]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

"МЫ СОХРАНИМ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

08:28 2.10.2002

Интервью "НКП" с министром образования Российской Федерации Владимиром Михайловичем ФИЛИППОВЫМ - Владимир Михайлович, наверное, самые главные проблемы у нас

Интервью "НКП" с министром образования Российской Федерации

Владимиром Михайловичем ФИЛИППОВЫМ

- Владимир Михайлович, наверное, самые главные проблемы у нас накопились в школьном образовании. Хотя нередко можно услышать, что менять школьное образование ни к чему, оно у нас чуть ли не лучшее в мире.

- Когда-то у нас и машина "Победа" считалась лучшей, элитарной...

В 1996 году было проведено очень большое исследование в 2000 российских школ. Причем, по направлениям, которыми всегда гордимся - в области физики, химии, биологии. Оказалось, 50 процентов российских школьников не осваивают содержания этих предметов. У меня самого жена работает учителем математики в школе. И она считает это совершенно нормальным явлением, потому что к старшим классам школы уже 20-25 процентов детей допустили отставание в учебе и сложные разделы физики, химии, биологии им уже в полной мере не освоить. И еще 20-25 процентов старшеклассников к этому времени уже определились с поступлением на гуманитарные факультеты, и их интерес к естественно-научным знаниям резко снижен. В итоге - 50 процентов детей не осваивают половины школьного образования. Но когда я, как министр, прикидываю, что это такое от 20 миллионов школьников - 10 миллионов не осваивает половины школьной программы - и когда я перевожу это в деньги: затраты на учителей, учебники, не говоря уже про нервные затраты ребенка, в которого мы все же впихиваем знания, нервы учителя, с которого спрашивают за успеваемость, нервы родителей, которые вообще никто не считает - то, честно говоря, становится страшно.

Решая эту проблему, предстоит вводить старшую профильную школу. Это позволит разгрузить школьное образование. Из девятилетки выведем тонкие, сложные разделы предметов и оставим их для старшей профильной школы. Тот, кто будет учиться по естественно-научному направлению с углубленным изучением - бесплатным, разумеется - физики, химии, биологии, пусть глубоко изучает эти предметы. Кто-то пойдет по профильному гуманитарному направлению - пусть углубленно изучает историю, литературу, иностранные языки.

Это будет разумным и позволит давать знания более направленно, не нагружать детей лишним.

Кстати, о школьной перегрузке. В прошлом году, было проведено еще одно исследование в 36 ведущих странах мира. Опрашивали школьников 15-летнего возраста по остаточным знаниям. Ну, например, когда началась Великая Отечественная война? Кто такой был Колумб?

Трагедия заключается в том, что из 36 стран мира Россия оказалась по уровню этих знаний на 33 месте. Это результат той перегрузки, той системы, с помощью которой мы стремимся накачать как можно больше знаний в детские головы. А в остатке - ничего.

Наша советская школа действительно давала хорошие фундаментальные, не прикладные, знания. Практическая ориентация наших знаний невысока. Вспомните, как мы изучали протоны и электроны, но ремонт утюга дома нам бы никто не доверил.

Поэтому в школе предстоит большая работа. Планируется перейти к системе 10 + 2 - это двенадцатилетка. И делать мы это будем не добавкой одного года "сверху", а началом обучения на год раньше - с 6-летнего возраста. Это принципиально, потому что в 17-18 лет возрастная разница небольшая, а 6-7 лет - разница колоссальная. 90 процентов стран Европы начинает обучение в школе с 5-6 летнего возраста.

Преподавание иностранного языка вводится со второго класса. Причем упор в преподавании будет на разговорных навыках. В советские времена дети хорошо знали грамматику, произношение, могли читать, но говорить не умели. Сейчас мы должны преподавание иностранного языка перестроить, добавить коммуникативности, интенсивности. А в старшей профильной школе с гуманитарным профилем мы введем второй иностранный язык.

