Крещение премьера

Во вторник в Свердловской области стартовал бюджетный процесс, который обещает стать историческим. Дело в том, что впервые за последние 9 лет участвующий в нем премьер Алексей Воробьев выполняет не только полномочия менеджера, но и является публичным политиком, с именем которого ассоциируется свердловское отделение «Единой России». О том, как проходило боевое крещение нового политика, на какие уступки кабинет министров пошел сразу, а какие приберег на потом, что вывело Алексея Воробьева из себя и кто добавит перца в работу согласительной комиссии, – в материале «УралПолит.Ru».
Принятие бюджета региона считается одним из главных, если не единственным, козырем, которым обладают Законодательные собрания всех 89 субъектов Федерации при работе с исполнительной властью. Свердловская область – не исключение. Хотя у среднеуральских депутатов поводов для торга с правительством и губернаторов всегда хватало, бюджет уже много лет считается священной темой, на которой за один месяц можно заработать столько (как в денежном, так и не в материальном плане), что хватит на весь год.
Прелюдия к борьбе
О том, что борьба за бюджет-2005 будет сложной, стало понятно еще в начале работы Думы нынешнего созыва, когда одна интрига председателя бюджетного комитета Бориса Чойнзонова едва не лишила «единороссов» этого важного объединения. Напомним, что тогда потребовалось вмешательство главы администрации губернатора Вениамина Голубицкого, усилиями которого господин Чойнзонов был смещен, а на его место посажен Владимир Терешков. История продолжилась скандалом имени Бориса Змеева, депутата-коммуниста, не появлявшегося на заседаниях бюджетного комитета.
И вот бюджет попал в Думу, и в правительстве мало кто сомневается – он будет принят в срок. В качестве доказательства в кабинете министров приводят вторничное заседание Думы, на котором без лишнего шума были приняты поправки в Устав области, «висевшие» почти два года. Думское большинство в 18 человек, подчиняющееся напрямую Алексею Воробьеву, может еще и не такое, тем более вместе с тремя депутатами, лояльными администрации Екатеринбурга. Уверенность господина Воробьева в своей грядущей победе показывает и его заявление о свободном голосовании по бюджету для депутатов-единороссов.
Первые плоды этой вольницы премьер почувствовал на себе уже во вторник. Понимая, что реально принятию бюджета не помешать (на субботней встрече мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и Алексея Воробьева вопрос об одобрении законопроекта был решен), народные избранники решили воспользоваться положением и поиграть у премьера на нервах. План был прост – максимально затянуть рассмотрение вопроса. Этот метод применяется депутатами давно, и не только по отношению к премьеру. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель периодически также вынужден наблюдать за прениями парламентариев и тем, как маленькая, но гордая оппозиция блокирует все инициативы большинства.
Первые уступки премьера
Уникальность нынешней ситуации была в том, что под огнем критики оказался не просто премьер Алексей Воробьев, девять лет при рассмотрении бюджета отстаивающий позицию исполнительной власти, но и впервые как публичный политик, представляющий «Единую Россию». Бонусом к этому статусу можно добавить его временный титул «и.о. губернатора». В общем, депутатам было чему порадоваться. Они и повеселились. Всего господину Воробьеву задали больше двух десятков вопросов. Казалось бы, их авторами могли стать почти все присутствовавшие на заседании, но нет, в основном выступали шестеро: Илья Борзенков, Евгений Порунов, Сергей Архипов, Борис Чойнзонов, Александр Бурков и Геннадий Тверитинов. Суть их претензий мало чем отличалась от критики, высказанной в прошлый четверг. Просто премьеру снова и снова приходилось отвечать на проблемные вопросы, показывающие насколько мизерна помощь областных властей.
Складывалось впечатление, что Алексей Воробьев от подобного общения даже получал удовольствие. Когда спикер Николай Воронин попытался остановить Александра Буркова, задававшего сразу несколько вопросов, премьер осек самого председателя Думы и начал шутить, отвечая на каверзное уточнение о налогах, выплаченных Нижнетагильским меткомбинатом. Даже сенсационное заявление о готовности правительства все-таки увеличить зарплату бюджетникам с 1 июля 2005 года премьер сделал вкрадчивым голосом. Произошло это настолько тихо, что даже мало кто понял всю важность момента – фактически до начала работы согласительной комиссии исполнительная власть пошла на первые уступки.
Вывести Алексея Воробьева из спокойного состояния удалось только на 115-й минуте обсуждения, когда депутаты затронули свою третью по популярности тему получения доходов (первая, как известно, – продажа резиденции губернаторов, а вторая – сокращение областных чиновников) – отказ от покупки нижнетагильского санатория «Руш». Тут премьер не выдержал и эмоционально рассказал о работающих койках в пансионате «Чусовское», пообещав, что также – то есть без бюджетной помощи – будут работать койки в «Руш», и лечиться на них будут все свердловчане.
