Авария на “Сибирском” - дело прекращено

Для того чтобы проверить правдивость показаний одного из ключевых свидетелей аварии на шахтоуправлении “Сибирское” в Анжеро-Судженске, следователи использовали детектор лжи.
Недавно прокуратура Кемеровской области прекратила уголовное дело по факту аварии на шахтоуправлении “Сибирское” - за отсутствием события преступления. Напомню, что тогда во время взрыва метана погибло пятеро горняков. Причиной взрыва, как считают эксперты и следователи, стал выброс скопившегося за время отключения электроэнергии метана из монтажной камеры №103 в разведочный штрек №105. Злополучный выброс произошел из-за несанкционированного включения вентиляторов местного проветривания, которые обеспечивали циркуляцию воздуха в тупиковой выработке.
Около 8-ми утра на пульт диспетчера шахты поступила информация об отключении электроэнергии. На устранение неисправности отправился электрослесарь. Выясняя причину отключения электричества, он продвигался от одной соединительной ячейки к другой вдоль по направлению силового кабеля. В ячейке №35 он обнаружил закопчение, зачистил контакты и сообщил диспетчеру об устранении неисправности. После этого напряжение на шахту вновь было подано.
Однако, как считает следствие, истинную причину отключения погибшему работнику шахты установить не удалось. А ею стал порыв кабеля в разведочном штреке №105. Возможно, здесь при повреждении изоляции происходил длительный разогрев кабеля, который привел к его порыву.
После подачи электроэнергии произошло несанкционированное включение вентиляторов местного проветривания. Именно из-за этого метан, скопившийся в тупиковой выработке - монтажной камере №103, в течение десяти-пятнадцати секунд попал в штрек, где находился искрящий кабель. Произошел мощный взрыв - стойки повалило в радиусе до ста метров от эпицентра. Затем начался сильный пожар, который не удалось полностью прекратить до сих пор. Сейчас штрек и все уклонное поле №7, в котором произошла авария, залиты водой для ликвидации пожара. Однако, согласно данным приборов, под землей еще фиксируются очаги повышенной температуры.
По сути, перед следствием стояла одна задача: узнать, почему же включились вентиляторы и кто их включил. Дело в том, что, согласно требованиям техники безопасности, после длительных перебоев в энергоснабжении включать их можно только после выполнения определенных мероприятий по разгазированию, когда будет достигнута низкая концентрация. В момент взрыва в монтажной камере концентрация метана составляла около 7 процентов (предельно допустимая - всего 2 процента).
Как заявил старший следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Кемеровской области Вадим Гуськов, вентиляторы могли включиться только по трем причинам: это мог сделать оператор аэрогазовой защиты; нажали кнопку “Вкл.” горнорабочие, которые находились непосредственно в штреке; кнопка включения оказалась заранее заблокирована и находилась в нажатом положении.
Все три варианта отрабатывались. Результат следующий. В ходе следствия в качестве свидетеля была допрошена оператор аэрогазовой защиты, которая работала в тот день. Она заявила, что вентиляторы не включала. Что вполне логично - контрольное время остановки вентиляции в выработке было превышено кратно. Однако не остановившись на традиционном допросе, сотрудники прокуратуры подвергли ее обследованию на полиграфе, известном более как “детектор лжи”. Эта процедура не выявила каких-либо несоответствий в показаниях свидетеля.
Оставшиеся в живых горняки, находившиеся неподалеку от взрыва, тоже отрицали факт запуска ими вентиляторов, поскольку в тот день работы в выработке по добыче угля не велись и такой необходимости не было.
Остался единственный вариант - кнопка запуска была заранее заблокирована. Такое, в нарушение техники безопасности, мог сделать кто-то из шахтеров: каждый раз, даже при кратковременном отключении электроэнергии, приходится идти к пульту управления вентиляторами и запускать их. Видимо, для того чтобы сэкономить время, кнопку запуска блокируют (подпирают) в нажатом состоянии, и после очередной подачи электричества вентиляторы включаются автоматически.
Кто это мог сделать и делал ли вообще, так и осталось невыясненным. Сначала в месте трагедии бушевал пожар, теперь оно залито водой. Следователь, который вел дело по факту аварии, решил прекратить уголовное дело за отсутствием события преступления. Как пояснил Вадим Гуськов, следствию не удалось выяснить конкретных причин взрыва, а полагаться на догадки и действовать путем исключения не положено.
Возможно, после того как из затопленной выработки откачают воду и будут выяснены новые обстоятельства, постановление о прекращении дела отменят. Но, скорее всего, никаких новых обстоятельств не появится.
...В областной прокуратуре не смогли предоставить статистику того, как часто при авариях на шахтах удается установить виновных, если таковые имеются, но с большей или меньшей степенью уверенности можно утверждать, что подобное завершение расследования, как в случае с шахтоуправлением “Сибирское”, - наиболее частый вариант развития событий. Взрыв в разведочном штреке 105 лишил жизни пятерых горняков, а огонь и вода уничтожили следы, по которым можно было узнать истинную причину катастрофы.
P.S. Ситуацию с расследованием уголовных дел по фактам аварий на шахтах Кузбасса “МК в Кузбассе” прокомментировал следователь по особо важным делам прокуратуры города Прокопьевска Виталий Загороднев, которому не раз приходилось расследовать подобные события.
Около двух лет назад по взрыву на шахте имени Ворошилова в Прокопьевске (тогда под землей погибли четыре горняка) было возбуждено уголовное дело. В результате три человека - горнорабочий, мастер-взрывник и горный мастер, - проводившие взрывные работы на шахте с нарушением требований техники безопасности, получили по четыре года лишения свободы условно.
В июне этого года вынесен судебный приговор по вспышке метана на шахте “Зиминка”, которая произошла зимой 2004 года. На этот раз, к счастью, никто из горняков не погиб. Пострадало пять шахтеров, один из них получил тяжкие телесные повреждения - значительные ожоги тела. На “Зиминке” взрывные работы тоже проводились с нарушениями. В связи с этим работники шахты - горный мастер и мастер-взрывник - получили по одному году лишения свободы условно.
Комментарии читателей Оставить комментарий