Со второго класса будет информатика. Поверьте, лет через 5-10 в большинстве городских семей - а это 2/3 учеников школы - к компьютеру будет такой же доступ, как сейчас к телевизору. И не готовить их к этому нельзя.

Следующая позиция. Ввод в школьную программу основ экономических, правовых знаний. Возможно, по этим направлениям будут введены отдельные предметы.

Предстоит пересмотреть преподавание предметов гуманитарного цикла. Преподавание той же литературы отличалось высокой идеологизированностью. Мы никак не найдем консенсус по вопросам преподавания истории.

Надо помнить, что 12-летка у нас, как и в любой стране мира, не будет обязательной. В 6 лет ребенок идет в школу, 10 лет дети учатся и в 16 вместе с паспортом получают выбор. Все они должны учиться дальше. Но часть пойдет в 11-12 классы для профильного, углубленного изучения предметов и дальнейшего поступления в вузы. Часть детей пойдет в техникумы и ПТУ. Мы не можем всех звать получить высшее образование, потому что стране нужна еще и квалифицированная рабочая сила. По нашим прикидкам, примерно 50 процентов после 10 класса пойдет получать среднее профессиональное образование.

- Владимир Михайлович, что можно сказать о сроках введения профильной школы? И насколько это реально в небольших сельских школах?

- С 1 сентября 2004 года в 9-х классах уже будет введена предпрофильная подготовка. За этот год дети должны будут определиться с выбором профиля дальнейшего образования. А с 1 сентября 2005 года начнется их обучение в профильных классах. Сложности в этом деле нас, действительно, ожидают в сельской школе, где часто из-за недокомплектности вместе учатся дети разных классов. У нас 90 процентов сельских школ не набирает учащихся трех первых классов. Их учит один учитель. Но еще сложнее учить детей выпускных классов, половина которых планирует поступать в технические вузы, а половина - в гуманитарные. Ситуация сложная, и сказать, что мы готовы перевести школу на систему 10 + 2, мы еще не можем. К тому же надо утвердить стандарты образования - чему учить, какие разделы убрать и что оставить. Сейчас в регионы мы отдали проект стандартов школьного образования. Я предвижу всплеск критики, замечаний и предложений. Шум будет жуткий. Потому что каждый скажет - именно такую формулу выбрасывать нельзя...

Менять стандарт обучения надо даже по физкультуре. Сейчас девочки смеются над мальчиками, которые дрыгают ногами на перекладине, а мальчики смеются, когда девочки не могут перепрыгнуть через "козла". Это отбивает у всех охоту ходить на физкультуру. Новые предложения сводятся к необходимости воспитать у человека желание вести здоровый образ жизни. Но и тут некоторые рекомендации способны вызвать улыбку, потому что, следуя им, надо не в волейбол играть, а читать детям лекции о здоровом образе жизни.

Эти стандарты пока не утверждены, и я думаю, что битва за них еще впереди. Уже сейчас отдельные министры, получая в порядке ознакомления наши предложения, высказывают удивительные предложения, такие как введение "всеобщего космического образования".

- Любопытно представить себе такой учебник "космической грамотности"...

- Утвердим стандарт - придет очередь написания на конкурсной основе учебников. После еще понадобится как минимум года два на апробацию этих учебников. Это как минимум пять лет, после которых можно будет говорить о возможности перехода на 12-летнее образование.

- Вас часто обвиняют в том, что, модернизируя систему образования, вы берете пример со стран Запада. Может ли у России быть собственная, оригинальная система образования, и вообще - возможно ли это в нашем унифицированном мире. Достаточно вспомнить о том, что многие люди, выезжая на работу за рубеж, сталкиваются с проблемой непризнания наших документов об образовании.

