Магнитогорскую оцинковку могут принести в жертву политике

Российские переговорщики в лице представителей Минэкономразвития и торговли и Минпромнауки оказались в непростом положении. Стремление руководства страны во что бы то ни стало сохранить «ЕврАзес» и экономическое пространство четырех государств, куда , как известно, кроме России и Казахстана входят еще Украина и Белоруссия, обязывает Департамент многосторонней торговой политики МЭРТ договорится с казахстанской стороной полюбовно, то есть находить компромисс в определение размера квот на поставку металлопродукции в нашу страну.
Похоже, что очередной раз экономика приносится в жертву политики. Видимо казахстанская сторона правильно сориентировалась в ситуации и извлекает из нее для себя немалые выгоды. Несмотря на то, что в прошлом году было подписано временное соглашение по ограничению поставок, главное металлургическое предприятие Казахстана – «ИспатКармет» увеличивает объемы реализации оцинковки в России. Если в прошлом году оно поставляло 10-12 тысяч тонн проката в месяц, то в этом году за тот же промежуток времени - уже 20-22 тысячи тонн. Кстати, российские металлурги, в принципе, не против поставок казахстанской оцинковки. Более того, они считают, что эти интервенции могут возрастать. Но сотрудничество должно быть цивилизованным. В соответствии с мировой практикой квоты, выделяемые страной импортером третьим государствам рассчитываются, как среднее за три-пять лет и в принципе могут предполагать ежегодное увеличение. Казахстанской стороне была предложена возможность увеличения ежегодной квоты, в случае не нарушения выборки квоты 2003 года, на 10 процентов, то есть пропорционально ожидаемого роста потребления оцинкованной стали в России.
Казахская сторона считает свое поведение на российском рынке вполне корректным. Наш южный сосед по СНГ утверждает, что сортамент проката поставляемого «ИспатКармет, якобы, не входит в перечень, определенный временным соглащением. Переговорщики с казахской стороны ссылаются на то, что дескать, ограничительные меры касаются листа толщиной свыше 0, 55 см., а металлурги Казахстана предлагают российским потребителям лист толщиной 0,55 см и тоньше. Восток дело тонкое, но в данном случае аргументы специалистов Министерства индустрии и торговли Казахстана не выдерживают критики. Ибо определяющим условием договора являются не номенклатура, а объемы оцинкованной продукции.
Наибольший ущерб от экспансии казахской оцинковки наносится ОАО «ММК». Ведь Магнитка ближе всех находится к Казахстанскому монополисту, который в силу географической близости обосновался на рынках тех же регионов, что и Магнитка.
В создавшихся условиях с молчаливого согласия правительства, Южноуральские металлурги оказываются в роли жертвенного тельца. Ибо существует ряд причин, по которым условия конкуренции между ОАО «ММК» и «ИспатКармет» нельзя назвать справедливыми.
Прежде всего, Казахская сторона предлагает оцинковку российским покупателям на 2-2,5 процента дешевле, чем это делает ОАО « ММК». В международной практике подобные уловки не проходят. Они именуются «демпингом». Игра на понижение некорректна с точки зрения традиционных, дружественных отношений сложившимися между нашими странами.
Ведь себестоимость проката в Казахстане из-за более низкой цены рабочей силы, электроэнергии, угля и металлолома значительно ниже, чем в России. В то время как уровень зарплаты российских металлургов пусть, не так как хотелось бы, но повышается. Развивается социальная сфера. Цены естественных монополий растут и по некоторым показателям достигают 33 процентов в год. Магнитка интенсивно занимается реконструкцией. Только за 2002 год на комбинате установлен реверсивный стан холодной прокатки для производства высококачественного автомобильного листа. Введен в строй новый агрегат непрерывного горячего цинкования (АНГЦ) Огромные затраты должны окупаться, предприятию необходимо зарабатывать прибыль, чтобы развиваться, завоевывать пространство на международных рынках. Нерешительность правительства в вопросе квотирования казахстанской оцинковки вынуждают Магнитку идти на необоснованное понижение цены. Это было бы, во первых, разрушительно для промышленной политики комбината. Но самое главное, что это некорректно по отношению к «ОАО «НЛМК», «Северстали».
Общее экономическое пространство между Россией и Казахстаном предполагают партнерство. Но если положить карты на стол, то станет очевидно, что «ИспатКармету» плохо удается играть роль бедного родственника. Ибо России и Казахстан имеют примерно одни квоты на поставку металлопродукции в Китай.
Но Магнитка делит эти квоты вместе с ОАО «НЛМК», «Северсталью» и другими металлургическими предприятиями в то время как « ИспатКармет» , как монополист, выбирает эти квоты в одиночку. Подсчеты показывают, что китайский рынок дает им возможность полностью закрыть свой экспорт. При этом надо учесть, что ввозные пошлины для Казахстана в Китай на порядок ниже, чем для Российских металлургических предприятий.
Комментарии читателей Оставить комментарий