Общество

Бороться и искать, найти и заработать – заголовок
Как корреспондент «МК» удовлетворял денежный интерес – подзаголовок
«Безработная» статистика в Курской области помолодела: сегодня каждый третий в поисках применения своих сил и знаний – молодой человек, не достигший 29 лет. Казалось бы, найти достойную работу в таком возрасте проще простого. На каждом углу – море заманчивых предложений. И лишь последние лентяи не спешат ими воспользоваться. Так это или нет, на своем опыте проверял корреспондент «МК» в Курске».
«Гадом буду, мы солидная фирма!» – подзаголовок
«Требуются молодые энергичные сотрудники от 17 до 29 лет в солидную фирму. Заработок высокий» Далее следовал номер телефона. «Это мне подходит», – подумал я (мне как раз 17) и позвонил.
Не поинтересовавшись моими данными (образование, возраст, специальность) молоденькая девушка принялась объяснять, как я должен добраться до места. Даже по телефону это было занятием непростым, а на деле и подавно. Вся солидная фирма (как гласило объявление) состояла из трех помещений в ветхом здании с ободранной штукатуркой. Коридор, где меня с криками «Ходют тут!» чуть не избила уборщица. Пустая приемная, без секретарши и мебели.
И сам кабинет начальника. На столе, который в прошлой, до фирменной жизни служил школьной партой (плохо смытые надписи типа «Вася – козел»), стояли колбочки с карандашами и пачка бумаги.
На фоне этой разрухи за партой сидел директор – парень лет 25-ти – в костюме, при галстуке и с интеллигентным выражением лица.
– Проходите-проходите. Не обращайте внимания, у нас ремонт.
– Добрый день, я по поводу работы.
– Да-да. Я в курсе. Давайте, вы сейчас заполните анкету, а потом мы побеседуем.
Бланк анкеты, куда требовалось записать ФИО, паспортные данные и телефон, явно был набран вручную на машинке, да еще и с ошибками. Названия фирмы нигде не было.
С чистой совестью я вписал выданной обгрызенной ручкой в анкету сведения «с потолка». После чего со мной приступили к процедуре собеседования.
– Наша компания является филиалам крупной московской фирмы, торгующей бытовой техникой, – с энтузиазмом начал парень и неоднозначно посмотрел на коробку с электрочайником на подоконнике. – В Курске мы работаем первый месяц и только набираем штат сотрудников. Естественно, вас интересует будущая зарплата. Мы не шарлатаны и не мошенники, никто миллионов не обещает. Но десять-пятнадцать тысяч для начала вполне реальны.
Он говорил о четырехстах долларах, как о мелочи. Мол, даже наша уборщица в коридоре за эти деньги и окурок с пола не поднимет. Словесный поток был столь стремителен, что улавливать смысл становилось все труднее. Но он вновь и вновь повторял, что они серьезные люди с большими связями. Разве что в грудь себя не бил, причитая: «Гадом буду, мы солидная фирма».
И все же несколько подозрительных вещей я для себя обозначил. Название у фирмы было строго засекречено. Мои профессиональные данные никого не интересовали. А главное, смысл работы являлся большой тайной. «Проводить рекламные акции, активно участвовать в жизни компании», – звучало как-то неопределенно. В конце концов, директор пообещал, что расскажет все завтра.
На следующее утро я познакомился со своими коллегами. Обкуренного вида парень и три сельские барышни тоже жаждали получать ни за что по пятнадцать тысяч в месяц, а не комбайнерить и доить коров в деревне.
Директор посожалел о том, что не все прихватили с собой паспорта, и представил наших персональных инструкторов, дабы те сопроводили нас до нужного объекта (не на военную ли базу?)
– Вернетесь вечером, может, вас покормят. Общайтесь, задавайте вопросы. От вашего поведения будет зависеть ваш карьерный рост.
У здания, как по команде, появилось с полдесятка ободранных «жигуленков». Мы уселись в один из них. Неожиданно к нам (водитель, инструктор и я) присоединился бородатый черногривый мужчина и сверкнул очами в мою сторону.
– Куда поедем-то? – робко спросил я, поняв, что лучше бы оставался безработным, но живым.
– В Суджу, на объект, – ответил водитель, и все трое идиотски засмеялись. Мне стало совсем не по себе.
– Подождите, я забыл директору паспорт отдать, – вспомнив театральное прошлое, как можно спокойнее и естественнее сказал я.
Уйти по-тихому было делом техники. Конечно, насмотревшись телевизора, я представлял самые ужасные варианты дальнейшего развития событий. Вплоть до продажи в рабство. На деле профессия «коробейника», предлагающего селянам купить «со скидкой, всего за 500 рублей» новый утюг (вот она – рекламная акция), не такая уж и опасная. Но, как говорится, игра не стоит свеч.
Брак из-за кривых ножек – подзаголовок
Меня привлекло объявление с громким заголовком: «Хотите финансовой независимости? Работа для души и кошелька».
Набираю номер. Трубку снимает душевная женщина лет пятидесяти, сразу обескураживая меня вопросом:
– А вы здоровы?
– В каком смысле?
– Ну, как ваше здоровье?
– Спасибо, не жалуюсь.
– А хотите сохранить его на всю жизнь?
– Да, было бы неплохо.
– Тогда вам точно нужны наши биологические препараты.
– А в чем сама работа?
– Нужно приводить в нашу фирму таких же здоровых людей, как вы. Хотя бы по три, четыре человека в месяц. График свободный, приезжайте, на месте все обсудим.
– А сколько я буду получать?