- Каждая страна сама решает проблему образования своих детей. Туркмения, например, ввела в прошлом году полное среднее 9-летнее образование. Как нам в дальнейшем принимать оттуда в вузы русское население? Их даже в техникум не возьмут. А с другой стороны Чехия расторгла с нами договор о признании российских документов об образовании. Все страны бывшего содружества в основном перешли на 12-летку, а Чехия даже на 13-летнее образование. И поэтому она говорит: привет вашему школьному аттестату. Ни с одной развитой страной мира мы не имеем сегодня соглашения о признании российских документов об образовании. Ни высшего, ни даже школьного.

Но не будем спешить. Я готов подвергаться критике еще пять лет, но при этом получить реальные результаты в области образования.

- Владимир Михайлович, в этом году у камчатских школьников было много проблем со школьной формой одежды. Детей отправляли домой, а родителям пришлось изрядно поволноваться. Какие перемены можно ожидать в вопросах управления школами? Или у нас это "святая святых"?

- Это хороший вопрос. В законе написано, что управление образованием должно носить "государственно-общественный характер". У нас пока общественной компоненты нет - она не работает. Мы планируем, что до конца года все школы станут юридическими лицами. В 2003 году будут открыты бюджетные и внебюджетные счета школ. Мы примем законы, которые обяжут создавать при каждой школе органы школьного самоуправления - это будут либо управляющие комитеты, либо советы попечителей. Это ни в коем случае не родительские комитеты. В абсолютном большинстве случаев родители - зависимые люди: от директора, учителя, классного руководителя. И они не смогут объективно влиять на процесс жизни в школе. Поэтому в попечительский совет должны входить бывшие выпускники школы, представители органов власти, общественность, работодатели, немного родителей и ни одного учителя или директора школы. Этот совет должен управлять бюджетом школы, даже бюджетными деньгами. За этим советом и решение - сколько денег в случае нужды надо собирать с родителей. Но главная функция такого органа общественного управления - это привлечение внебюджетных средств в школу. Денег на образование может быть достаточно при развитом капитализме или развитом социализме. Поскольку нам не грозит ни то, ни другое, бюджетных денег достаточно не будет. Даже в развитых странах, в той же Америке, при достаточном финансировании попечительские советы привлекают в школы дополнительные средства, как правило, от бывших выпускников. Когда каждая школа будет иметь свой лицевой счет - и мы опубликуем их по всей стране: город, название школы, номера счетов. Любой выпускник сможет посмотреть - а где его школа? И сможет ей помочь.

Другая задача попечительского совет - создание уклада жизни в школе: как питаются дети, как работают учителя, какая в школе должна быть форма и за чей счет. В Англии директоров школы даже назначают по выбору попечительского совета. Кто знает, может, и мы придем когда-нибудь к этому. Но уже можно сказать, что без согласия совета попечителей назначить директора будет нельзя. Это и есть фактор общественного управления в жизни школы.

- Очень много вопросов вызывает грядущая система единого государственного экзамена. Насколько эта система лучше классического экзамена, когда учитель и ученик общаются напрямую? Что может быть лучше, честнее и объективнее?

- Мы часто говорили, что советская система образования - лучшая в мире. Но, кстати, ни одна организация в мире таких выводов не делала. Более того, в мире нет ни одной лучшей в мире системы образования - у каждой есть свои плюсы и минусы. То, что российская система образования одна из лучших - это я готов сам отстаивать перед кем угодно. У нас очень неплохие учителя - мы одна из немногих стран, которая имеет отдельную систему педвузов. В 90 процентах стран нет педвузов, там готовят учителей просто в университетах. Мы относимся к 5-ти процентам стран мира, которые имеют педагогические академии. У нас хорошая педагогическая наука. Так в чем же проблема с нашим аттестатом?

А проблема очень проста. Приезжают к нам проверяющие и говорят: вот у вас документ - государственный аттестат об общем образовании. Вот стоит оценка по физике - четверка. Это что за оценка? Мы отвечаем: у Васи была хорошая учительница по физике Марья Васильевна. И она учила его пять лет физике и поставила ему четверку.

