ТРАНСАЛЯСКИНСКИЙ НЕФТЕПРОВОД ВЫДЕРЖАЛ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

В июне прошлого года в составе группы российских специалистов я проехала вдоль Аляскинского Трансатлантического нефтепровода от морского терминала в Валдизе до Фэрбэнкса. Все специалисты обслуживающей нефтепровод компании, с которыми мы встречались, неизменно подчеркивали высокую сейсмическую надежность трубопровода. В доказательство приводились факты о том, как тщательно велись изыскательские работы, насколько учитывались все геологические особенности местности, какие технические решения находили для конструирования опор на сложных участках трассы - и, в частности, на разломе Денали. Именно там были установлены специальные подвижные опоры, способные выдержать, как предполагалось, землетрясение большой силы, вплоть до разрушительной. (Кстати, чертежи этих опор, любезно предоставленные российским гостям обслуживающей нефтепровод компанией, я передала руководителю ОАО "Камчатгазпром", но будут ли они использованы при строительстве газопровода в Петропавловск? Вряд ли. Прим. Е.Ф.).
Но, оказалось, что даже эти - как предполагалось - технически совершенные конструкции не выдержали мощного удара стихии. По-видимому, это должно стать для нас поводом еще и еще возвращаться к обсуждению вопросов безопасности в эксплуатации газопровода. Ведь при строительстве Трансаляскинского нефтепровода учитывался весь комплекс климатических, геологических и прочих условий - даже ареалы обитания животных и пути их миграций. Так, на случай аварийных повреждений была разработана целая система мер, предотвращающих разливы нефти. А утечка газа, между прочим, не менее вредна, опасна для окружающей среды и населения. Камчатские газовики могут гарантировать нам безопасность в случае повреждения газопровода при землетрясении, от других разрушительных воздействий?
Е.ФЕДОРЧЕНКО
В результате землетрясения в воскресенье силой 7,9 балла, части опорной системы трансаляскинского нефтепровода в 150 милях к югу от Фэрбэнкса были расшатаны и упали на землю. Майк Хитвоул, представитель компании "Алиеска пайплайн сервис" (Alyeska Pipeline Service Co.), сказал, что ни о каких утечках не сообщалось, и при первичном осмотре повреждений нефтепровод не было обнаружено.
"У нас довольно обширная система мониторинга за сейсмической активностью, - сказал Хитвоул. - Когда землетрясение было зарегистрировано, в системе начались неполадки. Мы перешли на ручное управление и к 14:12 выключили ее".
Хитвоул не смог сказать, сколько времени будет отключен нефтепровод, пока инженеры не закончат оценку повреждения. На 588 милях нефтепровода 8 колодок - плоских металлических скобок, на которых установлен нефтепровод, - сломались и упали на землю, сказал он. Пять перекладин вертикальной опорной системы также сломались и упали.
Спенсер Абрахам, секретарь Департамента Энергетики, предложил любую техническую, инженерную или физическую помощь, необходимую для восстановления работы нефтепровода. Он поставляет 15 % всей производимой в стране неф-ти в день.
Компания вызвала до 100 рабочих, чтобы помочь устранить повреждения, сказал Хитвоул. Рабочие группы должны построить деревянные конструкции сегодня для удержания нефтепровода во время ремонтных работ.
Возникали трудности при оценке поврежденного трубопровода из-за оползней и разломов на дорогах, заблокировавших автомагистраль Ричардсон Хайвэй. Рабочие Департамента Транспорта восстанавливают проходимость дорог.
Трубопровод при землетрясении повел себя в точности так, как было предусмотрено проектом, сказал Мишель Браун, уполномоченный Департамента Охраны Окружающей Среды. Трубопровод строился с учетом землетрясения магнитудой 7,0 - 8,5 баллов, в зависимости от расположения по 800-мильной трассе от Прудо Бэй до Валдиза, сказал Хитвоул.
Это означает, что трубопровод имеет запас раскачивания, и к тому же опоры оснащены тяжелыми противовесами в стратегических положениях. Пострадавшая от воскресного землетрясения секция по проекту должна выдержать землетрясение силой 8,5 балла, т.к. она расположена в месте, известном под названием разлом Денали - самый длинный в мире разлом, сказал он.
До наступления темноты в воскресение (3 ноября) для оценки повреждений на четырех вертолетах вылетели группы специалистов, сообщила Реа ДоБош, представительница Joint Pipeline Office. Специалисты "Алиеска пайплайн сервис" проехали вдоль всего трубопровода с целью выявления возможных повреждений, но в воскресенье вечером об их обнаружении не сообщалось.
Персонал нефтеперерабатывающего завода Williams Alaska Petroleum's North Pole переключили на производство авиатоплива после отключения нефтепровода, чтобы удовлетворить повышенный спрос Международного аэропорта в Фэрбэнксе и международных аэропортов Тэда Стивенса, сообщил Джеф Кук, представитель "Уилльямс Аляска".
Толчок был серьезным, сказал Эд Меггерт, начальник службы по ликвидации нефтяных разливов в Северном офисе Департамента Охраны окружающей Среды): "Просто так нефтепровод не отключают".
Дайана Кэмпбелл,
"Fairbanks News Miner"(4 ноября 2002 г.)
Перевод Владимира
ПОЗОЛОТИНА
(КлиНЭ)
Комментарии читателей Оставить комментарий