Детсад в память о русском друге

Дом, который построили вместе
Жизнь друга трагически оборвалась в расцвете лет. А до этого погиб Володин сын. Юлдаш мучился мыслью, что не все сделал, чтобы сберечь близких ему людей.
Как сейчас он помнит строчки из письма друга: “Юлдаш, настоящий друг у меня один - это ты. Конечно, если трудно будет, приеду только к тебе. Там меня все знают. Я почти свой. Знаю, для нас есть в деревне дом, а в Андижане квартира! Не продавай ее ни в коем случае. Будем жить рядом”.
После смерти Володи Юлдаш не смог дальше жить в своем огромном доме - 600 “квадратов” - в узбекской деревне Матхашим. Задумал его Юлдаш не для себя, а для беженцев, которые могли бы приехать сюда от войны и жить среди честных людей и благодатной природы. Два урожая в год дает щедрая земля Узбекистана.
Володя помог деньгами на строительство дома. Сказал при этом:
- Назад денег не возьму. Потратишь на детишек, которым надо будет помочь.
Никто не знал, что в Узбекистане скоро начнутся свои “заморочки”. Что взорвется мир и в этой стране. В таких случаях даже в гости не приглашают, не то чтобы насовсем жить.
Вот и заселились сами. По торжественным случаям и в отпуска русская и узбекская семьи встречались за гостеприимным столом в новых хоромах. Но как жить теперь в них одним? Все здесь напоминает о погибшем Володе.
Совет в деревне Матхашим
Юлдаш собрал на совет своих земляков, которые знали и помнили Владимира Попова. Таких набралось очень много. Кто-то ездил в Россию и обязательно останавливался пожить в доме русского друга Юлдаша . Кому-то помогли лекарства из России. В каждый приезд Володя обязательно передавал их в местный медпункт со словами:
- Помогайте всем, кому нужно. Денег не берите.
И вот такому совету Юлдаш доверил свои сокровенные мысли. Сказал, что он и его семья решили отдать свой большой дом под детский сад на 100 мест. Но переоборудовать его надо общими силами.
Юлдаш выехал с семьей в другое помещение, а в дом с кирками и топорами пришли земляки. Они стали пробивать стены, чтобы увеличить число входов и выходов, ставить дополнительные лестницы. Даже противопожарную систему провели, установили емкость для воды. Мечтали сельчане о том, как разобьют вокруг детского сада фруктовый сад, огород, теплицы, построят бассейн. Хотели завести пасеку.
В свободные от работы часы обсуждает Юлдаш идею с фермерами-односельчанами. Все соглашались поработать на народное дело. Один предложил сто курочек, второй - молока вдосталь, третий - тонну зерна, четвертый - целиком весь первый урожай.
Закавыка вышла откуда не ждали. Земли, что была при доме, не хватило на площадку для детского сада. А еще задуманы были бассейн, пасека, теплицы. И надо было приобретать оборудование, необходимое именно для дошкольного учреждения. Советом было решено, что Юлдаш и еще пятеро строителей поедут на заработки в Москву.
Гангстеры
и филантропы
Они уже поехали с деньгами в аэропорт Домодедово. Юлдаш вышел из такси, чтобы узнать, когда будет ближайший рейс домой. Друзья были в машине. Юлдаш оставил под их присмотром все свои вещи, документы, деньги.
Выйдя из здания, он не нашел машину. Ему сказали, что таксист умчался, а друзей забрали в милицию. Якобы, для проверки документов.
Пришлось Юлдашу идти выручать земляков. Рассказал он про русского друга, про детский сад, который земляки хотят построить в память о нем.
Вроде слушали внимательно. Но уловили “главное” для себя: мужики с деньгами.
Один из сотрудников спросил:
- Ты детям помогаешь, а нам не хочешь помочь?
Юлдаш подал пятисотенную купюру.
- Мало, - услышал в ответ.
Пришлось добавить еще одну такую же бумажку. Это была вся наличность Юлдаша, поскольку основная получка уехала на такси. Так ее потом Юлдаш и не нашел. “Детская доля” составляла 4 тысячи долларов.
В дневнике он напишет потом: “Эту зиму я провел в Москве почти мертвецом, от стыда и безнадежности”.
Дома ждали его две жены (это у них разрешено) и три дочери. Домой он поехал умирать, не веря уже ни во что светлое. Семья и земляки вернули его к жизни. И вот он снова едет в Россию на заработки. Теперь уже в Петушки Владимирской области.
Добрые дела национальности
не имеют
Память о Володе зовет его не ждать, а творить добро своими руками. И на Владимирской земле он стал участвовать бескорыстно в ремонте библиотек, музеев, детских дошкольных учреждений.
В Петушках он организовал детскую библиотеку самообслуживания. Сам смастерил стеллажи, накупил книжек. Что почитать, дети выбирают сами. Лично отмечают взятое и возвращенное в журнале. Художественный руководитель Дома культуры, где находится библиотека, В.Лакис, отмечает, что такая форма работы ребятам очень нравится.
Юлдаш сделал косметический ремонт и в здании ДК, изготовил стенды, на что у районного бюджета не было денег.
А накануне выборов 14 марта Юлдаш с односельчанами отремонтировал козырек над входной дверью ДК, забетонировал площадки перед входом, чтобы избирателям было удобно идти на выборы. При этом пошутил, что эта его работа - знак уважения всем кандидатам в президенты России и будущему победителю. И Юдлаш, и его ушедший русский друг с огромным уважением относятся к президенту Путину.
Сейчас Юлдаш бескорыстно помогает в ремонте помещения картинной галереи, строит беседки в детских садах и начал помогать ветеранам.
Имя первой счастливицы, которой он подправил дом и забор, Юлдаш пока держит в секрете. Основная работа у него впереди. В следующем году к 60-летию Великой Победы Юлдаш обещает оказать помощь 60 россиянам-ветеранам Великой Отечественной войны. Он просит через газету “Призыв” обратиться к тем нашим читателям, у которых в этом огромная нужда.
Комментарии читателей Оставить комментарий