Все. На этом ставится точка, потому что эта четверка по физике в лучшем случае оценка труда самой Марьи Васильевны. Потому что четверка у Васи и четверка у Пети из другой школы - это совершенно разные четверки. Эти две четверки - совсем не государственная оценка. Ну, какой же идиот будет признавать этот аттестат?

Отсюда мы переходим к системе единого государственного экзамена (ЕГЭ) - к объективной оценке знаний. Когда говорят, что ЕГЭ направлен на борьбу с коррупцией, я всегда вспоминаю свой любимый анекдот на эту тему. К ректору приходит его друг и говорит: - Слушай, у тебя в институте берут взятки за поступление.

Ректор говорит: - Не может быть!

- Как не может быть? У моей дочки попросили 5 тысяч долларов за поступление.

- Да не может такого быть!

- Да как не может быть, если так и сказали: давай пять тысяч долларов и поступишь в институт.

Тогда ректор ему говорит:

- Давай с тобой поспорим на 5 тысяч долларов, что она поступит без взятки...

Даже если иметь в виду коррупцию - это очень маленький фрагмент той задачи, которую мы бы хотели решить с помощью ЕГЭ. Коррупцию в нашей стране победить в отдельно взятой отрасли, тем более в образовании, невозможно, потому что в образовании люди работают умнее и что-нибудь они обязательно придумают.

А что такое единый экзамен? Это когда все дети взамен выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы сдают одну серию экзаменов - их будет, видимо, пять. Два обязательных - математика и русский язык, литература. И три экзамена - по выбору, в зависимости от вуза, куда человек планирует поступать. Пять экзаменов сдается по 100-балльной системе. Набрав свои баллы, ребенок, никуда не выезжая, отсылает эти оценки в пять или 125 вузов страны. Каждый вуз в зависимости от количества заявок и мест располагает этих студентов по наивысшему числу баллов.

Вчера у меня было совещание с представителями 54 регионов страны, и там родилась новая идея - ввести в каждом вузе все результаты этих экзаменов в единую компьютерную базу. Все эти базы можно вывести в интернет. И в любой момент можно увидеть свои показатели в каждой вузовской базе - увидеть черту, за которой либо студенческий билет, либо неудача. И так - по любому вузу. И не надо никакой приемной комиссии - все автоматом: либо ты выше черты, либо ниже. Можно перебрасывать документы сразу в другой вуз, где твои баллы пройдут.

Все. Более эффективной системы не придумаешь.

Я тут возил ректоров наших ведущих вузов в Египет - там 30 лет работают по принципу единого экзамена. Но Египет нам не указ, и тогда я свозил их в Китай - там эта система действует более 20 лет. Почти все наши бывшие республики СНГ перешли на этот принцип.

У нас этому противостоит некое лобби, которое не хочет упускать рычаги. Эта система расширяет доступность вузов детям всей России, и она покажет, как кто кого учил. И в день сдачи ЕГЭ категорически ни одного учителя, которые учили детей, в стенах школы быть не должно. И в эксперименте, который мы проводим уже два года, это правило неукоснительно выполняется.

По процедуре экзаменов. Привозят пакет одноразового вскрытия, который открывается в классе при детях. Достаются варианты, раздаются детям, которые выполняют работу. В этом пакете лежит другой пакет, в который после упаковываются выполненные работы. Составляется акт, и работы отправляются на проверку.

