"А ЕСЛИ Я НЕ СИРОТА?"

Совсем недавно в Государственной Думе бурно обсуждалось: надо ли разрешать вступление в брак детям с 14 лет? Впрочем, хотя принятие поправок в Семейный кодекс временно отложено (Совет Федерации наложил вето на предложенный депутатами законопроект), жизнь-то не стоит на месте. И, как во все времена, так и сегодня - вопреки всем принятым юридическим и нравственным нормам, юное поколение, первые проблески симпатии самозабвенно принимая за Любовь на всю жизнь, считает естественным во имя этого святого и великого чувства встать выше всей морали мира. Некоторые малолетние создания и не подозревают, что их права на чувства и формы их выражения регламентирует закон - а, узнав, возмущаются: "С какой же это стати"?
А с той, что для девочек-подростков приобщение к "взрослой" жизни часто оборачивается ранним материнством. Когда уже неважно, что привело к нежелательной беременности - страстная и самоотверженная любовь, наивная неосведомленность (и по нынешним временам такое встречается), осознанный риск, безалаберность или прочие побуждения ("все, как у больших"). Важно то, что сами еще дети, они ни воспитывать, ни тем более содержать своих детей самостоятельно не могут. Как быть в этой ситуации юным одиноким мамам? А их родителям - которые, естественно, ни морально, ни материально в таких случаях просто не готовы получить на содержание внука?
Общество оценивает ее неоднозначно. Что еще понятно, поскольку люди прежде всего видят нравственные аспекты. Но, оказывается, и у государства весьма двусмысленная позиция. Оно вроде бы признает своим долгом помогать оказавшимся в этом непростом во всех отношениях положении гражданам. Но в то же время нестыковкой многочисленных законов и подзаконных актов как бы "регулирует" процесс" финансовой поддержки именно той категории населения, которая в ней зачастую нуждается просто отчаянно. Технология ущемления законных прав в каждом конкретном случае, наверное, в целом примерно одинакова: юристы для каждой из спорящих сторон находят аргументы во взаимоисключающих или противоречащих статьях и положениях законодательства. На практике это выглядит так.
В Тигильском районе администрация и депутаты муниципального образования решили подойти без предвзятости и чиновничьего бюрократизма, по справедливости к событию, которое, видимо, никого не обрадовало, но - поскольку свершилось, требовало предусмотренных законом мер содействия и помощи. Изучив все документы, имеющие отношение к этой ситуации (рождение ребенка, родителю которого - не состоящему в браке - 14 лет), они пришли к выводу, что опекуны ребенка имеют право на получение денежных выплат для содержания подопечного. И, естественно, назначили его.
На что районная прокуратура принесла протест, поддержав отдел образования администрации района. В управлении образования администрации Камчатской области - куда депутаты обратились как к "третейскому судье" - также считают, что в данном случае опекуну денежные выплаты на содержание подопечного не полагаются.
"На Ваше обращение сообщаем следующее. При установлении опеки и попечительства над детьми несовершеннолетних родителей денежные выплаты не предусматриваются. Назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка производится исключительно в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основание: Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) № 199 от 19.08.1999 г. В тоже время мать ребенка имеет право на получение ежемесячного пособия в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" № 81 от 19.05.1995 г.
Т.Ф.Кухарчук, заместитель начальника Управления образования администрации Камчатской области".
В принципе, получив такой ответ из вышестоящего органа, депутаты районного Собрания и администрация муниципального образования с чистой совестью могли признать, что погорячились с назначением денежной выплаты опекуну на содержание подопечного. Действительно, ребенок ведь не сирота. А то, что маме всего 14 лет - так возраст, как известно, дело поправимое: скоро ей исполнится 15, потом 16, а там уж, считай, и до совершеннолетия всего ничего. К тому же ей, как одинокой мамочке, положено пособие. Грошовое, конечно, что и говорить - но уж таким его установило государство.
Но в Тигиле представители власти - и законодательной, и исполнительной - оказались людьми упрямыми. Еще раз изучили внимательно законы, кодексы, положения и инструкции. Сопоставили все их буквально построчно. И пришли к выводу: трактовка прокураторы и областного управления образования неправильна. Имеет право на денежные выплаты для содержания подопечного опекун, если мать ребенка не достигла 16-летнего возраста!
И председатель Собрания депутатов Тигильского района Н.А.Ворсин направил в Петропавловск вот это письмо:
"Уважаемая Татьяна Федоровна!
