Пригородные перевозчики конкурируют с авиаторами

Крупнейшие акционеры ОАО «Экспресс-пригород»: ОАО «РЖД» - 51%, мэрия Новосибирска - 24%, администрация Новосибирской области - 25%. В 2003 году объем пригородных перевозок из Новосибирска составил 34,5 тыс. человек (что соответствует уровню прошлого года).
- Насколько сегодня сильна в Новосибирске конкуренция в сфере пригородных перевозок между автомобильным транспортом и «Экспресс-пригородом»?
- К сожалению, не редкость, когда в электричке, например, на Пашинском направлении, вместо 440 человек едут 46 пассажиров, большая часть которых относится к льготной категории. Такое неэффективное использование электропоездов ежемесячно приносит компании около 100 тыс. рублей убытков. Чтобы их компенсировать, нужно или в 30 раз поднимать тарифы, или отказываться от маршрутов.
Сегодня мы смогли достичь понимания с автотранспортными перевозчиками в том, что бессмысленно в борьбе за пассажиров занижать стоимость проезда и работать себе в убыток. Важнее предоставить пассажиру право выбора. Недавно мы встречались с руководством Барабинского предприятия «Каинск-автотранс», которое обслуживает северные районы Новосибирской области. Соединив усилия по оптимизации перевозок, мы составили эффективную схему пригородного транспортного сообщения: пассажир, взяв билет на электропоезд и доехав до определенного пункта, может продолжить путь на автобусе.
Наиболее интенсивно конкурентная борьба с автоперевозчиками развивается на прибыльных междугородних маршрутах. Можно привести рентабельность направлений в летний период (на который приходится максимальный объем перевозок): Новосибирск-Омск - 49,6%, Новосибирск-Кемерово - 43,1%, Новосибирск-Новокузнецк - 41%. Здесь мы можем соперничать с автоперевозчиками, используя уровень сервиса.
- В прошлом году авиакомпания «Сибирь» начала перевозки пассажиров между Нижним Новгородом и Москвой по минимальному тарифу 300 руб., составив конкуренцию автомобильному и железнодорожному транспорту. Не опасаетесь такого же соперничества в Сибирском регионе?
- Мне известно, что, например, авиакомпания «Сибирь» планирует открыть регулярный рейс на маршруте «Новосибирск-Омск». Мы готовы конкурировать с ней на этом направлении. Хотя многое будет зависеть от ценовой политики авиакомпании. В любом случае выиграет пассажир, так как любая конкуренция приводит к улучшению сервиса.
- Когда будет образован холдинг, объединяющий «Кузбасс-пригород», «Алтай-пригород», «Омск-пригород» и «Экспресс-пригород»? Идея его создания обсуждалась еще в прошлом году.
- Вопрос о создании холдинга ОАО «Сибирская пригородная региональная компания» будет решен в июне на собрании совета директоров ОАО «РЖД». СПРК - это второй этап после образования на всех отделениях Западно-Сибирской железной дороги ОАО по пригородным перевозкам. ЗСЖД принадлежит 51% акций этих ОАО, 49% находятся в собственности субъектов Федерации. Координация компаний в рамках холдинга даст возможность не только создать единую систему организации пригородных перевозок на коммерческой основе, но и сформировать единый подход в вопросах возмещения затрат за льготный проезд, тарифной политики, определить приоритетные направления по инвестиционной деятельности и прочее.
Предполагается создание управляющей компании (100% ее акций будет находиться в собственности ОАО «РЖД»), которой будут переданы пакеты акций всех пригородных компаний, принадлежащие сегодня ЗСЖД. Доля участия субъектов Федерации никак не изменится.
Вопрос распределения имущества пригородных компаний пока не решен. Планируется, что пригородные поезда, которые раньше приобретались в собственность государства, теперь останутся в собственности субъектов Федерации. В свою очередь, они могут внести их в уставный капитал холдинга или сдать в аренду.
- Как компания решает проблему обновления подвижного состава?
- Сегодня в тарифах на пригородные перевозки нет инвестиционной составляющей, что существенно отражается на наших планах по обновления подвижного состава. В настоящий момент его изношенность составляет 70%. В областном бюджете 2004 года заложены средства на приобретение электропоезда (63 млн руб.), однако для окончательного решения проблемы этого недостаточно. Совместно с департаментом финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области разрабатывается схема сотрудничества ОАО «РЖД» и завода «Сибстанкоэлектропривод», который выпускает тягловые двигатели для пригородных электропоездов. Планируется заключение договора о поставке двигателей для компании «Экспресс-пригород». Обеим сторонам интересен этот проект, однако говорить о конкретных сроках его реализации пока рано.
- С какими итогами компания «Экспресс-пригород» завершила 2003 год?
- Самое главное - это финансовые показатели предприятия. В прошлом году мы впервые за всю историю пассажирских пригородных перевозок в России смогли выйти на нулевую рентабельность (в 2002 году убытки от пригородных перевозок составили 14,4 млн руб., в 2000 - 109,5 млн руб.). Общая сумма доходов составила 448,3 млн руб. Более 50% всех доходов компании - выручка от продажи билетов (в 2003 году - 225,3% млн руб., в 2002 году - 189,4 млн руб.).
Во многом сократить убытки удалось за счет развития непрофильного бизнеса. В прошлом году коммерческая деятельность предприятия принесла 34 млн руб. (в 2002 - 29,4 млн руб.). Это, например, увеличение товарооборота ресторана вокзала Новосибирск-Главный (он находится у нас в аренде) до 26 млн руб. (что на 30,7% выше показателей прошлого года), услуги туристического поезда «Зимняя сказка» (он также находится в аренде ОАО «Экспресс-пригород») - 2,3 млн руб.
Комментарии читателей Оставить комментарий