати заходов морских круизных судов на Камчатку. Так, 1 октября ожидается заход крупнейшего круизного судна "Волендам" с 1500 туристами на борту. В настоящее время на камчатском круизном рынке работают две фирмы ООО "Пасифик Нетворк" и ООО "Камчатинтур", профессионально предлагающие круизный отдых.
- Тамара Ивановна, те цифры и примеры, которые вы приводите, в принципе впечатляют. Но ведь мы знаем, что туризма как отрасли, которая даст области серьезные бюджетные поступления, на Камчатке еще нет.
- Эти перспективы нашли свое обоснование в областной государственной целевой программе "Развитие туризма на Камчатке в 2002-2010 г.г.", утвержденной постановлением губернатора Камчатской области. Внутренний туризм может стать важнейшей отраслью экономики региона. Программу развития туризма специалисты не считают для области дорогостоящей. Из необходимых для ее финансирования сумм бюджетные средства составят лишь 15790 тысяч рублей. Львиную же долю должны составить инвестиции. В настоящее время ведутся переговоры по трем туристским инвестиционным проектам, вошедшим в "Сборник инвестиционных предложений Камчатской области", представленным на недавно проходившем во Владивостоке Инвестиционном Форуме.
- Да, без инвестиций превратить туризм в отрасль мы не сможем. Но ведь инвесторов надо еще убедить, что вложение средств в этот бизнес на Камчатке будет для них выгодным. Мы располагаем такими аргументами?
- Общий анализ прибытий туристов за последние два года позволяет надеяться на устойчивый поступательный рост их числа. При условии сохранения стабильной политической и экономической ситуации в стране планируемый рост может составить порядка 10-15 процентов в год. Примечательно, что в последние годы резко увеличилось количество жителей Камчатки, пользующихся услугами турфирм и путешествующих по полуострову. Поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов и во внебюджетные фонды от туристских фирм в 2002 году еще предстоит подсчитать, ведь сезон еще продолжается. А в 2001 году они составили 35 миллионов 928,8 тысячи рублей. Если в среднем иностранный турист за недельный тур оставляет на территории 1000 долларов США в различных сферах обслуживания - без покупок, то на Камчатке "осталось" в 2001 году 6 миллионов 928 тысяч долларов США или около 200 миллионов рублей. Только эти цифры уже позволяют говорить, что туризм в области не просто сфера путешествий, отдыха и развлечений, но и потенциально развивающаяся серьезная отрасль экономики полуострова, требующая пристального внимания. К сожалению, в настоящее время развитие материальной базы туризма осуществляется фактически только за счет привлечения собственных средств предприятий туризма. Например, в 2001 году за счет собственных средств предприятий было освоено более 18 миллионов рублей.
- Тогда тем более и администрация области, и руководители туристских организаций должны прилагать все усилия, чтобы появились дополнительные источники для развития туризма на Камчатке как одной из главных отраслей экономики территории. И я бы пожелал им в этом деле успехов. Как, впрочем, и вообще в их деятельности - по-моему, в канун профессионального праздника такое пожелание напрашивается само собой.
- Конечно. И я, завершая нашу беседу, тоже хочу сказать несколько приветственных слов. Дорогие друзья и коллеги! От имени управления внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области я от всей души поздравляю вас с нашим профессиональным праздником - всемирным Днем туризма! Позади нелегкий летний сезон, впереди - зимний, который вряд ли будет легче. И так хочется, чтобы в этот день вы хотя бы ненадолго забыли о договорах и визах, ваучерах и квотах - и подумали о себе, своих семьях и любимых. Поздравляю всех ваших партнеров по бизнесу - агентов и операторов, хотельеров и перевозчиков, а, самое главное, - клиентов, чтобы они вновь и вновь возвращались.
Комментарии читателей Оставить комментарий