Зря я спросил. Женщина приняла вопрос чуть ли не за личное оскорбление:
– Да вы хоть знаете, что такое сетевой маркетинг? Это ведь неограниченные возможности. Например, самый высокий заработок в месяц, который мы зафиксировали – 300 000 рублей (а почему не долларов? – авт.).
К счастью, сетевой маркетинг был мне прекрасно знаком. А чего здесь сложного? Всего только и нужно, что накупить в фирме всяких одурманивающих препаратов и напичкать ими себя, своих родственников и друзей. Если после месячного применения чудо-лекарств вы чудом останетесь живы, вам, возможно, предложат еще раз закупить партию этих препаратов. Но теперь по супердешевой цене. Также в ваши обязанности войдет еженедельные посещение семинаров, на которых толпы озабоченных здоровьем бабушек будут хвастаться прекрасной шевелюрой, длиной ногтей и прочим, вплоть до цвета кожи.
Следующее объявление выглядело еще заманчивее: «Несложная надомная работа. Зарплата от 7000 рублей в неделю». На этот раз мне гробовым голосом ответил автоответчик. Сообщил он мне примерно следующее: «Здравствуйте! Вас приветствует компания «ХХХ» по выращиванию на дому грибов вешенок. Чтобы узнать время собеседования, нажмите цифру один…»
С этим вариантом тоже все ясно. За определенную (не самую маленькую) сумму вам предоставят посадочный материал и технологию выращивания, после чего за несколько месяцев вам предстоит познать все прелести домашнего грибоводства. Ежедневно по несколько раз поливать грибочки, дуть на них, обмахивать веером, рассказывать сказки… И так далее. Результат известен заранее – партию забракуют.
Это вам непонятно, почему (вырастили грибы, как и договаривались, а не огурцы или помидоры). А работодателю найти причину отказа легко. Либо ножки у них кривые, либо шляпки не того цвета, либо просто уже перезрели.
Тот же механизм действует и в случае надомной работы по сборке карандашей, ручек, пуговиц и т. д.
Усатый нянь – подзаголовок
И все равно безработным я оставаться не собирался. Просто перешел от категории «Легкие деньги задаром» к «Горбатиться весь день за копейки». И добился-таки своего.
Первым взять меня решился ночной клуб игровых автоматов. Моментально я был предупрежден о будущих материальных обязательствах. В случае недостачи крайним окажусь именно я. И все недосчитанное будет возращено из моей небольшой зарплаты (3000 рублей в месяц).
Риск, конечно, есть. Знающее люди рассказывали, что на недостаче можно попасться так, что бесплатно работать придется годы. И не только кассиром. Но все же устроиться в какой-нибудь игровой клуб реальнее всего даже молодым людям без высшего образования. Фактически я был принят, и черкнуть долгожданную галочку в блокноте имел полное право.
Вторым вариантом трудоустройства могла стать автомойка на улице Пионеров. Грустный голос честно уведомил – получать я буду мало (2500 рублей), а работать много (сутки через двое). Приступать могу хоть сегодня, портить ненужными записями трудовую книжку не обязательно.
В блокноте появилась вторая заметка. Голодной смертью умереть мне не грозило, но я совершил последний контрольный выстрел, вернее, звонок.
Детский садик №78 города Курска оказался многократно привередливее клуба и автомойки вместе взятых. Заведующая потребовала корочку о высшем педагогическом образовании. Но, узнав, что разговаривает с учащимся, очень огорчилась. В садике №18 отбор оказался менее строгим. Правда, снявшую трубку девушку немного смутило одно обстоятельство. Мужчины раньше в этом детсаду не работали, тем более нянечками. И потому считались существами дикими и странными.
Но я заверил, что безумно люблю детей, и пообещал, что мы обязательно создадим прецедент. Помогло. Методист попросила трудовую книжку. Спросить о зарплате я постеснялся.
Таким образом, о дальнейшем трудоустройстве можно было не беспокоиться и смело шантажировать редакцию просьбами о повышении зарплаты. Чего я делать, конечно, не собирался, памятуя об угрозе попасть в плен к горячим кавказским парням, или, того хуже, к сопливым детям в ясли.
Дмитрий ГОРБУНОВ.
Врезка:
«Белые воротнички» могут идти в сад – заголовок
Специалисты по трудоустройству заявляют: Курская область не особо нуждается в «белых воротничках» с дипломами о высшем образовании. Другое дело – рабочие профессии. Маркетинговые исследования на рынке труда области показали, что потребность в специалистах с высшим образованием составляет всего 7 процентов, со средним профессиональным – 3 процента. В то время как с начальным профессиональным – 90 процентов.
– Проблема безработных выпускников в том, что они поступали в вузы исключительно ради «корочки», может быть, под давлением родителей, и не ясно представляли себе перспективы трудоустройства, – рассуждает заместитель директора курского городского Центра занятости Олег Басов. – В итоге, «модными» юристами и экономистами Курская область обеспечена на многие годы вперед, а рабочих не хватает. Сейчас требуются специалисты строительного профиля, по металлообработке, по обслуживанию коммунального хозяйства, водители, механизаторы, продавцы. Еще одна проблема – выпускники вузов не в меру амбициозны. Они желают получать сразу 5-6 тысяч рублей. Но это маловероятно, начинать приходится с 2-3-х тысяч рублей. Молодые люди обижаются – разве это деньги? К тому же очень мало работодателей, которые считают, что надо брать вчерашнего студента, потому что из него можно «лепить» сотрудника под свою фирму. Большинству требуются специалисты с опытом. В то же время рабочий – например, газоэлектросварщик – может зарабатывать сразу 5-6 тысяч рублей. Престиж, ясное дело, не тот. Многие выходят из этого положения так: учатся и работают одновременно.
Комментарии читателей Оставить комментарий