ГДЕ ВЫ, РУССКИЕ КИНЕМАТОГРАФИСТЫ?

Не могу о себе сказать, чтобы я был плаксив и сентиментален. Мне 38 лет, я старший офицер Военно-Морского Флота, в офицерской должности двенадцать с половиной лет, а вообще на флоте почти ровно двадцать. Не ветеран, однако далеко уже и не юноша. Но на кинофестивале "Эхо "Золотого Витязя", который прошёл 18-20 октября 2002 года на Камчатке, у меня горло сжималось, и слёзы на глазах выступали так часто, что я даже слегка засомневался в их искренности. Нет, наверно, это не лицемерные, не пустые слёзы.
Мы с 12-летней дочерью побывали на открытии и на закрытии кинофестиваля, посмотрели четыре из пяти художественных фильмов, привезённых на Камчатку. И у меня такое светлое впечатление осталось от этого фестиваля, будто я совершил путешествие во времени назад в свои молодые годы, причём, именно в те их немногие моменты, которые мне в них по-настоящему дороги, хоть я совсем не склонен излишне романтизировать юность и молодость. Просто вспомнилось мне время, по которому я, оказывается, очень сильно соскучился, когда можно было чуть ли не каждый день ходить в кино и смотреть глубокие и содержательные фильмы. Я очень любил и люблю хорошее российское кино. Но я уже почти совсем забыл, каким оно бывает, и вот вдруг вспомнил так ярко и сильно, что пробрало до слёз.
Фильм "Лермонтов" (автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли - Н.П.Бурляев) снимался в предперестроечные и перестроечные времена, он вышел в 1986 году. Я помню, что читал разгромную рецензию на него в "Советском Экране" ещё до того, как он вышел в широкий прокат. Я не мог понять тогда, как можно ругать фильм, который ещё почти никто толком не видел. А в кинотеатрах за все эти годы фильм так и не появился на моём пути, иначе я посмотрел бы его непременно. И вот состоялась неожиданная встреча через 16 лет.
Почти перед каждым сеансом были ещё встречи кинозрителей с артистами. Н.П.Бурляев сказал, что даже если бы в его актёрской карьере не было ни "Иванова детства", ни "Андрея Рублёва" знаменитого Андрея Тарковского, ни "Военно-полевого романа", который номинировался на "Оскара", а был бы только один "Лермонтов", он бы считал, что прожил жизнь не зря.
"Лермонтов" произвёл на меня глубочайшее впечатление, пробудил во мне огромный интерес к личности великого русского поэта, я вдруг осознал, как мало мы о нем знаем. Не говоря уже об отличном сценарии и великолепном исполнении главной роли, Бурляев каждый кадр фильма построил как законченное живописное полотно. В фильме использована и живопись М.Ю. Лермонтова. Кинокартина о великом поэте сама полна поэзии, лаконична и очень целомудренна. Наверно, этого критики и не могли ему простить. О великих поэтах нельзя, мол, сегодня говорить высоким штилем, надо копаться в грязном белье и показывать всё только с психоаналитических фрейдистских позиций.
Мой друг, москвич и завзятый театрал, когда-то рассказывал мне, что в одной весьма популярной в Москве пьесе М.Ю. Лермонтов был выведен таким мерзким маленьким, злым и одержимым похотью человеком, что после спектакля зрители с удовольствием дарили цветы не исполнителю главной роли, а исполнителю роли Мартынова, убийцы Лермонтова - высокому обаятельному красавцу. В связи с этим мне вспомнилось, что совсем недавно, к опошленному СМИ юбилею Пушкина, видел я, кажется, на НТВ, телефильм, в котором Александр Сергеевич был представлен таким же уродом. Вот я и подумал: слава Богу, что в советском ещё аппарате кто-то для воплощения на экране выбрал среди сценариев о М.Ю. Лермонтове именно проект молодого дебютанта-режиссёра и сценариста Н.В. Бурляева, а не какую-нибудь пьесу, вроде вышеупомянутой. Выходит, тогда чиновники от кино умели читать внимательно и думать о зрителе, а теперь?
Дочка моя тоже смотрела фильмы фестиваля с глубоким интересом. Нам понравились они все , мы их серьёзно и увлечённо обсуждали. Потрясающий фильм "Луной был полон сад" (режиссёр Виталий Мельников, в ролях Зинаида Шарко, Николай Волков, Лев Дуров). У меня слов нет. Удивительно чистый и пронзительный рассказ о неожиданной очень поздней любви, и опять на первое место выходит у меня слово целомудрие, ставшее чуть ли не ругательным в наше время.
Фильм "Мальчики" - экранизацию десятой книги романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - я два раза видел по телевидению. Один раз уже давненько, наверно, когда он только появился, другой раз в прошлом году, оба раза глубокой ночью, незадолго, кажется, до Пасхи или до Рождества Христова (бывают на общероссий-ском телевидении такие просветления). Но глубочайшее впечатление у меня осталось и после нынешнего, третьего, просмотра, и чувство радости, что есть такие фильмы, такие актёры, что русское кино не умерло.