Выражаю Вам свое несогласие в связи с Вашим ответом № 1496 от 20.11.02 г. на имя заведующего отделом образования администрации Тигильского района Овсянника А.А.
Вы правильно пишете, что назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка производится исключительно в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Но в соответствии со ст.1Федерального закона № 159 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты (а именно: лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными) нормами п.1 ст.31, п.1 ст.33, п.2 ст.35, п.3 ст.40, ст.1074 ГК РФ установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет - являются ограниченно дееспособными, в возрасте до 14 лет они безусловно недееспособны. В соответствии с п.2 ст.62 Семейного кодекса РФ несовершеннолетние вправе самостоятельно осуществлять родительские права только по достижении ими возраста 16 лет (ст.27 ГК РФ). До этого возраста их ребенку назначается опекун, в порядке ст.ст.148, 150 Семейного кодекса РФ, где п.5 ст.150 установлено, что на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, установленном Правительством РФ.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.06.92г. № 409, во исполнение которого и издан Приказ Минобразования РФ № 199 от 19.08.99г., в п.2 которого записано, что денежные средства выплачиваются детям, родители которых ограниченно дееспособны, а в п.3 - что указанные денежные средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять их воспитание.
Еще раз обращаю Ваше внимание, что в соответствии с п.2 ст.62 Семейного кодекса РФ несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка не вправе осуществлять свои родительские права самостоятельно по достижении ими возраста 16 лет. Следовательно, на данную категорию родителей не может распространяться п.3 выше указанного приказа".
Пока эта переписка не привела к результату, которого добиваются депутаты и администрация Тигильского района, и опекун, естественно, не получает денежных выплат на содержание подопечного. Но хуже всего, что и сегодня еще неясно, как разрешится этот юридический спор. Не исключено, что он зашел в тупик. Правда, в Тигиле представители властей настроены добиться, чтобы этот вопрос был разрешен - однозначно. Тем более, что - как считает председатель Собрания Н.А. Ворсин - возникшая у них в районе ситуация наверняка типична и поэтому актуальна и для Камчатской области (а, возможно, и многих регионов).
- Даже если таких подопечных немного, пусть всего лишь единицы, эту проблему необходимо решать, - говорит Николай Альбионович.
Думаю, он совершенно прав. Хотя бы уже потому, что эти "лишенные законного денежного содержания" - младенцы, которым уже не повезло, не довелось прийти в этот мир всеми желанными и долгожданными, с радостью для окружающих, так надо еще, чтобы их жизнь (надо полагать, и без того не слишком обеспеченная) начиналась с несправедливости? В чем их-то вина? Общество должно, безусловно, растить молодых людей, воспитывая в них чувство ответственности за свои поступки. Малолетние родители, возможно, и заслуживают осуждения - хотя часть вины (и немалая) ложится на тех взрослых, кто был с ними рядом и не смог подготовить к самостоятельному осознанному отношению к жизни вообще и жизни в обществе. Но уж никак не эти малыши. И раз они появились на свет - общество обязано позаботиться о них. Хотя бы в той малости, которую дают денежные выплаты опекунам для их содержания.
Наверное, в ответ на эту публикацию камчатские юристы тоже выскажут противоречивые точки зрения. Несмотря на то, что тигильские депутаты убеждены, что поднятый ими вопрос на самом деле очень прост и не должен вызывать разногласий. Они убеждены: поскольку ст.62 Семейного кодекса признает право осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, только с 16 лет, на них нельзя распространять п.3 Приказа Минобразования, который не позволяет выплату денежных средств на подопечных, если родители могут лично осуществлять воспитание своих детей. Несмотря на то, что п.2 ст.62 СК РФ не лишает несовершеннолетнего родителя родительских прав и позволяет ему участвовать в воспитании ребенка совместно с опекуном, прямого указания, что в этом случае пособие не выплачивается, законодательные акты Российской Федерации не содержат.
Уважаемые камчатские юристы, может быть, тигильские депутаты все-таки правы и на самом деле непреодолимых противоречий в наших законах нет? Помогите разобраться в этом. Ведь речь идет о детях.
Ну, а если окажется, что закон не на стороне таких детишек, то не следует ли его изменить?
Елена ФЕДОРЧЕНКО
Комментарии читателей Оставить комментарий