Каждое задание состоит из трех частей. Первая часть - это вопросы, ответ на который надо выбрать из пяти вариантов. Таких вопросов примерно 60. Вторая часть - это когда своей рукой надо написать короткое слово. Например: к какому типу произведений относится роман Достоевского "Идиот"? И третья часть теста - это письменная работа. Либо эссе по литературе или истории, либо - решение задачи по физике, математике, биологии. И там задачи могут быть такой степени сложности, как на олимпиаде. И задачи в ЕГЭ составляются особым способом - работают ученые. Пятерку могут получить очень многие, но 100 баллов из 100 возможных может получить один из 10 тысяч выпускников. Вот такая степень сложности. И когда говорят, что единый экзамен это примитив - не верьте. У меня сосед по министерству, академик по химии, ректор университета прошел тест по химии на четыре с минусом. Вы, говорит, снизьте требования. А зачем снижать? Надо дифференцировать выпускников по уровню знаний, и, уверен, мы способных ребят "поймаем". Это будущая элита. И не случайно многие ректоры нацелены заранее на то, чтобы любыми путями получить таких ребят.

Сейчас в Самаре дети уже сдают единый экзамен и поступают в самарские вузы. Но ведь придет время и московских вузов, ведь московские вузы - не только для Москвы. И московские вузы войдут в эксперимент последними, когда вся страна перейдет на новую систему. Уже сейчас можно услышать опасения москвичей - а куда после перехода на ЕГЭ девать московских детей? Справедливые, надо сказать, опасения. Потому что провинция у нас гораздо щедрее на талантливых детей, и все международные школьные олимпиады, особенно по математике - тому подтверждение.

Технология ЕГЭ сейчас апробируется. Пройдет несколько лет, и ей поверят все - выпускники, педагоги, родители.

- Мы плавно подходим к проблемам высшего образования. Насколько серьезна ситуация здесь? И что можно сделать для того, чтобы количество вузов не отражалось на качестве их работы?

- Действительно, в высшем образовании главное - проблема качества. Касается она платного образования как в государственных, так и в коммерческих вузах. Сейчас мы идем путем разделения действующих вузов на три категории. Это будут ведущие вузы федерального уровня, ведущие федерально-региональные и ведущие федерально-отраслевые. И остальные.

Сейчас образование во всем мире идет к человеку. В виде филиалов, дистанционного образования. Смысл этого и в том, чтобы дети не уезжали в крупные города из своих поселков, чтобы получали образование и работу на местах. Это вопрос социальный. Если высшее образование становится массовым, то все оно одинаково высококачественным быть не может. Оно будет разным. Каким - покажут ближайшие годы.

Беседовал Владимир ГУСЕВ

Москва-Петропавловск-Камчатский

Справка "НКП": В.М.Филиппов родился в 1951 году, доктор физико-математических наук (защищался в математическом институте В.А.Стеклова), профессор, академик Международной академии наук Высшей школы, Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации, лауреат премии Президента РФ в области образования 1999 года за разработку и внедрение концепции естественно-научного образования гуманитариев в высших учебных заведениях. Имеет правительственные награды. В 2000 году награжден орденом короля Бельгии за вклад в развитие сотрудничества в области образования.

В должности министра работает 4 года. Женат, имеет двоих детей.

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Александр Иванов предложил отметить День Победы киевским тортом
«Почему экономическая политика России настолько неадекватна вызовам времени? Главная причина – ориентация на Запад во всех сферах»
«Формируется некая новая "ось", имеющая явно антикитайскую направленность, куда вовлекаются в первую очередь англоязычные страны»
«Планы Бжезинского до сих пор живут, он всей своей деятельностью создал для нас массу проблем. Тем не менее, принцип "кто предупреждён, тот вооружён" никто не отменял»
Спектакль «Он. Она», 17 и 18 марта, «LA’Театра»
Созвездие N «Прости» (интернет-сингл)
«Не надо воспринимать Финляндию как тотально миролюбивую, тихую и травоядную страну. С момента своего образования она всегда была врагом России»
АЙМСОРИ «Лето» (интернет-сингл)
«Совершенно очевидно, что для индустриализации надо радикально перестроить систему образования всех ступеней»
Замминистра обороны Дмитрий Булгаков оценил строительство городка для миротворцев в Карабахе
Lanskoy «Не запрещай себе мечтать» (EP + видеоклип)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.