Все эти годы вместо действительно глубоких и содержательных кинокартин нас пичкали мерзостью. "Боевик", "эротика", "ужасы", "фильм-катастрофа" - ведь самих понятий таких мы не знали ещё лет 15 назад. Но теперь существует немалый риск, что скоро наши дети, да и мы сами не будем знать никаких других жанров, кроме этих. Некоторые их лучшие образцы, по-своему, даже и сегодня нужны, но только не постоянно и непрерывно и не в таком количестве, как это имеет место в жизни, а изредка, для контраста, для развлечения, наконец.
Я совсем не хочу идеализировать советские годы. Была, наверно, тогда другая крайность, когда развлечение представлялось чем-то совершенно недостойным и неприличным. Нельзя забывать, что и развлекаясь можно ненавязчиво воспитывать человека, что дети вообще всему научаются сначала в игре. Но сегодня, что ужасно, вовсе отрицается воспитательная роль искусства, а у людей под давлением американизированного телевидения постепенно атрофируется сама потребность в серьёзном чтении, серьёзном кинематографе, серьёзном восприятии искусства, само понятие о воспитании, воспитательном воздействии искусства и о необходимости такого воздействия. Одним обучением наукам и одной нравственной проповедью человека воспитать невозможно, искусство необходимо, а когда его воспитательная функция отрицается, воздействие искусства тоже становится отрицательным.
После фестиваля я чувствую себя так, словно меня раскодировали, раззомбировали. Не знаю, насколько этого хватит и как быстро СМИ вернут меня в прежнее мутное состояние. Сегодня многие российские фильмы снимаются по американским кинематографическим стандартам, их русские герои имеют американский стандарт поведения, а вся их "русскость" заключается, опять же на американ-ский манер, в основном, в неумеренном употреблении спиртного. Под воздействием телевидения можно совсем забыть, что же такое на самом деле русский человек. И мы уже начинаем это забывать. Нам давно уже внушается, что все мы или просто рефлекcирующие неудачники и алкоголики или же уголовники, наркоманы и маргиналы. Многие русские сегодня не знают или стыдятся своих национальных традиций. А на чём же мы будем воспитывать наших детей? На покемонах с телепузиками что ли? Ностальгические воспоминания о "советском рае" - вот что опять возрождается в сознании после десятилетия разрушения всего советского. Но советская идеология точно так же выхолащивала из русского человека всё русское, как сегодня это делает американизация всего и вся. Пора уже российским деятелям кино, телевидения, музыки, живописи, литературы, журналистики, педагогики, академической науки, политикам - всем выходить из этого тупика и заняться серьёзным вдумчивым исследованием, изучением и одновременно всемерным пропагандированием, внедрением в сознание русских людей всего того, что на самом деле составляет русскую национальную православную культуру. По-моему, это забытый сегодня огромный пласт человеческого сознания. И, кстати, не надо тут бояться слова "православие". Именно Православие и на нём основанная культура и сформировали из разрозненных славянских племён единый народ, из которого впоследствии образовались братские народы: русский, украинский и белорусский.
Нет, я очень люблю и хорошее американское, итальянское, французское, английское и любое другое кино. Но душа моя истосковалась по кино русскому. Русские кинематографисты, где вы?
Оказывается, есть они, и много их, много "Золотых Витязей", и, слава Богу, что стало к нам на Камчатку приходить хорошее русское кино. Наш кинопрокат почти совсем уже умер, а они ему обещали возрождение. Дай Бог.
На прошлой неделе у нас в Петропавловске-Камчатском уже в третий раз проходил на местных каналах телерадиомарафон "Дорога к храму", посвящённый сбору денег на продолжающееся строительство кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы. Событие это привлекло к себе внимание за пределами Камчатки. К нам для изучения опыта приехала делегация из Владивостокской и Приморской епархии от епископа Вениамина. К телерадиомарафону "Дорога к храму" примкнул и кино-фестиваль "Эхо "Золотого Витязя". И гости из Приморья, и Президент Международного Кинофестиваля "Золотой Витязь" народный артист России Николай Бурляев, и прибывшие с ним народные артисты России Аристарх Ливанов и Николай Олялин, и заслуженные артисты России народная певица России Татьяна Петрова и Дмитрий Золотухин остались под глубоким впечатлением от того единодушия, с которым ГТРК "Камчатка" и телекомпания "Причал", областное радио и радиостанция "Камчатка" (FM) проводили телерадиомарафон.
Я, к сожалению, не видел ни одного из десяти привезённых документальных фильмов, но Н.П.Бурляев передал в дар Камчатской епархии видеокопии всех фильмов, привезённых на кинофестиваль, и со временем их ещё можно будет увидеть. Петропавловская и Камчатская епархия Русской Православной Церкви во главе с епископом Игнатием, камчатский славян-ский культурно-просветительский центр "Истоки" и областная администрация договорились с Н.П.Бурляевым о создании в Петропавловске-Камчатском киноклуба, в котором будут демонстрироваться фильмы кинофорума "Золотой Витязь".
Евгений Борисович СТУПИН офицер Флота Российского
Комментарии читателей Оставить комментарий