Меньшевики-раскольники
Впрочем, всю живость своего характера Алексей Петрович продемонстрировал во время обсуждения технического вопроса работы Думы. Неожиданно выяснилось, что те депутаты, на которых уже несколько недель ссылается министр финансов области Мария Серова, говоря о первоначальной поддержке Думой проекта бюджета, никем не избраны. Точнее, так: депутаты Терешков, Бабушкина, Талашкина, Артемьева бюджет рассматривали, свои поправки вносили, вот только делать это от имени Думы не имели никакого права. Малочисленную оппозицию возмутило, что на столь важный торг их не позвали.
Казалось бы, что тут такого – от их голосов все равно ничего не зависит, но Алексей Воробьев воспринял замечания близко к сердцу. Настолько близко, что тут же встал со своего места, вышел в проход и начал без микрофона объяснять сложившуюся ситуацию. Сделать ему это удалось – депутаты поуспокоились, и своей новой жертвой выбрали уже не Алексея Воробьева, а Владимира Терешкова. Развлечения ради они решили поссорить председателя комитета и руководство Думы. По инициативе Николая Воронина, сопредседателем согласительной комиссии от нижней палаты парламента должен был стать вице-спикер Наиль Шаймарданов. Между тем, в прошлом году аналогичный пост занимал тогдашний председатель комитета Борис Чойнзонов. Зная об амбициях Владимира Терешкова, оппозиционеры начали предлагать его на должность зампредседателя, надеясь тем самым поссорить его с Николаем Ворониным. Но в присутствии Алексея Воробьева от амбиций господина Терешкова не осталось и следа, и он лишь улыбнулся, услышав лестное предложение.
Что можно «сдать», чтобы бюджет принять?
Так что итоговое голосование – несмотря даже на отчаянную попытку Ильи Борзенкова начать править бюджет, не пройдя первое чтение, – прошло без интриги. 22 депутата из 26 проголосовали «за». Конечно, теперь все зависит от того, как пойдет дальнейшее рассмотрение. Небольшой торг с депутатами областная власть уже начала. Вот один пример. Во вторник на заседании Думы депутат Георгий Перский начал критиковать сокращение расходов на программу по реабилитации осужденных. «Ко мне обратилось руководство ГУИН, которым снова недофинансируют программу содействия вышедшим на свободу. Им надо-то около 100 рублей на человека, чтобы паспорт и трудовую книжку выдать. Общие потребности – 5 млн. рублей, а в проекте бюджета значится 500 тысяч. Может, нам не стоит покупать «Руш» за 270 млн., а лучше направить часть денег на эту программу. Тогда вышедшие из тюрем будут хотя бы иметь шанс на нормальную жизнь. У них будут документы», - заявил господин Перский. После этого к депутату в коридоре подошел Алексей Воробьев и гарантировал, что все вопросы будут решены.
По мнению наблюдателей, эта уступка, равно как и обещание увеличения зарплаты бюджетникам появились из-за нового статуса Алексея Воробьева, в котором он не может, подобно коллегам по партии, не замечать других инициатив и вынужден как политик реагировать на чужие публичные заявления. При этом понимая, что для оппозиции нынешняя ситуация безальтернативна. Правда, только до тех пор, пока существует союз с администрацией Екатеринбурга. Фактически, областным властям надо продержаться чуть больше месяца – именно такой срок запланирован на рассмотрение проекта бюджета в Облдуме. В рукаве у Алексея Воробьева есть несколько козырей: 140 млн. рублей, которые хочет получить Аркадий Чернецкий, состав горизбиркома и документы, изъятые во время выемки в мэрии.
Если все эти козыри будут использованы правильно и господин Чернецкий сохранит союз с правительством, нынешнее рассмотрение бюджета грозит стать одним из самых прогнозируемых. С другой стороны, даже в ситуации полной предсказуемости нельзя списывать со счетов бывшего председателя бюджетного комитета Думы Бориса Чойнзонова. Хотя в настоящий момент его статус – рядовой депутат - господин Чойнзонов давно зарекомендовал себя как человек, способный создать проблему на пустом месте. Не случайно после принятия бюджета в первом чтении министр финансов Мария Серова поблагодарила Бориса Цыреновича за то, что он не сильно критиковал проект. Однако, по некоторой информации, в ближайшие дни Борис Чойнзонов добавит перца в работу согласительной комиссии.
Комментарии читателей Оставить комментарий